Новости партнеров

Фас для ФАС

Антимонопольщики возбудили третью волну дел против нефтяников

Федеральная антимонопольная служба, еще два года назад грозившая крупнейшим нефтяным компаниям России третьей серией дел, наконец выполнила обещание. 9 февраля 2011 года антимонопольщики объявили о возбуждении дел в отношении "Газпром нефти", "Лукойла" и "Роснефти" по подозрению в завышении цен на нефтепродукты. Ранее в тот же день премьер-министр Владимир Путин потребовал у антимонопольщиков действовать "более активно" и "навести порядок" на топливном рынке.

Между первой и второй

С нефтяниками ФАС упорно "воюет" в течение последних нескольких лет. Так называемую первую волну дел в отношении нефтяных компаний антимонопольщики возбудили еще в 2008 году. В ФАС признали "Газпром нефть", "Лукойл", "Роснефть" и ТНК-ВР виновными в установлении монопольно высоких цен на топливо и наложили на фирмы штрафы на общую сумму почти в 5,4 миллиарда рублей. Все штрафы были успешно оспорены компаниями в суде.

"Разборки" сторон на этом не закончились. В 2009 году антимонопольщики начали вторую волну аналогичных дел в отношении тех же компаний. Руководитель ФАС Игорь Артемьев предупредил, что на этот раз размер штрафов будет существенно выше, поскольку в предыдущем году санкции были минимальными из-за кризиса. Действительно, в общей сложности размер новых штрафов, наложенных на "Газпром нефть", "Лукойл", "Роснефть" и ТНК-ВР, превысил 20 миллиардов рублей.

Нефтяники в очередной раз обратились в суд, пытаясь оспорить санкции, и до середины 2010 года им удавалось выигрывать большинство дел против ФАС. Однако в мае 2010 года Высший арбитражный суд (ВАС) фактически создал прецедент, встав на сторону антимонопольщиков в их споре с ТНК-ВР. ВАС признал законным штраф в 1,1 миллиарда рублей, наложенный на компанию. Уже через месяц миллиардный штраф был ТНК-ВР уплачен.

Тогда же, в июне, в спор ФАС с компаниями вмешался первый вице-премьер России Игорь Шувалов, заступившийся за нефтяников. После заявления Шувалова о том, что "нефтяные компании - это наш огромный ресурс, это толкатели экономики", в ведомстве Артемьева сообщили, что могут снизить штраф для "Роснефти" при условии подписания мирового соглашения. В ноябре санкции для "Роснефти" были уменьшены в 2,5 раза, с 5,28 до 2,039 миллиарда рублей, а позднее антимонопольщики объявили, что по аналогичной схеме готовы работать и с "Лукойлом".

"Газпром нефть" же в июле 2010 года подала на ФАС жалобу в Конституционный суд. В компании считают, что нормы, которыми руководствовалась служба при выписывании штрафов, не соответствуют Конституции. Пока о дальнейшей судьбе жалобы не сообщалось.

Можем и третью

Еще в 2009 году в ФАС пообещали, что если нефтяные компании вновь будут уличены в завышении цен на рынке нефтепродуктов, то служба возбудит против них новые дела. "Мы официально заявляем - если понадобится возбудить третью серию дел, то мы это сделаем", - подчеркивал тогда Артемьев.

Один из первых шагов в этом направлении ФАС сделала в ноябре 2010 года. Служба разослала сразу в восемь нефтяных компаний - "Лукойл", "Газпром нефть", ТНК-ВР, "Роснефть", "Сургутнефтегаз", "Татнефть", "Альянс" и "Башнефть" - письма с требованием до декабря указать причины роста цен на бензин.

Судя по всему, данную информацию компании предоставили, однако удовлетворила она ФАС не полностью. Цены на нефтепродукты в России продолжали расти как в прошлом, так и текущем году. Так, в 2010 году, по данным аналитического центра "Кортес", цены на бензин увеличились в среднем на 20 процентов, на авиакеросин - на 21 процент, а на дизельное топливо – на 36 процентов на летнее и на 39 процентов на зимнее.

