Не для азарта

Китай построит авианосец вместо плавучего казино

Китайские военные впервые с момента покупки у Украины авианесущего крейсера "Варяг" подтвердили, что корабль, который изначально приобретался для переоборудования в плавучее казино, будет достроен для ВМС. В боевых операциях китайский авианосец, вероятнее всего, участия не примет - основной его задачей станет подготовка пилотов палубной авиации и обучение экипажей. На базе бывшего советского авианосца будут созданы собственные китайские корабли, которые поступят на вооружение КНР в ближайшие четыре-пять лет.

Зигзаги истории

Авианосец "Рига" (именно под этим именем корабль существовал до 1990 года) был заложен 6 декабря 1985 года. Строительством корабля по проекту 1143.6 занимался николаевский Черноморский судостроительный завод. В 1988 году советский авианосец был спущен на воду, после чего его достройка продолжилась. Спустя два года после переименования строительство "Варяга" приостановили из-за нехватки финансирования, а в 1993 году между Россией и Украиной был заключен договор, по которому "Варяг" достался Украине. На тот момент готовность авианосца составляла, по разным оценкам, от 67 до 76 процентов.

Предполагалось, что при водоизмещении 59,5 тысячи тонн, длине 304,5 метра, ширине 38 метров и осадке 10,5 метра корабль сможет развивать скорость до 29 узлов. Дальность хода "Варяга" должна была составить до восьми тысяч миль. Согласно проекту, на корабль планировалось установить шесть шестиствольных артиллерийских установок АК-630М, 12 пусковых установок противокорабельных ракет "Гранит", четыре пусковых установки зенитного ракетного комплекса "Кинжал", восемь зенитно-артиллерийских комплексов "Кортик" и два комплекса противоторпедной защиты "Удав".

В авиагруппу "Варяга" должны были войти до 26 палубных истребителей МиГ-29К и Су-33, а также вертолеты Ка-27, Ка-29 и Ка-31. Россия планировала выкупить у Украины авианосец, достроить его и включить в состав ВМФ, однако в 1994 году было принято решение об отказе от достройки "Варяга".

В 1998 году правительство Украины продало недостроенный корабль китайской компании Chong Lot Travel Agency, зарегистрированной в Макао. Сумма сделки составила около 20 миллионов долларов. Любопытно, что китайская фирма при покупке заявила, что намерена переоборудовать "Варяг" в плавучее казино. По неподтвержденным данным, вместе с кораблем китайской стороне была передана и вся проектно-техническая документация. Буксировка авианосца в Китай заняла 627 дней.

В 2002 году "Варяг" был отбуксирован на верфь судостроительного предприятия в Даляне провинции Ляонин. Примечательно, что корабль, заложенный на Украине для советского ВМФ, был размещен на судостроительном предприятии в китайском городе, основанном русскими моряками в 1898 году. В 2008 году "Варяг" получил имя "Ши Лан" в честь командующего маньчжурским флотом. Ши Лан, родившийся в 1621 году, умер в 1696-м. За время своей службы он прославился завоеванием Королевства Яньпин (ныне - Тайвань).

"Ши Лан"

7 июня 2011 года китайская газета Hong Kong Commercial Daily опубликовала интервью с начальником генерального штаба Народно-освободительной армии Китая Чэнем Биндэ, который заявил, что авианосец, купленный у Украины, проходит достройку и модернизацию, но работы еще не завершены. Корабль находится в сухом доке судостроительного предприятия Changxingdao Shipyard, а его спуск на воду состоится самое позднее в конце июня 2011 года. Другие подробности о достройке и модернизации корабля Биндэ не раскрыл.

В начале июня портал Strategy Page сообщил, что на авианосец уже установлены четыре антенны с активной фазированной решеткой китайской разработки и радиолокационная станция. Предположительно, по своим характеристикам эта РЛС схожа с американскими радарами системы Aegis. На "Ши Лан" также было погружено электронное оборудование для развертывания информационно-вычислительной сети. Авианосец получил и модернизированную артиллерийскую установку, созданную на базе семиствольной Type 730. Она представляет собой пушку калибра 30-миллиметров с вращающимся блоком из десяти стволов.

Наконец, на корабль был установлен корабельный зенитный ракетный комплекс FL-3000N, впервые показанный публике на военной выставке в Чжухае в 2009 году. В состав комплекса входит пусковая установка на 24 ракеты, диаметр которых составляет 12 сантиметров, а длина - два метра. Комплекс способен поражать воздушные цели на дальности до девяти километров.

"Варяг" получит газо-турбинные установки DN80, экспортную версию украинских двигателей UGT 25000 мощностью 26,7 мегаватт. Эти установки выпускаются на китайском предприятии в Харбине по украинской лицензии. По некоторым данным, после того как сотрудничество двух стран завершится, Украина передаст Китаю технологии производства таких силовых установок; харбинский завод после этого станет крупнейшим в стране предприятием по производству турбин для военных кораблей.

