1 апреля в Тбилиси завершился суд по громкому делу. В качестве подсудимых на процессе фигурировали двое израильских бизнесменов — Рони Фукс и Зеев Френкель, арестованные по обвинению в подкупе высокопоставленного чиновника. Оба предпринимателя признаны виновными и приговорены к лишению свободы (один получил семь лет тюрьмы, другой — шесть с половиной). Дело Фукса-Френкеля уже привело к ухудшению отношений между грузинскими и израильскими властями. Несмотря на это, в Тбилиси решили довести его до конца.
Фукс и Френкель были задержаны в октябре 2010 года в Батуми. Задержание прошло в одном из местных ресторанов, где предприниматели встречались с заместителем министра финансов Грузии Автандилом Хараидзе. По утверждению правоохранительных органов, бизнесмены предлагали чиновнику взятку в размере семи миллионов долларов. Фактически, как сообщалось, речь шла об "откате" за компенсацию, выплаты которой граждане Израиля добивались от грузинского правительства. Сами задержанные заявили о своей невиновности.
Предыстория
Зеев Френкель руководит компанией Nirrnetco, которая вела в Грузии бизнес в различных областях. Рони Фукс представляет компанию Tramex, которая участвовала в проектах, связанных с грузинской энергетикой (грузинское агентство по инвестициям сообщало, что он владеет этой компанией пополам с греческим бизнесменом Иоанисом Кардасопулосом). Фукс также является почетным консулом Турции в Эйлате.
Дело о взятке, по которому были осуждены граждане Израиля, связано с давним конфликтом между компанией Tramex и грузинским руководством. В начале 1990-х годов Tramex основала совместное предприятие с государственной нефтяной компанией Грузии. По информации "Коммерсанта", контракт, который предприниматели заключили с властями республики, давал право на разработку месторождений нефти и газа, а также управление грузинскими трубопроводами.
Позднее, однако, грузинские власти решили отказаться от участия в совместном проекте и расторгли договор. В министерстве экономики Грузии теперь заявляют, что это решение было правильным. "На деле они [бизнесмены] не осуществили никаких инвестиций, правительство Грузии справедливо разорвало контракт", - отмечает представитель министерства Лия Нариманидзе.
Более того, как утверждают в Тбилиси, сделка, в результате которой израильские предприниматели получили право на разработку месторождений, была коррупционной. Бывший руководитель "Грузнефти", ныне пенсионер Реваз Тевзадзе, привлеченный к суду над Фуксом и Френкелем в качестве свидетеля, заявил, что за содействие в сделке с Tramex получил от бизнесменов взятку в 25 тысяч долларов.
Tramex, со своей стороны, после того, как контракт был расторгнут, потребовала вернуть ей вложенные инвестиции. Компания обратилась Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ICSID) при Всемирном банке. В качестве компенсации Фукс и Кардасопулос требовали 350 миллионов долларов. В 2010 году арбитраж принял благоприятное для них решение, обязав грузинское правительство выплатить предпринимателям в общей сложности 98,1 миллиона долларов.
Правительство Грузии в ответ, как сообщалось, это решение обжаловало.
Дело об "откате"
В сложившейся ситуации, как утверждают грузинские правоохранители, Фукс и его деловой партнер Френкель решили подкупить представителя правительства. В обмен на взятку тот должен был позаботиться о выплате компенсации (и о том, чтобы правительство Грузии не стало бы оспаривать решение арбитража).
По данным следствия, за несколько месяцев до задержания Зеев Френкель встретился с заместителем министра финансов Грузии, Автандилом Хараидзе, и от имени Фукса и Кардасопулоса предложил чиновнику пять миллионов долларов. Позднее израильтяне встретились с грузинским чиновником в одном из отелей Стамбула. На этой встрече заместителю министра предложили уже больше (семь миллионов). В Батуми (где Фукс и Френкель и были задержаны) предприниматели вроде бы рассчитывали окончательно договориться с чиновником.
К моменту встречи в Стамбуле о планах израильтян, как следует из материалов дела, были осведомлены грузинские силовые структуры. По информации "Коммерсанта", Хараидзе, получив предложение о взятке (еще тогда, когда ему предлагали пять миллионов), сообщил об этом грузинским спецслужбам и получил от них аппаратуру для ведения тайной видеосъемки. Позднее записи, сделанные в отеле, обнародовало грузинское МВД.
Защита израильтян, в свою очередь, заявила, что подкупить члена грузинского правительства они не пытались. По словам адвоката Арчила Кбилашвили, представлявшего интересы Фукса, его подзащитный действительно обсуждал с грузинским чиновником тему компенсации, однако, как утверждает юрист, речь шла не о взятке, а лишь о том, чтобы часть заявленной суммы компенсации была возвращена в Грузию в качестве инвестиций (по этой версии, такая схема выплат была предложена в качестве компромисса). "Бизнесмены дали согласие на получение меньшей суммы потому, что в этом случае спор завершился бы, и они получили бы деньги гораздо раньше, чем в случае дальнейшего продолжения спора", - пояснил Кбилашвили.
Адвокаты заявили также, что в Грузию их подзащитные прибыли по приглашению премьер-министра Грузии Ники Гилаури. В письме, по утверждению юристов, говорилось следующее: "Я твердо верю, что встреча в ближайшее время может внести значительный вклад в завершение работы над соглашением... в связи с этим, в соответствии с уже достигнутыми договоренностями, позвольте официально пригласить вас в Батуми в целях завершения урегулирования вопроса и заключения сделки".
