Предвыборная кампания в Белоруссии принесла небольшой сюрприз. Свою кандидатуру неожиданно снял непременный участник президентских выборов, лидер Либерально-демократической партии Белоруссии Сергей Гайдукевич. В ходе прежних кампаний власть весьма благосклонно относилась к его участию: политик, которого называют "белорусским Жириновским", создавал видимость конкуренции, но реальной угрозы для действующего президента Александра Лукашенко никогда не представлял.
То, что теперь он вдруг с выборов снялся, можно оценивать по-разному. Возможно, таково было желание властей, решивших, что лишние конкуренты президенту на этот раз не нужны. Или же сам политик, наблюдая за противостоянием Лукашенко и российских властей (которое теперь пытаются использовать в своих кампаниях прочие соперники президента), решил воздержаться от того, чтобы окончательно принимать чью-либо сторону. И предпочел вместо этого сойти с дистанции и посмотреть, чем кончится дело.
Сергей Гайдукевич известен своими экстравагантными поступками и пророссийской ориентацией (до недавнего времени последняя позволяла ему выступать в унисон с Лукашенко, но теперь дело обстоит несколько иначе). И то, и другое он успел продемонстрировать в ходе своей непродолжительной предвыборной кампании. На съезде ЛДП (где было объявлено о выдвижении ее лидера в президенты), к примеру, участникам раздавали водку "Гайдукевич" (позднее выяснилось, что официально такая водка не выпускается). А в ЦИК Гайдукевич явился с документами, освященными в церкви.
Что касается ориентации на Россию, то здесь Гайдукевич однозначно обошел других кандидатов, которые теперь наперебой обещают улучшить отношения с РФ. Лидер ЛДП выступил за конфедерацию с Россией, введение единой валюты (с эмиссионным центром в Москве) и "проведение совместной военной политики". Заодно он поддержал признание Абхазии и Южной Осетии по примеру РФ. В целом наличие такого конкурента (учитывая, что угрозу для действующей власти он не представлял), как полагал белорусский политолог Александр Федута, вполне соответствовало желаниям президентской администрации. "Господин Лукашенко идет на выборы с лозунгами защиты белорусской независимости, вот ему и будет противостоять Гайдукевич как отражатель интересов Москвы", - отмечал эксперт.
В президенты лидер ЛДП баллотировался трижды. На выборах 2001 и 2006 годов он получил по несколько процентов голосов, но недовольства по этому поводу не выказывал. Напротив, на выборах 2006 года, к примеру, он прямо признался, что на первое место не претендует, выдвинул тот же лозунг, что и Лукашенко ("За сильную и процветающую Беларусь"), и в унисон с президентом критиковал конкурентов от оппозиции. Картину единения довершило признание самого Лукашенко, который на избирательном участке заявил, что свой голос он отдал Гайдукевичу.
На прежних выборах лидер ЛДП, как считалось, был нужен властям для страховки: на случай если другие кандидаты от оппозиции вдруг решат выборы бойкотировать. Президенту, соответственно, была гарантирована "конкуренция".
Сам Гайдукевич при этом мог рассчитывать на то, что власть его заслуги не забудет. Вскоре после выборов 2006 года лидер ЛДП был назначен на дипломатическую должность (специального представителя МИДа), при этом он сохранил также и место в парламенте (в который, напомним, по итогам последних парламентских выборов ни один из представителей оппозиции не попал).
Нынешнюю кампанию Гайдукевич начал довольно бодро. Он называл себя главным конкурентом Лукашенко, заявлял, что "второе место у него в кармане" и даже предсказывал, что против него (!) объединятся все кандидаты, включая и действующего президента (тут же заявляя, что даже такого сценария не боится). Лидер ЛДП прошел предварительную регистрацию (зарегистрировал свою инициативную группу) и приступил к сбору подписей. Снимая свою кандидатуру, он, кстати, заявил, что необходимое количество (100 тысяч) уже собрал.
С учетом всего этого решение сойти с выборов оказалось неожиданным. При этом лидер ЛДП не просто вышел из борьбы, но еще и хлопнул дверью. Журналистам он заявил, что считает выборы "спектаклем", а дальнейшее участие в них - бессмысленным занятием. Гайдукевич также подчеркнул, что поддерживать кого-либо из кандидатов не собирается.
Одна из версий, объясняющих этот демарш, состоит в том, что "главный конкурент Лукашенко" получил сигнал от властей. Нынешние выборы существенно отличаются от предыдущих: давление России на белорусского президента растет, оппозиция, чувствуя поддержку Москвы, рвется к власти (о бойкоте выборов в такой ситуации речи нет), так что кандидат-дублер в таких условиях, в общем-то, не нужен. "Если сейчас видно, что и у Некляева, и у Санникова, и у остальных сбор подписей идет достаточно успешно, то Лукашенко не останется без оппонентов", - констатирует политолог Владимир Мацкевич.
