Россия
20:53, 17 сентября 2010

Единая оппозиция Российские демократы решили вернуться во власть

Представители так называемой внесистемной оппозиции сделали очередную попытку объединиться. За прошлые годы таких попыток набралось с десяток, однако раз за разом они проваливались. Несмотря на это Михаил Касьянов, Борис Немцов, Владимир Рыжков и Владимир Милов не теряют надежды создать единую демократическую партию, которая примет участие в парламентских выборах. Для этого им необходимо собрать 45 тысяч сторонников и зарегистрировать партию в Минюсте. А там, глядишь, и за пост президента можно побороться.

Об объединении оппозиции в нечто цельное было торжественно объявлено 16 сентября. Стоит, правда, оговориться, что речи о создании единой правой коалиции пока не идет - объединение "За Россию без произвола и коррупции" сформировали лишь лидер движения "Российский Народно-демократический союз" Михаил Касьянов, член движения "Солидарность" Борис Немцов, лидер движения "Демократический выбор" Владимир Милов и бывший глава ликвидированной Республиканской партии Владимир Рыжков. То есть, те "правые", кто в последние годы находился "за бортом" официальной политики, в отличие от зарегистрированных "Яблока" и "Правого дела".

Тем не менее, отцы-основатели ЗРБПИК (эта аббревиатура еще не устоялась, и есть надежда, что ее все же будут использовать по-минимуму) надеются подвинуть признанные Кремлем правые партии. Сделать это будет, конечно же, непросто, учитывая главную цель новой коалиции - смену стратегического курса страны. Представить, что министерство юстиции зарегистрирует партию, выразившую желание отстранить от власти действующих руководителей, можно разве что только в самом розовом либеральном сне.

Вокруг создания на базе коалиции партии, которая в 2011 году пойдет на выборы в Госдуму, вообще развернулась большая дискуссия. Причем - что характерно - дискуссия эта шла внутри нового объединения, что намекает на наличие в нем противоречий уже сейчас. Противники идеи создания партии (главным из них стал член президиума "Солидарности" Илья Яшин) заявляли о бесполезности этой затеи, поскольку вопрос регистрации лежит не в юридической, а в политической плоскости. "Давайте называть вещи своими именами: надо идти к Суркову и договариваться с ним. Если хотите всерьез регистрировать партию, а не просто пошуметь - придется брать на себя унизительные и неприемлемые обязательства при негарантированном результате", - заявлял Яшин. Добавляя: никаких преимуществ регистрация партии не даст - встраивание в "кремлевскую псевдопартийную систему" будет просто бесполезной тратой времени.

Позиция Яшина предельно проста - поскольку выиграть у нынешней власти, играя по ее правилам, нельзя, значит нужно сосредоточиться на протестной деятельности. "Вот когда соберется на Триумфальной площади 100 тысяч наших сторонников - пусть попробуют в Кремле не регистрировать наших кандидатов на выборах. Это уже будет разговор с позиции силы", - настаивал бывший лидер молодежного "Яблока".

Однако его более опытные товарищи придерживаются более традиционной точки зрения - раз речь идет о серьезном деле (смена власти - шутка ли!), то и внешнее оформление новой политической силы должно быть более взрослым. И собственная партия для этого - то, что надо. Проблема в том, что при всем желании принять участие в парламентских выборах, шансов на это у либералов немного - и дело здесь не в Суркове.

По закону, для того, чтобы стать участником выборов в Госдуму, которые пройдут в декабре 2011 года, партии нужно быть зарегистрированной за год до этого - то есть, уже в ближайшем декабре. Регистрация требует набрать 45 тысяч сторонников, а такого количества у всех членов коалиции вместе взятых никак не набирается - по подсчетам члена "Солидарности" Романа Доброхотова, либералы не располагают и 10 тысячами.

Впрочем, участники коалиции настроены крайне позитивно. "Меня пока приятно удивляют в этой истории конструктивный настрой собравшихся и готовность идти на серьезные уступки друг другу", - написал в своем блоге инициатор объединения Владимир Милов. На какие конкретно уступки пришлось идти собравшимся, Милов, к сожалению, не уточнил, однако судя по заразительному оптимизму создателей объединения, неподъемными они не были.

