Мир
18:43, 14 сентября 2011

Опасные связи Политики и правозащитники объяснили свое "сотрудничество" с разведкой США

В конце августа 2011 года в Сеть попали тысячи неотредактированных донесений американских дипломатов, собранных в рамках проекта Wikileaks. В отличие от всех секретных бумаг, которые главный идеолог проекта Джулиан Ассанж публиковал до сих пор, в выложенных сообщениях и депешах не были стерты имена тех, с кем контактировали дипломаты. Беглый анализ документов выявил, что американское посольство в России получало немало сведений из бесед с людьми, чьи имена регулярно мелькают в прессе - среди них, например, упоминаются Алексей Навальный, Борис Немцов, Гарри Каспаров и другие. "Лента.ру" обсудила с некоторыми из известных медиа-персон внезапно открывшиеся факты их "сотрудничества" с американской разведкой.

Оппозиция

Немалый процент информантов американского посольства в Москве составляют оппозиционные политики, либеральные журналисты и политические аналитики. Поиск по фамилиям Милов, Немцов, Каспаров, Яшин выдает десятки документов - в том числе секретных и конфиденциальных. Сотрудники секретных служб США внимательно следят за деятельностью лидеров несистемной оппозиции и обильно цитируют их выступления и публикации в прессе. Но простым цитированием дело не ограничивается - довольно часто в бумагах встречаются обороты вроде "он сказал нам" или "на встрече с нами NN заявил, что..."

Ничего сенсационного, впрочем, процитированные в документах политики не говорят - сведения, которые они сообщали сотрудникам американского посольства, практически полностью повторяют их обычные заявления на митингах или в прессе. Например, Гарри Каспаров рассказывал "им", что демократическое движение "Солидарность", в чей президиум и политсовет он входит, готовится использовать "неизбежный хаос", который наступит в России при текущем политическом курсе, для того чтобы заполнить властный вакуум.

Борис Немцов, общаясь с послом США в России Джоном Байерли в 2009 году, говорил о колоссальных масштабах коррупции в стране, предрекал, что Дмитрий Медведев действительно хочет быть президентом и управлять страной, и рекомендовал Бараку Обаме выразить ему свою поддержку. В других документах, в которых упоминается фамилия Немцова, речь также идет о коррупции. В беседе с корреспондентом "Ленты.ру" политик подтвердил, что неоднократно общался с различными американскими гражданами: "Я встречаюсь с американскими гражданами довольно часто. Вот на следующей неделе буду встречаться, таких встреч у меня было много. Это и конгрессмены, и сенаторы, и бизнесмены".

По словам Немцова, он совершенно не опасается, что публикация этих документов каким-то образом отразится на его имидже: "Я не работаю на экспорт или на импорт. Моя позиция в Москве, Кливленде или Нижнем Новгороде одинакова. Все, что я говорю в открытой печати, я могу сказать и при личной встрече. У меня нет двойной дипломатии", - отметил он.

Как уточнил Немцов, он не был в курсе, что содержание его бесед с американскими гражданами будет так тщательно документироваться и использоваться. "Конечно, когда люди общаются друг с другом, они надеются на какую-то приватность, если они обсуждают что-то конфиденциальное, или по крайней мере на какие-то договоренности, что можно пускать в прессу, а что нельзя. Ясно, что то, что произошло - это очень мощный удар по американской дипломатии", - считает один из лидеров "Солидарности" и добавляет: "Я считаю, что в американском внешнеполитическом ведомстве полный бардак. Если там миллионы документов, в том числе и те, которые они считают конфиденциальными, утекают, это характеризует, собственно, американскую дипломатию, а не меня, с плохой стороны".

Борцы с коррупцией

Еще одна группа поставщиков информации для американского посольства - это борцы с коррупцией. В выложенных в Сеть конфиденциальных документах упоминаются, например, директор центра антикоррупционных исследований Transparency International Russia Елена Панфилова, а также юрист и по совместительству известный блогер Алексей Навальный.

Опять-таки, ничего сверхсекретного антикоррупционеры своим собеседникам не сообщают. Так, Навальный в беседе с неназванным сотрудником посольства в 2008 году упоминал о коррупционной деятельности нефтяной компании Gunvor и сообщал, что намерен подать иск против "Роснефти". Примерно в то же время юрист не раз говорил об этом на пресс-конференциях и писал в своем блоге.

