Джаред Ли Лофнер, застреливший шестерых человек и едва не убивший конгрессмена от штата Аризона Габриэль Гиффордс, избежал суда на четыре месяца. Суд аризонского Тусона согласился с заключением психиатров, признав, что 22-летний убийца страдает шизофренией, не осознает предъявленных ему обвинений и потому не может предстать перед правосудием.
Судебные слушания, на которых решался вопрос о психическом здоровье Джареда Ли Лофнера, состоялись в среду, 25 мая. Фигуранта дела привели в суд в наручниках. По свидетельствам людей, присутствовавших на заседании, молодой человек немало изменился. Он отрастил волосы и бакенбарды и вообще выглядел хоть и неопрятно, но все же не так гротескно, как на первых оперативных фотографиях.
Изменился Лофнер и в эмоциональном плане, правда, по рассказам очевидцев, не в лучшую сторону. В суде обвиняемый без конца раскачивался на стуле, беспричинно закрывал лицо руками и в целом создавал впечатление неадекватного человека. Дошло до того, что Лофнер перебил судью Ларри Бернса, выкрикнув неразборчиво: "Спасибо вам за этот безумный цирк" (по другой версии, "Спасибо вам за бесплатные таблетки"). На нарушителя тут же накинулись федеральные маршалы, которые вывели его из зала суда.
После 15-минутного перерыва Лофнера привели обратно. Cудья спросил, желает ли он присутствовать на слушаниях или предпочитает удалиться в отдельную комнату и следить за событиями по монитору. Лофнер выразил желание покинуть зал. Просмотрев психиатрические заключения и воочию убедившись в невменяемости Лофнера, судье Бернсу ничего не оставалось, кроме как отложить суд и отправить обвиняемого на дальнейшее обследование в тюремную психбольницу в Спрингфилде, штат Миссури. Там Лофнеру предстоит пролежать четыре месяца, после чего его вызовут на повторные слушания.
Жертвами стрельбы на встрече Габриэль Гиффордс с избирателями стали шесть человек, в том числе федеральный судья Джон Ролл и помощник конгрессмена Гейб Циммерман. Ранения получили 13 человек. Стрелок, Джаред Ли Лофнер, был задержан на месте преступления. Ему предъявлены обвинения по 49 пунктам, включая убийство двух федеральных служащих. Наблюдатели и близкие к процессу юристы утверждают, что обвинение будет настаивать на высшей мере наказания. Лофнер свою вину категорически отрицает.
Следующее заседание запланировано на 21 сентября, и суду предстоит решить, помогло ли Лофнеру лечение и готов ли он участвовать в процессе. Сторона обвинения рассчитывает, что тюремным психиатрам удастся нормализовать психику Лофнера, в том числе и медикаментозным путем. Но только при условии, если такое лечение будет признано единственно возможным и вместе с тем безопасным. Пока что, как постановил судья Бернс, тусонский стрелок не осознает предъявленных ему обвинений и потому не может предстать перед судом.
Тут следует пояснить, что 22-летнему Лофнеру грозит ни много ни мало смертная казнь. И хотя подсудимого защищает известный юрист Джуди Кларк, спасшая от смертельной инъекции не одного серийного убийцу, шансов у Лофнера отделаться, например, пожизненным сроком откровенно немного. Учитывая это, многие эксперты подчеркивали, что Лофнер сможет избежать высшей меры, только если докажет свою невменяемость. Впрочем, еще в самом начале процесса наблюдатели указывали на неправдоподобность такой версии, потому как Лофнер держался слишком уверенно и вел себя крайне спокойно. Тем не менее, аризонскому стрелку была назначена психиатрическая экспертиза, так как из рассказов близких выяснилось, что он зачастую вел себя как сумасшедший, а также употреблял наркотики и злоупотреблял алкоголем.
Между тем сомневаться в компетентности специалистов, поставивших Лофнеру диагноз, также не стоит. Обвиняемого по очереди обследовали два врача - Кристина Питц из упомянутой выше тюремной больницы Спрингфилда и независимый психиатр Мэттью Кэрролл из Сан-Диего. Оба, пообщавшись с молодым человеком, подготовили многостраничные заключения, в которых в один голос признали Лофнера шизофреником.
Например, доктор Питц провела с Лофнером 12 приемов общей продолжительностью девять часов. Согласно ее отчету, у обвиняемого наблюдаются расстройство мышления и дезорганизация поведения, он не способен внятно отвечать на вопросы, одержим навязчивыми идеями и бредом. Доктор Кэрролл провел с Лофнером чуть меньше времени (пять приемов общей продолжительностью семь часов) и зафиксировал у пациента бредовые идеи и периодические галлюцинации. Психиатр по опыту предположил, что потенциальный обитатель камеры смертников симулирует заболевание, но после тщательных перепроверок все же поставил ему диагноз - параноидная шизофрения.
К слову, сам Джаред Ли Лофнер, по свидетельствам его окружения, приходит в ярость, когда его называют шизофреником. Одновременно с этим он почему-то уверен, что Габриэль Гиффордс мертва. Лофнер даже поругался со своим адвокатом, которая пыталась развеять его заблуждение. "Она умерла на моих глазах! Предатели!" - кричал он на слушаниях 25 мая.
Что касается Габриэль Гиффордс, то она по-прежнему находится на лечении, и когда ей разрешат вернуться домой, пока никто не знает. Выпущенная Лофнером пуля повредила 40-летней женщине мозг, из-за чего она утратила подвижность правой части тела. Политику сделали несколько операций на мозге, благодаря чему ее состояние удалось стабилизировать. К концу января ее перевели из реанимации в палату интенсивной терапии, а вскоре выписали из тусонской больницы и отправили на реабилитацию в хьюстонскую клинику TIRR Memorial Hermann, которая специализируется на повреждениях мозга и считается одной из лучших в США.
16 мая Гиффордс присутствовала на запуске шаттла "Индевор", который повел в последний полет ее муж, астронавт NASA Марк Келли. Спустя несколько дней раненная в голову женщина перенесла очередную операцию - часть черепа, в которой застряли частички раскрошившейся пули, ей заменили на имплантат из твердого полимера. Кроме того, пациентке вживили шунт для откачки излишков спинномозговой жидкости из черепной коробки. Операция продлилась три с половиной часа и была признана успешной. По ее окончании Гиффордс на какое-то время почувствовала себя нехорошо, но потом пришла в себя и сейчас отдыхает в своей палате.
Врачи говорят о будущем своей знаменитой пациентки хоть и осторожно, но с трудно скрываемым оптимизмом. С момента покушения прошло меньше полугода, а раненная в голову женщина уже вовсю общается с окружающими (хотя еще недавно были опасения, что она потеряет речь), понимает юмор, живо интересуется новостями о происходящем в мире. Как выражаются доктора, в беседах на сложные темы Гиффордс понимает если не все, то почти все. Иными словами, у врачей, занимающихся Гиффордс, есть все основания надеяться, что в конечном итоге пережившая тяжелейшее ранение женщина выйдет из больницы здоровым человеком.