26 октября мэр Москвы Сергей Собянин утвердил новый состав правительства города. Владимир Ресин сохранил должность первого заместителя мэра, став единственным чиновником такого ранга. Трое других бывших первых заместителей главы города - Юрий Росляк, Людмила Швецова и Петр Бирюков - стали просто заместителями Собянина. Наиболее заметными среди новых людей в городском руководстве оказались Николай Лямов, занимавший до последнего времени должность замминистра транспорта, и Анастасия Ракова, которая является ближайшей помощницей Собянина еще с тех времен, когда он был председателем парламента ХМАО. Лямов стал заммэра по транспорту и дорожному строительству, а Ракова - руководителем аппарата мэра и правительства города, также в ранге заместителя мэра.
Хотя в сообщениях информационных агентств и говорилось о "значительных изменениях" в правительстве Москвы, изменений-то как-раз не произошло. В руководстве остались все без исключения ключевые фигуры времен Юрия Лужкова - Владимир Ресин, Юрий Росляк, Людмила Швецова и Петр Бирюков. Особых изменений не заметно и на других уровнях администрации, разве что Олег Митволь окончательно потерял должность главы Северного административного округа столицы. Иными словами, и стройкомплекс, и финансовые потоки, и социальная сфера пока останутся в руках тех же самых людей, которые управляли ими при прежнем мэре.
Первый вывод, который отсюда следует, очевидно, состоит в том, что отставка Лужкова действительно готовилась в ускоренном режиме и фигуры на ключевые посты в правительстве города заранее подобраны не были. Впрочем, на подготовку таких кадров времени нужно много, так что обвинять авторов проекта по замене Лужкова Сергеем Собяниным в особенной непредусмотрительности не стоит - дело действительно непростое.
По всей видимости, отбор новых кадров теперь будет идти тремя путями. Во-первых, Собянин при помощи руководителя своего аппарата Анастасии Раковой начнет потихоньку присматривать замену ключевым фигурам правительства во втором и третьем эшелоне московской власти. У Ресина и других первых лиц правительства есть свои помощники и заместители, хорошо знакомые с московскими реалиями, и выбор Собянина может пасть на кого-то из них. Компетентность здесь имеет большое значение: руководство городским хозяйством - вещь прикладная, ошибки при строительстве дорог и иных объектов становятся заметны довольно быстро и могут привести к чему угодно, вплоть до серьезных аварий и катастроф. Если потенциальная компетентность новых назначенцев является плюсом этого варианта отбора кадров, то значительное время, необходимое для его реализации (людей еще надо найти) - несомненный минус.
Второй путь отбора кадров предполагает быструю перестройку "конфигурации умов" нынешних первых лиц правительства Москвы под нового руководителя. Если сегодняшние замы мэра оперативно отрекутся от старого мира и начнут последовательно претворять в жизнь решения нового главы города, то зачем их менять? Видимо, именно на этот вариант рассчитывал Владимир Ресин, не просто дистанцировавшийся от политики Лужкова, но решительно порвавший с ней своими неожиданными инициативами.
Ресин может праздновать настоящий триумф - теперь он не просто один из первых замов мэра, но единственный чиновник такого ранга в московской мэрии. И все же судьба видных фигур лужковских времен не представляется безоблачной. Ведь президент России Дмитрий Медведев публично поручил Собянину разобраться с московской коррупцией и освободить городской рынок от искусственно созданных барьеров для выхода на него новых игроков. А ведь именно в период пребывания у власти команды Лужкова все эти барьеры и образовались. Между целями, поставленными перед Собяниным, и кадрами, на которые мэр намерен опираться для их достижения (то есть старой лужковской командой), непременно возникнут противоречия.
Наконец, третий путь отбора новых кадров, на котором Собянин уже сделал сразу несколько широких шагов - приглашение в московское правительство специалистов со стороны, в частности из федерального правительства. Создание должности зама мэра по транспорту и назначение на этот пост замминистра транспорта РФ Николая Лямова является не менее значимым событием, чем то, что Владимир Ресин остался на своем посту. Выгода от такого шага понятна. Лямов специалист в своем деле - раз, и человек, не связанный с московскими кланами (по крайней мере, таких связей в его официальной биографии не просматривается), - два.
Назначение Натальи Сергуниной из Росимущества начальником департамента имущества (прежний его глава Владимир Силкин отправился на должность главы САО) - шаг в том же направлении. Заметным событием стало и назначение заместителем мэра по вопросам работы со средствами массовой информации, межрегиональному сотрудничеству, спорту, туризму и рекламе гендиректора ФГУ "Российская газета" Александра Горбенко. Кроме них новых лиц в московском правительстве будет всего два - контрольным комитетом Москвы будет руководить Егор Поляков из Росимущества, а комитетом информационных технологий - Артем Ермолаев из Минсвязи.
Бывает, что новым губернаторам в России не всегда удается отстранить от власти прежнюю элиту, обросшую аффилированными бизнес-структурами и превратившуюся в препятствие для развития региона. Показательна история губернатора Орловской области Александра Козлова, назначенного на свою должность в феврале 2009 года и, по оценке журналистов, так и не сумевшего отодвинуть от значимых кусков собственности людей Егора Строева. Конечно, у Собянина совершенно иной статус, чем у Козлова, и к тому же новый столичный градоначальник располагает прямой поддержкой премьера и президента, поэтому открытое сопротивление ему московских чиновников бесполезно и невозможно. Вопрос в том, как быстро ему удастся демонтировать сложившуюся при Лужкове систему управления городом и чем он ее заменит.
Даже оппозиционная пресса пока еще ни разу не уличала Собянина в коррупционных делах, однако вся система российской власти такова, что установить в Москве западные стандарты открытости и подотчетности ему вряд ли удастся. Уже высказываются предположения о том, чьи бизнес-структуры могут получить преимущество при новом мэре. По сути деятельность Собянина на новом посту станет испытанием всей системы государственной власти в стране и ответит на вопрос о ее жизнеспособности. Если даже прямая поддержка президента не позволит мэру выстроить цивилизованную систему управления столицей и истории, подобные той, в которой долгое время фигурировала супруга бывшего мэра, пойдут по новому кругу, пусть и с другими лицами, то выводы о судьбе нынешней российской государственности придется сделать по-настоящему печальные.