Бывший лидер республиканского большинства в Палате представителей США Том Делэй 10 января был приговорен к трем годам лишения свободы за участие в преступном сговоре с целью отмывания денег. На карьере Делэя приговор не скажется: пока тянулся суд, 63-летний политик, некогда получивший прозвище "Молоток", успел окунуться в традиционные для государственных деятелей на пенсии занятия. Он написал книгу, снялся в танцевальном реалити-шоу, записался в ряды сторонников конспирологической теории о неконституционности президентства Барака Обамы и объездил всю страну, собирая пожертвования для активных политиков.
Покинуть пост лидера республиканцев в нижней палате Конгресса США Тому Делэю (Tom DeLay) пришлось еще в 2005 году, после выдвижения в его адрес обвинений. Тогда еще оставалась надежда на то, что уход из политики будет временным и вскоре республиканец, восстановив репутацию честного человека, вернется в Палату представителей. Однако уже через несколько месяцев стало известно, что максимальное наказание, грозящее "Молотку" по совокупности обвинений - пожизненное заключение. О деле Тома Делэя заговорили как об очередном ударе по имиджу президента Джорджа Буша-младшего, как раз тогда с катастрофической скоростью терявшего политические очки.
Схема, которая стоила Делэю высокой должности и влияния, была выстроена вокруг корпоративных пожертвований, получаемых техасскими республиканцами. Согласно американскому законодательству, расходовать средства, полученные от фирм, на избирательные кампании, политики не могут - этим целям должны служить только пожертвования частных лиц, причем исключительно граждан США. А суммы, внесенные корпорациями, могут направляться на административные расходы.
В 2002 году республиканский комитет по выборам в Законодательное собрание Техаса перевел в Национальный республиканский комитет 190 тысяч долларов США, полученных от корпораций. Деньги были отправлены обратно и использованы в финансировании предвыборной кампании Республиканской партии. Сторона обвинения утверждала, что благодаря дополнительным средствам республиканцы смогли получить большинство в Законодательном собрании штата Техас, что, в целом, не вполне справедливо: техасцы традиционно поддерживают на выборах именно Республиканскую партию. Итоги выборов имели и более масштабные последствия: техасские сенаторы приняли законопроект, увеличивший число представителей этого штата в Конгрессе.
Со стороны обвинения в суде выступил только один свидетель: некий бизнесмен, который рассказал, что в 1996 году Том Делэй уговаривал его нарушить закон и внести от имени корпорации средства, которые в итоге пойдут на республиканскую предвыборную кампанию. Доказательства, однако, представлены не были. Свидетели защиты, в свою очередь, поведали суду о трудах Делэя во благо общества и его участии в социальных и благотворительных проектах. Тем не менее, судьи поверили обвинению.
Помимо трех лет тюрьмы за участие в сговоре Делэй получил пять лет лишения свободы условно с испытательном сроком в десять лет собственно за отмывание денег. До завершения испытательного срока Том Делэй не сможет даже голосовать на техасских выборах. Когда суд задал ему формальный традиционный вопрос о раскаянии, бывший политик ответил довольно дерзко: "Как я могу раскаиваться в том, чего я, на мой взгляд, не делал?" Том Делэй не только не признает себя виновным, но и считает, что его уголовное преследование было политически мотивированным. Он заявил, что консультировался с юристами и бухгалтерами по поводу каждого своего шага, чтобы всецело следовать не только букве, но и духу закона. Защита уже обжаловала приговор, и до рассмотрения жалобы осужденный останется на свободе.
Дело об отмывании денег стало самым серьезным, но далеко не единственным скандалом за без малого тридцатилетнюю политическую карьеру Тома Делэя. В восьмидесятые годы он прославился как гедонист, эгоистичный любитель выпивки и женщин, но затем завязал с алкоголем. Его обвиняли в недобросовестном отношении к партнерам по бизнесу и связях с коррупционерами, подозревали в неприемлемых методах лоббирования законопроектов, а также в использовании служебного положения в личных интересах.
Отдельного внимания заслуживает нашумевшее фото политика с кубинской сигарой, сделанное в 2003 году в Израиле. На тот момент граждане США не имели права приобретать сигары на американской территории, куда этот товар мог попасть только контрабандным путем, но вскоре курение кубинских сигар было запрещено американцам в любой точке планеты. Поступок Делэя, позволившего фотографам запечатлеть себя с вражеским продуктом, сочли непатриотичным, что для репутации американского политика зачастую губительнее бизнес-конфликтов.
Пока что на заслуженном отдыхе Делэю не сопутствует удача: участие в реалити-шоу "Dancing With The Stars" ему пришлось прервать по состоянию здоровья, а в его книге "No Retreat, No Surrender: One American's Fight" нашли по меньшей мере одну фактическую ошибку (политик принял на веру байку о запрете на ношение военной формы в Белом доме в период президентства Билла Клинтона). Разве что сбор средств для республиканских предвыборных кампаний ему удается на отлично, но и это занятие Тому Делэю придется прервать, если приговор суда не будет смягчен.