Война в Афганистане началась так давно, что рано или поздно у "Талибана" должны были кончиться средства к существованию. Однако спонсоров у исламистского движения хватает, в том числе и среди злейших врагов. В августе 2011 года комиссия под руководством генерала Армии США Дэвида Петрэуса выяснила, что только за счет транспортных контрактов афганским талибам и местным бандам досталось 360 миллионов долларов из американского бюджета.
Комиссия Дэвида Петрэуса начала расследование утечки денег в 2010 году. Подозрения возникли не на пустом месте: Афганистан является крайне коррумпированной страной (второе место с конца в рейтинге Transparency International, ниже только Сомали), в которой "Талибан" пользуется большим влиянием. Поэтому нет ничего удивительного в том, что средства, потраченные на контракты с местными поставщиками тех или иных услуг, уходят куда-то не туда.
В общей сложности военные изучили контракты с афганскими фирмами на общую сумму в 31 миллиард долларов. Случаев нецелевого расходования средств было найдено на общую сумму в 360 миллионов долларов, что, по свидетельству агентства Associated Press, которому удалось ознакомиться с текстом отчета, составляет более одного процента от всех затрат.
Более половины всех этих денег ушла к боевикам через программу перевозки грузов Host Nation Trucking, которую за коррупцию не критиковал в военных и политических кругах США только ленивый. Подробно о схеме работы HNT, зачастую не вполне эффективной, рассказывается в отчете Warlord, Inc., подготовленном членами Палаты представителей США в июне 2010 года. Всего потребности двухсот американских баз в Афганистане обслуживали восемь фирм, как местных, так и компаний из США. Природные условия Афганистана простыми не назовешь - подрядчикам вооруженных сил США приходится обеспечивать подвоз продовольствия и всего необходимого по бездорожью, пересекая территории, которые находятся под контролем талибов. Без должной охраны вереницы грузовиков стали бы легкой и лакомой добычей для исламистов.
Контракты в рамках HNT начали выполняться весной 2009 года, их стоимость составила 2,16 миллиарда долларов, но не более 360 миллионов на каждого из исполнителей. Конгрессмены отмечают, что в том же 2009 году общий ВВП Афганистана составил примерно 13 миллиардов.
Военная кампания коалиционных сил в Афганистане против исламистского движения "Талибан" ведется с 2001 года. Фактически, война в Афганистане началась с обстрелов позиций талибов 7 октября 2001 года в ответ на отказ выдать США лидера "Аль-Каеды" Осаму бин Ладена. В операции принимают участие более 130 тысяч солдат коалиционных сил, большинство из них - 90 тысяч - являются служащими вооруженных сил США. Согласно данным проекта Cost of War, общие затраты США на войну в Афганистане составляют более 445 миллиардов долларов, учитывая невоенные траты.
Несмотря на то, что исполнением контрактов на доставку грузов занимались восемь разных фирм, зачастую заказы в конечном итоге попадали к одним и тем же исполнителям. Например, в отчете Warlord, Inc. подробно описан портрет командира Рухаллы, контролирующего дорогу между Кабулом и Кандагаром. Армия Рухаллы (иначе его охранную службу на внедорожниках с установленными на них крупнокалиберными пулеметами назвать трудно) охраняла почти все грузовики США, чей маршрут проходил по дороге между этими городами, а с теми подрядчиками HNT, кто его услугами не пользовался, с подозрительной регулярностью происходили различные неприятности.
Рухалла - один из многих афганцев, кому контракты США под прикрытием охранной фирмы позволили заработать на контроле над стратегически важной дорогой. Ему же конгрессмены приписывали и связь с "Талибаном". Эти сведения командир поспешил опровергнуть и даже обратился в суд, где его правота была подтверждена. Однако в начале августа 2011 года стало известно, что фирма Watan Risk Management, которая поставляла ему клиентов, лишилась права работать на США. Впрочем никто не мешает Рухалле работать под другой "торговой маркой".
При всей своей эффективности (конгрессмены еще в 2010 году признавали, что количество инцидентов на дорогах благодаря HNT существенно снизилось) программа Host Nation Trucking по сути финансирует организованную преступность - полевые командиры, контролирующие афганские дороги, ведут свою деятельность совсем не по законам развитого индустриального общества. Компаниям, работающим в рамках HNT, необходимо платить местным полевым командирам, так как сами они не имеют права носить более серьезное вооружение, чем автомат. Уже упомянутый Рухалла, так активно опровергавший свои связи с талибами, совершенно не стеснялся взяточничества, причем среди "купленных" им людей были высокопоставленные полицейские и чиновники. Изначальной целью всех подобных программ является экономическое развитие государства, в которое осуществлена интервенция, за счет создания рабочих мест, но не финансирование банд.
Первые результаты расследования комиссии министерства обороны США стали известны в конце июля 2011 года. Тогда сообщалось, что расследование выявило нецелевое расходование примерно семи миллионов долларов, половина из которых осела на счетах боевиков "Талибана". В Пентагоне поспешили заявить, что слухи преувеличены, и на деле талибам досталось гораздо меньше.
Но не тут-то было - в середине августа стало известно о тех самых 360 миллионах, которые обнаружила комиссия Петрэуса. Источник Associated Press в администрации США утверждает, что в основном эти деньги ушли на взятки, откаты и выплаты бандам, подобным армии Рухаллы, а не попали к талибам, но точных данных представить он не смог. Учитывая положение "Талибана" в Афганистане, не исключено, что все эти деньги в конечном итоге попали именно к тем, против кого США ведут войну.
Эффективность американских трат в Афганистан ставится под сомнение не впервые. 20 июля был опубликован отчет главной инспекции США по восстановлению Афганистана, в котором говорилось, что Соединенные Штаты не имеют достаточного контроля над теми 70 миллиардами долларов, которые были направлены на развитие Афганистана с 2002 года. Фактически, говорится в отчете, США не в состоянии отследить перемещение своих же денег после того, как они поступают в Афганистан, не имеют такой возможности и афганские власти. Причем виной всему не только коррупция и непрозрачная финансовая система Афганистана, но и банальное нежелание американской стороны принимать какие-либо меры для контроля над деньгами.
Если брать обе войны, которые США ведут последние 10 лет, то всего в Афганистане и Ираке за это время было потеряно 34 миллиарда долларов, свидетельствуют выводы комиссии по военным контрактам США, о которых в конце июля стало известно The Wall Street Journal. Общая сумма проверенных комиссией контрактов превысила 200 миллиардов долларов. По большей части деньги утекали из-за неудачного планирования работ и из-за необходимости отдавать до 20 процентов от общих затрат на откуп местным боевикам за свою безопасность.
Между тем у США в свое время был довольно удачный опыт экономической поддержки союзников в этом регионе. С 1954 года на протяжении десятилетий США оказывали помощь соседнему с Афганистаном Пакистану, пишет The New Yorker. Деньги выделялись в виде грантов под конкретные проекты, предложенные властями на местах, и эта программа, по признанию специалистов, была довольно эффективной. Однако начало советской интервенции в Афганистан и возросшие запросы пакистанских исламистов, чья поддержка была жизненно важна США в рамках "холодной войны" с СССР, свели все на нет.
С сентября 2011 года США откажется от погрязшей в коррупции и связях с боевиками программы Host Nation Trucking. Новый транспортный контракт стоимостью около миллиарда долларов будут обслуживать 20 компаний, которым придется работать в условиях жесткой конкуренции. Среди фирм не будет ни одной компании, запятнавшей себя работой в рамках HNT. Однако это совсем не означает, что первым делом они не пойдут к командиру Рухалле.