Сам премьер, как сообщалось, опроверг утверждения о существовании такого письма. Адвокаты, однако, настаивали на том, что приглашение было. Они даже потребовали вызвать грузинского премьера в суд для дачи показаний, но судья это ходатайство отклонил. Версия защиты состояла в том, что их подзащитные стали жертвами провокации грузинских властей: якобы те решили "заманить" предпринимателей в Грузию и там отправить их за решетку, устранив таким образом претендентов на компенсацию.
"Высокопоставленные чиновники разработали план, который предусматривал приезд израильских бизнесменов в Грузию и их арест, - утверждает адвокат Кбилашвили. - Для еще большей убедительности Ника Гилаури пригласил бизнесменов в Грузию, пообещав, что будет подписано соответствующее соглашение о завершении арбитражной тяжбы. В действительности, бизнесмены были арестованы".
Если допустить, что письмо премьера действительно существовало, то история с арестом израильтян (вне зависимости от того, пытались ли они подкупить грузинского чиновника или нет) приобретает не очень красивый оттенок. Получается, что силовики использовали премьера для "заманивания" предполагаемых взяточников, а он поставил под удар свою репутацию, а заодно и имидж Грузии для инвесторов (выходит, что глава правительства приглашает в страну иностранных бизнесменов, подставляя их под арест).
Во время недавнего отчета министров в парламенте Грузии на это обстоятельство обратила внимание оппозиция. "Знал ли премьер-министр, когда он приглашал израильских бизнесменов в Грузию, что они были бы арестованы? Если не знал, это очень плохо – это означает, что у него не было информации из ведомств, а если знал, это означает, что этих людей привели специально для того, чтобы арестовать", - заявил, обращаясь к премьеру, депутат Леван Вепхвадзе. Гилаури в ответ на критику заявил, что бизнесмен, предлагающий взятку должностному лицу, должен быть наказан.
Резонанс
Едва ли грузинские силовики, планировавшие операцию против израильских бизнесменов, не понимали, что рискуют испортить отношения между двумя странами. А Израиль для Грузии — не такой партнер, которым можно пренебречь. В прошлом Грузия, например, весьма активно закупала у Израиля вооружение, а в последнее время вела переговоры о введении безвизового режима (президент Грузии Михаил Саакашвили в конце февраля отмечал, что переговоры почти завершены). И тем не менее, решение об аресте было принято (хотя можно было бы ограничиться и более мягким вариантом, например, выдворить предполагаемых взяточников из страны).
В Тбилиси, впрочем, публично выражали надежду на то, что все обойдется. Вскоре после задержания израильтян в МИДе Грузии заявили, что международного скандала эта история не вызовет. Позднее, даже когда негативная реакция Тель-Авива стала очевидной, в грузинском МИДе уверяли, что все в порядке. "Мы не думаем, что между Грузией и Израилем возникнет напряженность, - заявляла заместитель министра Нино Каландадзе. - Нет никаких признаков, что отношениям Грузии и Израиля что-нибудь угрожает". "У нас с Израилем хорошие отношения, в первую очередь - политические, - добавила она тогда, - и их не так просто испортить".
Надежды на то, что скандала удастся избежать, не оправдались. Уже через несколько дней после задержания Фукса и Френкеля стало известно, что в их защиту выступил президент Израиля Шимон Перес. Как сообщила газета Haaretz, он позвонил Михаилу Саакашвили и попросил его проследить за тем, чтобы с задержанными хорошо обращались и чтобы разбирательство их дела в суде было справедливым.
Позднее в МИД Грузии обратился министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман. Его послание, как писала пресса, было гораздо более жестким, чем президентское. Глава МИДа назвал обвинения в адрес соотечественников надуманными и предупредил, что арест предпринимателей может стать серьезным препятствием в отношениях между двумя странами. В поддержку Фукса и Френкеля выступил и президент Ассоциации промышленников Израиля Шрага Брош. Он назвал Грузию "враждебной" и добавил, что израильское правительство должно "предостеречь наших предпринимателей от посещения этой страны".
За этим последовали и конкретные шаги. Сначала стало известно, что планируемый визит спикера грузинского парламента Давида Бакрадзе в Израиль отложен. Отложен по инициативе израильской стороны. В Кнессете, как сообщало NEWSru.co.il, подтвердили, что причиной стало именно дело Фукса-Френкеля. "Председатель Кнессета Реувен Ривлин, - говорилось в сообщении, - попросил Бакрадзе временно отложить визит... по внешним и внутренним политическим причинам. Кроме того, Ривлин сказал, что многие граждане Израиля озабочены судьбой израильтянина Рони Фукса, находящегося под стражей в Грузии". В Тбилиси в ответ выступили с заявлениями, которые сводились к тому, что в переносе визита нет ничего страшного.
А вскоре после этого выяснилось, что министр экономики Грузии Вера Кобалия, планировавшая посетить международную конференцию по туризму в Иерусалиме, туда, скорее всего, не поедет. "Есть определенные указания... официальных высокопоставленных представителей Грузии в Израиле не хотят видеть", - сообщило издание IzRus, ссылаясь на собственные источники.
"Израиль не станет наносить по нам ракетные удары, но эти действия на дипломатическом языке означают брань", – отметил, комментируя дело израильтян, оппозиционный депутат Леван Вепхвадзе. Очевидно, грузинские власти, пожелавшие довести до конца дело Фукса и Френкеля, решили, что такой вариант их устраивает.
P.S.
Осужденные теперь имеют право оспорить приговор в апелляционной инстанции (защита уже заявила, что готовится подать апелляцию и ждет полного текста решения суда). Кроме того, предприниматели могут обратиться к президенту Грузии с просьбой о помиловании. Возможно, для всех участников конфликта это стало бы лучшим выходом из положения.