Больше интересных новостей у нас во ВКонтакте
Новости партнеров

Фас для ФАС

Антимонопольщики возбудили третью волну дел против нефтяников

Федеральная антимонопольная служба, еще два года назад грозившая крупнейшим нефтяным компаниям России третьей серией дел, наконец выполнила обещание. 9 февраля 2011 года антимонопольщики объявили о возбуждении дел в отношении "Газпром нефти", "Лукойла" и "Роснефти" по подозрению в завышении цен на нефтепродукты. Ранее в тот же день премьер-министр Владимир Путин потребовал у антимонопольщиков действовать "более активно" и "навести порядок" на топливном рынке.

Между первой и второй

С нефтяниками ФАС упорно "воюет" в течение последних нескольких лет. Так называемую первую волну дел в отношении нефтяных компаний антимонопольщики возбудили еще в 2008 году. В ФАС признали "Газпром нефть", "Лукойл", "Роснефть" и ТНК-ВР виновными в установлении монопольно высоких цен на топливо и наложили на фирмы штрафы на общую сумму почти в 5,4 миллиарда рублей. Все штрафы были успешно оспорены компаниями в суде.

"Разборки" сторон на этом не закончились. В 2009 году антимонопольщики начали вторую волну аналогичных дел в отношении тех же компаний. Руководитель ФАС Игорь Артемьев предупредил, что на этот раз размер штрафов будет существенно выше, поскольку в предыдущем году санкции были минимальными из-за кризиса. Действительно, в общей сложности размер новых штрафов, наложенных на "Газпром нефть", "Лукойл", "Роснефть" и ТНК-ВР, превысил 20 миллиардов рублей.

Нефтяники в очередной раз обратились в суд, пытаясь оспорить санкции, и до середины 2010 года им удавалось выигрывать большинство дел против ФАС. Однако в мае 2010 года Высший арбитражный суд (ВАС) фактически создал прецедент, встав на сторону антимонопольщиков в их споре с ТНК-ВР. ВАС признал законным штраф в 1,1 миллиарда рублей, наложенный на компанию. Уже через месяц миллиардный штраф был ТНК-ВР уплачен.

Тогда же, в июне, в спор ФАС с компаниями вмешался первый вице-премьер России Игорь Шувалов, заступившийся за нефтяников. После заявления Шувалова о том, что "нефтяные компании - это наш огромный ресурс, это толкатели экономики", в ведомстве Артемьева сообщили, что могут снизить штраф для "Роснефти" при условии подписания мирового соглашения. В ноябре санкции для "Роснефти" были уменьшены в 2,5 раза, с 5,28 до 2,039 миллиарда рублей, а позднее антимонопольщики объявили, что по аналогичной схеме готовы работать и с "Лукойлом".

"Газпром нефть" же в июле 2010 года подала на ФАС жалобу в Конституционный суд. В компании считают, что нормы, которыми руководствовалась служба при выписывании штрафов, не соответствуют Конституции. Пока о дальнейшей судьбе жалобы не сообщалось.

Можем и третью

Еще в 2009 году в ФАС пообещали, что если нефтяные компании вновь будут уличены в завышении цен на рынке нефтепродуктов, то служба возбудит против них новые дела. "Мы официально заявляем - если понадобится возбудить третью серию дел, то мы это сделаем", - подчеркивал тогда Артемьев.

Один из первых шагов в этом направлении ФАС сделала в ноябре 2010 года. Служба разослала сразу в восемь нефтяных компаний - "Лукойл", "Газпром нефть", ТНК-ВР, "Роснефть", "Сургутнефтегаз", "Татнефть", "Альянс" и "Башнефть" - письма с требованием до декабря указать причины роста цен на бензин.

Судя по всему, данную информацию компании предоставили, однако удовлетворила она ФАС не полностью. Цены на нефтепродукты в России продолжали расти как в прошлом, так и текущем году. Так, в 2010 году, по данным аналитического центра "Кортес", цены на бензин увеличились в среднем на 20 процентов, на авиакеросин - на 21 процент, а на дизельное топливо – на 36 процентов на летнее и на 39 процентов на зимнее.