В начале 2011 года, по данным Росстата, нефтепродукты также дорожали. Так, в течение почти всего января стоимость бензина росла на 1,3 процента еженедельно. А только за третью неделю января дизель подорожал на 44 копейки и стал стоить больше, чем бензин марки Аи-92 во всех федеральных округах, за исключением Южного. По данным "Кортеса", с начала года к 4 февраля, дизельное топливо выросло в цене на 11,6 процента, а бензин - в среднем на пять процентов.

И грянул гром

В конце января Игорь Артемьев пообещал провести проверку ценообразования на нефтепродукты, в частности, на дизельное топливо. Как заявил руководитель ФАС, "есть подозрение", что рост цен в этом сегменте может быть связан "с манипуляциями на рынке и злоупотреблением доминирующим положением". Одновременно Артемьев также сообщил, что ФАС до 6 февраля решит, возбуждать ли новую волну дел против нефтяников из-за завышенных цен на топливо.

9 февраля процессу принятия решения ФАС придал существенное ускорение премьер-министр Владимир Путин, который провел заседание по итогам работы ТЭК в 2010 году. Он поручил службе незамедлительно начинать расследования по любым фактам завышения цен на топливо и недвусмысленно заявил: "Действовать нужно более активно. Надо навести порядок".

В 20:00 9 февраля на сайте ФАС появился официальный пресс-релиз, в котором служба объявляла о решении возбудить новые дела в отношении "Газпром нефти", "Лукойла" и "Роснефти" в связи с ростом цен на дизельное топливо и авиакеросин. По данным ФАС, с октября 2010 года по конец января 2011 года стоимость дизтоплива поднялась на 53 процента, а авиакеросина - более чем на 30 процентов. В службе также считают, что нефтяники изымали продукцию из обращения, обусловив рост цен, а также создавали дискриминационные условия в отношении поставок некоторым компаниям.

Кроме того, у ФАС "имеются вопросы" к ТНК-ВР, "Сургутнефтегазу" и "Башнефти". Как пояснили в ведомстве, эти компании "вошли в число коллективно доминирующих" на рынке нефтепродуктов в 2010 году. Сейчас ФАС продолжает предварительное расследование в отношении этих фирм.

Пока ФАС заканчивает расследование и прикидывает, какой штраф наложить на провинившихся нефтяников, сами нефтяные компании поспешили снизить цены на бензин и дизельное топливо. Причем основной движущей силой и на этот раз оказался Путин.

На совещании по вопросам ТЭК премьер выразил недовольство тем, что "Газпром нефть" и ТНК-ВР не откликнулись на рекомендации правительства уменьшить цены на нефтепродукты. В ответ, как пишет газета "Коммерсантъ", исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан прямо на совещании пообещал снизить их немедленно. По данным издания, к 16:00 в компании объявили, что оптовые цены на дизтопливо снижены на тысячу рублей за тонну. Еще позже ТНК-ВР официально сообщила, что стоимость дизтоплива на всех АЗС компании в России сокращаются с 21:00 9 февраля на 1,2 рубля за литр.

В "Газпром нефти" вечером 9 февраля также объявили о снижении стоимости нефтепродуктов. Зимнее дизтопливо подешевело на 1,5 тысячи рублей за тонну, а розничные цены опустились не менее чем на рубль за литр. Стоимость авиакеросина опустилась в среднем на тысячу рублей за тонну.

Отреагировали на критику Путина и в "Роснефти", хоть премьер, наоборот, компанию хвалил (вместе с "Сургутнефтегазом" и "Лукойлом") за то, что она еще в 2010 году опустила цены на дизтопливо - на 1,5 тысячи рублей за тонну. 10 февраля директор департамента информации "Роснефти" Рустам Кажаров сообщил "Интерфаксу", что компания снизила цены на все виды дизтоплива - на 1,5 тысячи рублей за тонну (в рознице - на 50 копеек за литр), а также на бензин Аи-92.

Такое вот ручное управление.

Экономика00:0218 октября

Взяли кэшем

Они обворовали россиян на миллиарды: крупнейшая пирамида последних 20 лет