Новости партнеров

Те же и Собянин

Новый мэр не стал радикально менять правительство Москвы

26 октября мэр Москвы Сергей Собянин утвердил новый состав правительства города. Владимир Ресин сохранил должность первого заместителя мэра, став единственным чиновником такого ранга. Трое других бывших первых заместителей главы города - Юрий Росляк, Людмила Швецова и Петр Бирюков - стали просто заместителями Собянина. Наиболее заметными среди новых людей в городском руководстве оказались Николай Лямов, занимавший до последнего времени должность замминистра транспорта, и Анастасия Ракова, которая является ближайшей помощницей Собянина еще с тех времен, когда он был председателем парламента ХМАО. Лямов стал заммэра по транспорту и дорожному строительству, а Ракова - руководителем аппарата мэра и правительства города, также в ранге заместителя мэра.

Хотя в сообщениях информационных агентств и говорилось о "значительных изменениях" в правительстве Москвы, изменений-то как-раз не произошло. В руководстве остались все без исключения ключевые фигуры времен Юрия Лужкова - Владимир Ресин, Юрий Росляк, Людмила Швецова и Петр Бирюков. Особых изменений не заметно и на других уровнях администрации, разве что Олег Митволь окончательно потерял должность главы Северного административного округа столицы. Иными словами, и стройкомплекс, и финансовые потоки, и социальная сфера пока останутся в руках тех же самых людей, которые управляли ими при прежнем мэре.

Первый вывод, который отсюда следует, очевидно, состоит в том, что отставка Лужкова действительно готовилась в ускоренном режиме и фигуры на ключевые посты в правительстве города заранее подобраны не были. Впрочем, на подготовку таких кадров времени нужно много, так что обвинять авторов проекта по замене Лужкова Сергеем Собяниным в особенной непредусмотрительности не стоит - дело действительно непростое.

По всей видимости, отбор новых кадров теперь будет идти тремя путями. Во-первых, Собянин при помощи руководителя своего аппарата Анастасии Раковой начнет потихоньку присматривать замену ключевым фигурам правительства во втором и третьем эшелоне московской власти. У Ресина и других первых лиц правительства есть свои помощники и заместители, хорошо знакомые с московскими реалиями, и выбор Собянина может пасть на кого-то из них. Компетентность здесь имеет большое значение: руководство городским хозяйством - вещь прикладная, ошибки при строительстве дорог и иных объектов становятся заметны довольно быстро и могут привести к чему угодно, вплоть до серьезных аварий и катастроф. Если потенциальная компетентность новых назначенцев является плюсом этого варианта отбора кадров, то значительное время, необходимое для его реализации (людей еще надо найти) - несомненный минус.

Второй путь отбора кадров предполагает быструю перестройку "конфигурации умов" нынешних первых лиц правительства Москвы под нового руководителя. Если сегодняшние замы мэра оперативно отрекутся от старого мира и начнут последовательно претворять в жизнь решения нового главы города, то зачем их менять? Видимо, именно на этот вариант рассчитывал Владимир Ресин, не просто дистанцировавшийся от политики Лужкова, но решительно порвавший с ней своими неожиданными инициативами.

Ресин может праздновать настоящий триумф - теперь он не просто один из первых замов мэра, но единственный чиновник такого ранга в московской мэрии. И все же судьба видных фигур лужковских времен не представляется безоблачной. Ведь президент России Дмитрий Медведев публично поручил Собянину разобраться с московской коррупцией и освободить городской рынок от искусственно созданных барьеров для выхода на него новых игроков. А ведь именно в период пребывания у власти команды Лужкова все эти барьеры и образовались. Между целями, поставленными перед Собяниным, и кадрами, на которые мэр намерен опираться для их достижения (то есть старой лужковской командой), непременно возникнут противоречия.

Наконец, третий путь отбора новых кадров, на котором Собянин уже сделал сразу несколько широких шагов - приглашение в московское правительство специалистов со стороны, в частности из федерального правительства. Создание должности зама мэра по транспорту и назначение на этот пост замминистра транспорта РФ Николая Лямова является не менее значимым событием, чем то, что Владимир Ресин остался на своем посту. Выгода от такого шага понятна. Лямов специалист в своем деле - раз, и человек, не связанный с московскими кланами (по крайней мере, таких связей в его официальной биографии не просматривается), - два.

Назначение Натальи Сергуниной из Росимущества начальником департамента имущества (прежний его глава Владимир Силкин отправился на должность главы САО) - шаг в том же направлении. Заметным событием стало и назначение заместителем мэра по вопросам работы со средствами массовой информации, межрегиональному сотрудничеству, спорту, туризму и рекламе гендиректора ФГУ "Российская газета" Александра Горбенко. Кроме них новых лиц в московском правительстве будет всего два - контрольным комитетом Москвы будет руководить Егор Поляков из Росимущества, а комитетом информационных технологий - Артем Ермолаев из Минсвязи.

Бывает, что новым губернаторам в России не всегда удается отстранить от власти прежнюю элиту, обросшую аффилированными бизнес-структурами и превратившуюся в препятствие для развития региона. Показательна история губернатора Орловской области Александра Козлова, назначенного на свою должность в феврале 2009 года и, по оценке журналистов, так и не сумевшего отодвинуть от значимых кусков собственности людей Егора Строева. Конечно, у Собянина совершенно иной статус, чем у Козлова, и к тому же новый столичный градоначальник располагает прямой поддержкой премьера и президента, поэтому открытое сопротивление ему московских чиновников бесполезно и невозможно. Вопрос в том, как быстро ему удастся демонтировать сложившуюся при Лужкове систему управления городом и чем он ее заменит.

Даже оппозиционная пресса пока еще ни разу не уличала Собянина в коррупционных делах, однако вся система российской власти такова, что установить в Москве западные стандарты открытости и подотчетности ему вряд ли удастся. Уже высказываются предположения о том, чьи бизнес-структуры могут получить преимущество при новом мэре. По сути деятельность Собянина на новом посту станет испытанием всей системы государственной власти в стране и ответит на вопрос о ее жизнеспособности. Если даже прямая поддержка президента не позволит мэру выстроить цивилизованную систему управления столицей и истории, подобные той, в которой долгое время фигурировала супруга бывшего мэра, пойдут по новому кругу, пусть и с другими лицами, то выводы о судьбе нынешней российской государственности придется сделать по-настоящему печальные.