"Созвездие" в профиль

NASA представило безрассудный проект новой ракеты

14 сентября 2011 года Американское космическое агентство представило проект новой ракеты, получившей название Space Launch System (SLS), что можно примерно перевести как "Система космических запусков". В сообщении говорится, что новая ракета станет самой мощной со времен "Сатурнов", которые когда-то доставили астронавтов на Луну. Главный вопрос к проекту: зачем он нужен?

Смело и масштабно

В своем обращении, посвященном презентации нового проекта, глава NASA Чарльз Болден заявил: "Эта космическая система позволит создать хорошо оплачиваемые рабочие места для американцев, а также обеспечит Америке сохранение лидерства в космосе. Президент Барак Обама посоветовал нам мечтать масштабно и смело - именно этим мы занимаемся здесь, в NASA". Насчет рабочих мест Болден, конечно, прав, однако заявление насчет масштабности и смелости - некоторое преувеличение.

Во-первых, на начальном этапе разработки системы SLS ее грузоподъемность составит 70 тонн (130 тонн в перспективе) - речь идет о низкой околоземной орбите (НОО). Казалось бы, это приличные показатели. Для сравнения, разрабатываемая сейчас в Центре имени Хруничева модульная система "Ангара" в максимальной комплектации (A7) сможет выводить на эту же орбиту примерно 35 тонн, а "Русь-МТ-50" (аналогичный проект от "ЦСКБ-Прогресс") - до 53 тонн. Еще необходимо учитывать, что если аппарат потребуется выводить на геопереходную или геостационарную орбиту - самые полезные орбиты, которые применяются для запуска спутников, то разница в грузоподъемности систем будет много меньше.

Но нужно принять в расчет то обстоятельство, что у отечественных аппаратов нагрузка рассчитывается для стартов с космодрома Плесецк (63 градуса северной широты), где вращение Земли помогает ракетам меньше, чем при старте с мыса Канаверал (28 градусов северной широты). Так что мощность новой американской ракеты вполне можно считать сравнимой с отечественными проектами. То есть проект заведомо не является настолько прорывным, насколько его стремится преподнести Американское космическое агентство.

Во-вторых, новая ракета почти целиком основана на прежних разработках, что снимает вопрос о смелости нового начинания (при этом в излишней осторожности NASA вряд ли можно упрекнуть - агентство выделяет деньги и на рискованные проекты, и на космические заправки). Так, первая ступень ракеты-носителя будет оснащена кислородно-водородным двигателем RS-25D/E, который представляет собой переработанную версию основного двигателя шаттлов.

На вторую ступень планируют устанавливать J-2X - "переработанный с учетом десятилетий опыта" J-2, стоявший на "Сатурнах" (они возили в 60-х - 70-х годах прошлого века астронавтов на Луну), который, как и двигатель первой ступени, будет работать на кислороде и водороде. Этот двигатель изначально разрабатывался для ракет семейства "Арес", которые, впрочем, так и не увидели свет из-за закрытия программы "Созвездие" (об этом чуть ниже).

Кроме этого ракету поначалу планируется снабдить боковыми твердотопливными ускорителями SRB, которые также применялись при запуске космических челноков. Утверждается, что это временная мера и впоследствии ускорители, возможно, переработают, исходя из соотношений цена-мощность. Первый тестовый полет новой ракеты-носителя (с большой долей вероятности, самой базовой комплектации) должен состояться до 2017 года, а пока всем желающим предлагается посмотреть компьютерный ролик, изображающий, как это будет выглядеть.

В-третьих, удивляет сам формат заявления. Фактически NASA не представило никакого сколько-нибудь осмысленного плана разработки. На сайте агентства, например, заявление сопровождается занятным двухстраничным документом (pdf), озаглавленным "Интересные факты". Из него мы, в частности, узнаем, что уже упоминавшиеся 70 тонн груза - это 77 пикапов или 12 слонов, масса ракеты перед стартом равна суммарной массе 24 "Боингов 747", а у RS-25D/E насос такой мощности, что за 25 секунд опустошит нормальных размеров бассейн.

Вместе с тем, никаких деталей предстоящего проекта, за исключением моделей двигателей и пресловутой грузоподъемности, NASA не раскрывает. Более того, складывается впечатление, что объявление о новом проекте - это переделанный и дополненный отчет от января 2011 года (pdf).

Смутные перспективы

Перечисленные в предыдущем разделе недостатки вполне можно было бы назвать придирками по формату, если бы к новой программе не было более фундаментального вопроса: "Зачем?" На первый взгляд, конечно, может показаться, что NASA на него исчерпывающе отвечает - мол, новая ракета позволит выводить спутники в космос за сущие копейки и даст возможность отправлять космические корабли не только на Луну, но и на Марс.

Однако это довольно странное заявление. Некоторое время назад NASA взяло курс на передачу космических перевозок в частные руки. Сейчас многие компании занимаются разработкой собственных космических аппаратов. Наибольшего успеха на настоящий момент достигла, пожалуй, SpaceX. Этой компании удалось создать частную ракету-носитель Falcon, а также запустить в декабре 2010 года космический корабль Dragon с сыром на борту.

Более того, в конце ноября - начале декабря 2011 года этот самый корабль должен стать первым частным космическим аппаратом, который пристыкуется к Международной космической станции, доставив на борт некоторое количество полезных грузов. Дальше этот корабль будет дорабатываться, пока, наконец, не сможет возить в космос людей (до этого момента американцам придется полагаться на российские "Союзы").

Интересный факт - грузоподъемность тяжелой версии Falcon составит все те же 53 тонны, а стоимость одного запуска снизится до 100 миллионов долларов. Все это означает, что когда SLS будет готова, на рынке космических запусков уже вовсю будут работать частные компании, взращенные на деньги NASA. У Американского космического агентства просто не будет шансов - навряд ли его руководители этого не понимают.

Стало быть, цель новой программы - именно межпланетные перелеты. Тут мы и добрались до самого интересного (не считая того, что SpaceX будет конкурировать с NASA и на этом фронте). В 2004 году Джордж Буш-младший объявил о начале программы "Созвездие" (Constellation), которая должна была вернуть американцев на Луну и доставить людей на Марс. В течение шести лет в этом направлении велась большая работа, были потрачены миллиарды долларов, и все только затем, чтобы в какой-то момент программу прикрыли из-за дороговизны и излишней грандиозности.

Новое начинание, пусть оно и называется по-другому, напоминает то же "Созвездие", только сбоку. Например, для новой ракеты нужен будет космический корабль, которого у агентства сейчас нет, поэтому его тоже придется разработать. Начинать с нуля не придется - благо от "Ориона", который разрабатывался в рамках того же "Созвездия", остались наработки. Так как планы NASA не стали менее глобальными, новый проект, скорее всего, пойдет по стопам своего идейного предшественника. Хотя кто знает - может, SLS окажется жизнеспособнее.