При этом не до конца понятно, в чем заключается идеология новой коалиции. В подписанном Касьяновым, Немцовым, Рыжковым и Миловым соглашении туманно говорится о борьбе с воровством, коррупцией и бюрократическим произволом, а также о защите прав граждан и основных демократических институтов - однако это больше похоже на скучный популизм, чем на серьезную платформу.

Хромает и антипутинская направленность коалиции - у большинства населения России (по последним опросам, рейтинг Путина составляет 66 процентов) она вряд ли вызовет особый восторг. Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко в беседе с "Независимой газетой" высказал мнение, что активность премьера в социальных вопросах делает его ближе к россиянам, да и понимает он в них больше, чем оппозиционеры. "Абстрактное требование свобод волнует не очень большую часть населения. Люди слишком озабочены конкретными вещами - своими материальными проблемами, возможностью карьерного роста для молодежи, угрозой повышения пенсионного возраста в условиях снижения уровня и продолжительности жизни", - добавил политолог.

Внутри коалиции по вопросу Путина тоже не все гладко - при абсолютно четком желании Немцова, Милова, Касьянова и Яшина убрать действующего премьера из политики, другие участники настроены не так радикально. Один из создателей "За Россию без произвола и коррупции" бывший зампред Центробанка Сергей Алексашенко еще в июне заявлял, что "от крикливых лозунгов вроде "Долой Путина!" лучше отказаться, потому что ни у кого по-настоящему нет компромата на высшее руководство". "У верхушки есть своя идеология, они не только из-за денег там держатся. И нечем нам ее крыть", - отметил экономист.

То, что сами оппозиционеры к этой самое верхушке стремятся, было заявлено еще при создании коалиции. Одна из поставленных перед коалицией задач - выбрать единого кандидата в президенты на выборах 2012 года, однако с учетом прошлых неудачных попыток договориться, перспектива побороться за власть для демократов довольно туманна. Имена возможных кандидатов на поверхности - это и Немцов, и Касьянов и Рыжков. При этом каждый из них - фигура довольно масштабная и самостоятельная, поэтому по какому принципу они будут выбирать самого достойного - не ясно. Сумеют ли они сохранить единство в ближайшие два года - тоже вопрос, на который очевидного ответа пока нет.

"Коллеги" нового объединения по оппозиции идею создания коалиции восприняли благосклонно, если не сказать снисходительно. Однако к теме выдвижения единого кандидата из упомянутых политиков они отнеслись более сдержанно, что вполне объяснимо - конкуренты, отбирающие у них и без того не грандиозный электорат, никому не нужны. Лидер "Другой России" Эдуард Лимонов (который пообещал баллотироваться в президенты еще в марте прошлого года), например, предложил им объединиться вокруг него: "Предлагаю не чудить, господа, отбросить саму пагубную идею выдвижения кандидата для заведомого меньшинства, и сплотиться вокруг моей кандидатуры. Поразмыслив, вы должны согласиться, что я дело говорю".

Заботу об избирателе выразил и Леонид Гозман, совозглавляющий лояльную Кремлю партию "Правое дело". "По прежним всяким переговорам на эту тему я помню, что у части политиков происходит такое смешение: им кажется, что объединение демократов - это объединение Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем. Это не так на самом деле. Важно объединение демократического электората", - заявил политик РИА Новости. А лидер "Яблока" Сергей Митрохин вообще предложил коалиции не торопиться с президентскими выборами, а дождаться хотя бы думских. "Это все равно, что танцевать без музыки", - образно охарактеризовал Митрохин действия своих коллег.

Очевидно, что достигнутая хотя бы частью внесистемной оппозиции договоренность - пусть и с многочисленными оговорками - новость хорошая. В первую очередь, для них самих, уже давно понявших, что бороться с "режимом" в одиночку не получается ни у кого. Однако история показывает, что сегодняшние союзники без труда могут стать оппонентами, не достигнув единого мнения по ключевым вопросам - а они, судя по всему, и будут вызывать основные трения членов нового объединения в будущем. Для саморекламы это, может, и неплохо, но вот имеет ли это отношение к серьезной политике?

< Назад в рубрику