На слова Елены Панфиловой авторы конфиденциальных документов ссылаются как косвенно - то есть цитируют ее выступления или публикации, так и прямо. Руководитель Transparency International Russia, в частности, оценивала заявления Медведева о массированной борьбе с коррупцией - в 2008 году она была "сдержанно оптимистична" по этому поводу. Панфилова рассказала "Ленте.ру", что встречалась с представителями американского посольства только на официальных приемах, "где собираются толпы народа - чуть ли не вся Москва" - и обсуждаются общие вопросы: ситуация с коррупцией, политическая обстановка, деятельность общественных организаций.

Насчет того, что услышанная сотрудниками посольства информация передается дальше по инстанциям, у Панфиловой нет никаких сомнений: "Разумеется, когда ты общаешься с людьми из любых посольств: из американских, из тайваньских, из голландских, из каких угодно, – ты себе отдаешь отчет в том, что они, наверное, кому-то об этом расскажут, иначе зачем они с тобой разговаривают, правильно?" - говорит она и объясняет, как возникают документы, подобные тем, что просочились из архивов Wikileaks: "Речь идет о расшифровках и публикациях обычных посольских телеграмм, а не донесениях разведчиков. Я закончила российскую дипломатическую академию и знаю, каким образом все это устроено. Еженедельно все сотрудники посольства себе туда, в Вашингтон, посылают перечень того, с кем они встречались, что они услышали. Для того чтобы попасть в такую телеграмму, совершенно необязательно организовывать какую-то встречу, а человек, с которым ты разговаривал, вовсе не должен быть специальным разведчиком. Даже самый унылый третий секретарь по культуре или второй атташе по экономике - они все пишут подобного рода отчеты о проделанной работе”.

Журналисты и аналитики

Журналисты самых разнообразных изданий и политаналитики также нередко фигурируют в посольских отчетах. Они говорят с американцами о политике, коррупции, проблемах гражданского общества и других подобных вопросах. С некоторыми из респондентов сотрудники посольства встречаются на общих приемах, другие пересекаются с американцами по индивидуальным договоренностям. К последним относится, например, аналитик фонда "Индем" Юрий Коргунюк.

По словам Коргунюка, сотрудники различных посольств - не только американского - регулярно встречаются с экспертами для того, чтобы на основании бесед с ними "разобраться самим и составить мозаичную, но более или менее разностороннюю картину" происходящего в России. Аналитик отметил разницу в подходах представителей различных государств: "Вот из них, как правило, американцы наиболее жмотистый народ, они всегда приходят в офис. В то время как, допустим, японцы предпочитают приглашать куда-нибудь в ресторан".

На вопрос, зачем сам Коргунюк ходит на подобные встречи, аналитик ответил, что зачастую они оказываются полезны самому респонденту. "Очень часто именно сотрудники посольств задают те вопросы, которые мы сами не ставим. Мы глядим на ситуацию изнутри и плохо понимаем, как она выглядит снаружи. Бывает, что даже очень явные пробелы и бреши в нашем понимании ситуации мы сами не видим. А тут иногда задаются любопытные вопросы, на которые начинаешь отвечать, и вдруг, действительно, приходят в голову весьма полезные мысли", - поясняет Коргунюк.

Регулярные контакты с представителями американского правительства воспринимаются многими если не как продажа Родины, то уж точно как что-то неблагонамеренное. Аналитик фонда "Индем" заявил, что его не волнуют подобные обвинения: "Да мне плевать, а кто скажет? Из "Единой России", или из компартии, или из ЛДПР? Да в гробу я их всех видал. Какое мне до них дело?" На возражение, что предположения о чересчур тесной связи с Госдепом циркулируют не только в политических кругах, но и среди общественности в целом, Коргунюк ответил так: "Да ну, здрасьте, это быдло, я о нем вообще даже не думаю".

В общем и целом, информация, почерпнутая сотрудниками посольства из бесед с российскими медиаперсонами, имеющими отношение к политике или экономике, выдающейся ценности не представляет. Эти сведения практически полностью повторяют все то, что упомянутые в депешах люди говорят или пишут на открытых площадках. Большая часть таких невольных информаторов прекрасно понимает, что содержание их бесед с американцами будет в том или ином виде использовано соответствующими ведомствами - но так как все то же самое американцы могут узнать из других источников, информанты не видят особого вреда в общении с представителями посольств.

Вряд ли информация, полученная таким образом, существенно помогает американским спецслужбам - скорее, она необходима как составная часть при создании общей картины устройства жизни в России. В этой связи интересно было бы узнать, как именно сотрудники ведомств, куда попадают все эти данные, их оценивают - но таких сведений в архивах Wikileaks пока нет.

< Назад в рубрику