Ранее сообщалось, что Китай намерен начать ходовые испытания достроенного авианосца "Ши Лан" в конце 2011 года, а в 2012 году корабль может быть передан ВМС. Впрочем, официально власти Китая эти сроки никогда не подтверждали, как впрочем и сведения о ходе работ на авианосце. По словам помощника начальника генерального штаба НОАК Ци Цзяньго, национальная стратегия Китая предполагает использование нового корабля исключительно в территориальных водах страны, без захода на территорию других государств.

Основной задачей "Ши Лана" станет подготовка летчиков палубной авиации, а также обучение экипажей. Если базовый проект при достройке и модернизации корабля был изменен незначительно, на авианосце должны будут служить до 1980 человек, включая 520 офицеров. Но состоять в ВМС Китая "Ши Лан" (если действительно будет принят на вооружение в 2012 году) на протяжении нескольких лет будет без основного элемента - авиагруппы, поскольку она еще не готова.

В настоящее время китайская компания Shenyang занимается созданием палубного боевого самолета J-15, первый полет которого состоялся в августе 2009 года. Предположительно, на доработку и завершение испытаний самолета Shenyang потребуется еще несколько лет; самое раннее, когда ожидается поступление первых серийных самолетов на флот - 2015 год. Считается, что J-15 создается на базе одного из первых прототипов советского палубного истребителя Су-33 - Т-10К-3, купленного у Украины в 2005 году. Впрочем, некоторые китайские СМИ утверждают, что J-15 разрабатывается на базе истребителя J-11B (измененная копия Су-27СК).

В середине мая текущего года также стало известно о том, что в Китае ведутся работы по созданию палубного самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ). Этот летающий радар разрабатывается на базе военно-транспортного самолета Xian Y-7, который, в свою очередь, является доработанной копией Ан-24. Вероятно, этот самолет не будет использоваться на авианосце "Ши Лан", поскольку для его взлета с палубы необходима катапульта, которой корабль не оснащен.

Очевидно, без палубной авиации Китаю придется ограничиться лишь подготовкой экипажа авианосца. До ввода корабля в строй она будет осуществляться на тренировочном комплексе, расположенном недалеко от города Ухань провинции Хубэй. Этот комплекс представляет точную копию авианосца со взлетно-посадочной палубой и бетонной башней управления. Любопытно, что весь комплекс построен на крыше правительственного здания. Предположительно, на нем экипаж авианосца будет проходить обучение управлению взлетной палубой и правилам расстановки истребителей.

С августа 2010 года Китай ведет строительство двух наземных комплексов подготовки пилотов палубной авиации в провинциях Ляонин и Шэньси. Ранее некоторые СМИ писали, что эти комплексы по размеру и внешнему виду похожи на украинский НИТКА, расположенный на аэродроме Саки в Крыму. Впрочем, Украина участие в создании китайских тренировочных комплексов пока не подтверждала, но и не опровергала. Слухи о тесном военно-техническом сотрудничестве Украины и Китая циркулируют последние несколько лет. В частности, украинские СМИ сообщали, что Китаю собираются продать до четырех десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 "Зубр".

Авианосная держава

"Варяг", согласно планам армии КНР, должен положить начало целой серии китайских авианосных кораблей. Проект собственного авианосца Китай разрабатывает на протяжении последних 20 лет. Для ускорения этого процесса Пекин приобрел несколько таких кораблей, списанных из состава ВМС нескольких стран, преимущественно советские авианосцы. В 1994 году Китай купил у Австралии авианосец "Мельбурн". В 1995 году Южная Корея приобрела у России тяжелый авианесущий крейсер "Минск" проекта 1143 для разделки на металлолом, но в 1996 году перепродала корабль китайской компании Shenzhen Minsk Aircraft Carrier Industry.

В 1993 году правительство Китая приобрело у России авианосец "Киев" проекта 1143. В настоящее время "Киев" находится в городе Тяньцзинь и используется в качестве тематического парка развлечений, а "Минск" - в качестве музея в Шэньчжэне. В начале 2011 года китайский бизнесмен Кин Бон Лам, проживающий в Великобритании, принял участие в аукционе по продаже списанного британского авианосца "Инвинсибл". Он планировал отбуксировать корабль в Гуандун и превратить его в международную школу. Аукцион выиграла турецкая компания, занимающаяся утилизацией кораблей.

Китайская программа строительства собственных авианосцев будет реализовываться в два этапа. На первом планируется построить от двух до четырех авианосцев, половина из которых будет готова уже к 2015-2016 году. На их основе к 2020 году будут сформированы авианосные группы. Эти корабли получат газо-турбинные силовые установки, вероятнее всего, доработанные DN80. Водоизмещение кораблей, по разным данным, составит 50-55 тысяч тонн.

На втором этапе планируется построить два авианосца водоизмещением 65 тысяч тонн каждый. На эти корабли будет установлена уже атомная силовая установка. В целом, ВМС Китая намерены сформировать от четырех до шести авианосных групп, которые будут развернуты в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Их заявленная цель - прикрытие корабельных соединений и поддержка десантных операций.