В начале 2011 года, по данным Росстата, нефтепродукты также дорожали. Так, в течение почти всего января стоимость бензина росла на 1,3 процента еженедельно. А только за третью неделю января дизель подорожал на 44 копейки и стал стоить больше, чем бензин марки Аи-92 во всех федеральных округах, за исключением Южного. По данным "Кортеса", с начала года к 4 февраля, дизельное топливо выросло в цене на 11,6 процента, а бензин - в среднем на пять процентов.

И грянул гром

В конце января Игорь Артемьев пообещал провести проверку ценообразования на нефтепродукты, в частности, на дизельное топливо. Как заявил руководитель ФАС, "есть подозрение", что рост цен в этом сегменте может быть связан "с манипуляциями на рынке и злоупотреблением доминирующим положением". Одновременно Артемьев также сообщил, что ФАС до 6 февраля решит, возбуждать ли новую волну дел против нефтяников из-за завышенных цен на топливо.

9 февраля процессу принятия решения ФАС придал существенное ускорение премьер-министр Владимир Путин, который провел заседание по итогам работы ТЭК в 2010 году. Он поручил службе незамедлительно начинать расследования по любым фактам завышения цен на топливо и недвусмысленно заявил: "Действовать нужно более активно. Надо навести порядок".

В 20:00 9 февраля на сайте ФАС появился официальный пресс-релиз, в котором служба объявляла о решении возбудить новые дела в отношении "Газпром нефти", "Лукойла" и "Роснефти" в связи с ростом цен на дизельное топливо и авиакеросин. По данным ФАС, с октября 2010 года по конец января 2011 года стоимость дизтоплива поднялась на 53 процента, а авиакеросина - более чем на 30 процентов. В службе также считают, что нефтяники изымали продукцию из обращения, обусловив рост цен, а также создавали дискриминационные условия в отношении поставок некоторым компаниям.

Кроме того, у ФАС "имеются вопросы" к ТНК-ВР, "Сургутнефтегазу" и "Башнефти". Как пояснили в ведомстве, эти компании "вошли в число коллективно доминирующих" на рынке нефтепродуктов в 2010 году. Сейчас ФАС продолжает предварительное расследование в отношении этих фирм.

Пока ФАС заканчивает расследование и прикидывает, какой штраф наложить на провинившихся нефтяников, сами нефтяные компании поспешили снизить цены на бензин и дизельное топливо. Причем основной движущей силой и на этот раз оказался Путин.

На совещании по вопросам ТЭК премьер выразил недовольство тем, что "Газпром нефть" и ТНК-ВР не откликнулись на рекомендации правительства уменьшить цены на нефтепродукты. В ответ, как пишет газета "Коммерсантъ", исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан прямо на совещании пообещал снизить их немедленно. По данным издания, к 16:00 в компании объявили, что оптовые цены на дизтопливо снижены на тысячу рублей за тонну. Еще позже ТНК-ВР официально сообщила, что стоимость дизтоплива на всех АЗС компании в России сокращаются с 21:00 9 февраля на 1,2 рубля за литр.

В "Газпром нефти" вечером 9 февраля также объявили о снижении стоимости нефтепродуктов. Зимнее дизтопливо подешевело на 1,5 тысячи рублей за тонну, а розничные цены опустились не менее чем на рубль за литр. Стоимость авиакеросина опустилась в среднем на тысячу рублей за тонну.

Отреагировали на критику Путина и в "Роснефти", хоть премьер, наоборот, компанию хвалил (вместе с "Сургутнефтегазом" и "Лукойлом") за то, что она еще в 2010 году опустила цены на дизтопливо - на 1,5 тысячи рублей за тонну. 10 февраля директор департамента информации "Роснефти" Рустам Кажаров сообщил "Интерфаксу", что компания снизила цены на все виды дизтоплива - на 1,5 тысячи рублей за тонну (в рознице - на 50 копеек за литр), а также на бензин Аи-92.

Такое вот ручное управление.

Экономика00:0111 ноября

Земля — крестьянам!

Земельная реформа раскалывает Украину. Почему ее результат никто не может предсказать?