Кроме того, в нынешней ситуации попытка использовать конкурента с сильной пророссийской позицией (пусть даже до сих пор он и не представлял угрозы для белорусской власти) могла бы выйти для Лукашенко боком. Сам он также декларирует намерение улучшить отношения с Россией, но при этом находится в конфликте с российскими властями. "Гайдукевич занимает более пророссийскую нишу, чем Лукашенко, - отмечает политолог Алесь Логвинец. - Тому сейчас это [наличие среди конкурентов лидера ЛДП] абсолютно ни к чему".
С другой стороны, демарш Гайдукевича можно расценивать и как свидетельство того, что в повторение привычного сценария (выборов 2001 и 2006 годов) он не верит. И, возможно, понимает, что Лукашенко в этот раз может и проиграть. Речь идет не столько о поражении на выборах (Лукашенко, как известно, признавался, что может скорректировать результат по своему желанию), сколько о том, как будет развиваться ситуация после них. Оппозиция победу действующего президента, разумеется, не признает. Уже сейчас оппозиционеры намекают, что готовы устроить "майдан". Если их при этом поддержит Москва (уже обеспечившая противникам Лукашенко мощную информационную поддержку), то исход противостояния для белорусских властей вряд ли кто-то возьмется предсказать.
Отказавшись от выборов, Гайдукевич избавил себя от необходимости принимать чью-то сторону (и рисковать, что выберет неправильно). При этом свой уход лидер ЛДП обставил так, что сможет трактовать его в свою пользу как в случае сохранения Лукашенко у власти, так и в случае его отставки (свержения). С одной стороны, он не стал мешать президенту переизбираться на новый срок (и даже, в общем, не встал в ряды жестких оппонентов Лукашенко). С другой - позиционировал себя как самостоятельного политика, не желающего подыгрывать властям.
В случае если Лукашенко все-таки придется уйти, имидж потенциального оппозиционера может оказаться полезен. Переворот в Киргизии продемонстрировал, что свободных мест во власти при таком сценарии появляется довольно много. Сам Гайдукевич, говоря о дальнейших политических планах, заявляет, что намерен пока оставаться "зрителем", а в остальном ограничивается намеками. "Мы думаем о будущем, - сообщил лидер ЛДП. - Но я не буду вам сейчас рассказывать... Мощный потенциал партии мы сохранили. Ресурсы не выбросили на ветер. Мы думаем о будущем. Кто умный - тот нас поймет".
Для президента, конечно, сомнения его привычного соперника (который в определенной степени стал атрибутом бессменного правления Лукашенко) - не слишком хороший знак. Комментаторы сразу же вспомнили о "крысах, которые бегут с корабля".
Сам Лукашенко, как и ожидалось, первым из кандидатов отчитался о завершении сбора подписей. 6 октября было объявлено, что в поддержку действующего президента подписались более 100 тысяч человек. Уже на следующий день была названа цифра в 600 тысяч (сам Лукашенко по этому поводу заявил, что в дальнейшем сборе подписей не нуждается, и призвал граждан подписываться за альтернативных кандидатов). Результат был оглашен на фоне многочисленных жалоб оппозиции, заявляющей, что подписи в поддержку Лукашенко собирались принудительно (на предприятиях, рынках, в больницах и так далее), а сборщиков, вышедших на улицы, народ по большей части игнорировал.
А вот на "российском фронте" белорусский президент особых успехов не добился. За последнюю неделю к критике в адрес Лукашенко присоединились российский президент Дмитрий Медведев и российская Дума, под конец недели на НТВ выпустили очередную серию "Крестного батьки". А Лукашенко, по которому уже несколько месяцев бьет российская пропаганда, до сих пор так и не определился с ответной тактикой. С одной стороны, он заявляет, что отвечать на "грязь" из Москвы не собирается, с другой - собирает журналистов из России и долго жалуется им на российскую власть. В поддержку Лукашенко на днях выступил белорусский парламент, но заявление вышло откровенно слабым. Белорусского президента с российских телеэкранов обвиняют в политических убийствах и называют "мозаичным психопатом", в Госдуме Лукашенко уличают в коррупции и даже намекают на некое расследование нелицеприятных фактов. А белорусский парламент на этом фоне выступает с заявлением в стиле "ребята, давайте жить дружно".
Поражение Лукашенко в информационной войне с Москвой, конечно, для него не критично. Собственно, российская пропагандистская кампания рассчитана, прежде всего, на россиян и призвана приучить их к мысли, что Батька, которого Россия поддерживала долгие годы (и который до сих пор пользуется в России определенной популярностью) должен уйти. Главный вопрос по-прежнему заключается в том, насколько далеко готова зайти Москва в желании избавиться от ставшего неугодным белорусского президента. Ответить на него, наверное, можно будет только после выборов. А пока Лукашенко остается сравнивать себя с Лужковым и Рахимовым. И рассчитывать на то, что до сравнения с Бакиевым дело все же не дойдет.