Во вторник, 11 октября, Сенат США одобрил законопроект, позволяющий правительству вводить компенсационные пошлины в отношении товаров из стран, намеренно занижающих курс национальных валют. Закон направлен против Китая, чей недооцененный юань делает экспортные товары дешевыми и, как следствие, конкурентоспособными. Для американской экономической политики законопроект фактически означает возвращение к уже отошедшему в прошлое протекционизму.
О том, что стоимость китайской валюты занижена, было известно давно, но долгое время это не афишировалось. Поддержка низкого курса юаня стала частью неофициальной государственной политики Китая еще в 90-х годах прошлого столетия. Так власти КНР стимулировали экспорт, который, наряду с дешевой рабочей силой, является основой новой китайской экономики. Поскольку понижение валютного курса делает товары страны более дешевыми на международных рынках (и, следовательно, более конкурентоспособными), на фоне государственной валютной политики произошло сильное укрепление экспортных отраслей КНР. Это произошло еще и за счет того, что западные компании переносили в КНР свои предприятия, где они были более рентабельными из-за дешевой рабочей силы. С 1979 по 2009 год доля КНР в мировой внешней торговле выросла в 10 раз до 8 процентов.
Долгое время дешевые китайские товары устраивали и США, и Европу. Особенно переживать было не о чем, поскольку низкая стоимость потребительских товаров, не важно - экспортных или импортных, повышает уровень жизни населения. Но такое экономическое сотрудничество оказалось для западных стран бомбой замедленного действия - импортные товары замещали национальные, и это не могло не сказаться на структуре экономики этих государств. Западу становилось все сложнее обеспечивать занятость населения, так как мировые производства все больше уходили на Восток.
В результате с середины 2000-х годов требования к Китаю повысить курс национальной валюты до "реального" начали звучать и из Евросоюза, и из США. Со временем они переросли в серьезные обвинения, например, в том, что "Китай препятствует восстановлению мировой экономики" (глава ФРС США Бен Бернанке) и "Недооцененный юань является главной проблемой мировой экономики" (Комиссар по вопросам торговли Евросоюза Карл Де Гюхт).
Почему именно США?
Соединенные Штаты Америки - одна из немногочисленных стран в мире, которая может произвести практически все, что нужно для внутреннего потребления, начиная от высокотехнологичных самолетов и заканчивая сосисками. При этом производительность труда в США превышает китайскую почти в 15 раз (Россия тоже может производить почти все, но производительность труда в нашей стране не позволяет ей поддерживать конкурентоспособность своих товаров). С другой стороны, в течение последних двух десятилетий потребление товаров в США росло в основном за счет импорта, при этом речь идет не только о "дешевых носках из Китая", но и о более технологичных товарах, например сотовых телефонах или компьютерах, которые также собирают в развивающихся странах.
Торговый дефицит в США сохраняется с 1976 года, и, наконец, он привел к тому, что американская экономика потребления столкнулась с острой необходимостью обеспечить рабочие места для собственных граждан. В сентябре 2011 года безработица в США составляла 9,1 процента. Способов сократить этот показатель власти США нашли не очень много. Один из них - залить в экономику деньги для создания рабочих мест. Это, собственно, предусматривал план по борьбе с безработицей, предложенный президентом США Бараком Обамой, который должен был обойтись бюджету в 447 миллиардов долларов. Но план застрял в Сенате, да и эффективность проекта вызывает споры не только среди законодателей, но и у экономистов. А вот ограничение импорта споров не вызывает - понятно, что если ввоз товаров в страну сократится, внутреннее производство пойдет в рост.
"Антикитайский законопроект" был внесен в Сенат США 3 октября, уже 11-го он был одобрен. Его поддержали 63 сенатора, против проголосовали 35. Стоит отметить, что законопроект прошел в Сенате, контролируемом демократами. Сторонники законопроекта утверждают, что китайский юань недооценен на 30 процентов. Президент США Барак Обама заявил, что пока не будет поддерживать законопроект, но не забыл в кратком комментарии по этому поводу еще раз обвинить Китай в "играх с валютной системой".
Судьба "антикитайского законопроекта" в Палате представителей Конгресса США, которая контролируется Республиканской партией, туманна. Против закона уже высказался председатель палаты Джон Бейнер. По его словам, "слишком опасно лезть в валютные дела другой страны".
Как сообщает Reuters, законопроект подвергли критике также руководители торговых представительств и консульств США в Китае. Как заявил агентству представитель консульства США в КНР, "мы против этого законопроекта. Он никогда не станет законом".
Китай спросить забыли
Отношение Пекина к принимаемому законопроекту можно оценить уже по тому, что за последнюю неделю он стал самой обсуждаемой темой в государственном информагентстве Китая "Синьхуа" и газете "Женьминь Жибао".
"Китай осуждает США за голословные обвинения в манипуляциях валютным курсом и за продвижение законопроекта, который приведет к торговой войне", - написала в среду, 13 октября, "Женьминь Жибао". Официальные лица страны назвали этот документ "необоснованным", "непродуманным", а также "законопроектом, который принесет больше вреда, чем пользы". Решение Сената США по очереди раскритиковали министерство иностранных дел, министерство торговли Китая и центральный банк КНР.
ЦБ Китая заявил, что законопроект не поможет решить внутренних проблем США, но зато осложнит торговые отношения двух стран. В центробанке считают, что законопроект может помешать проводимой в КНР валютной реформе. Представитель китайского регулятора также напомнил, что стоимость юаня и так выросла с 2005 года на 30 процентов и сейчас курс валюты "совершенно обоснованный". Что касается трудностей, которые испытывает экономика США, то в ЦБ уверены, что существуют "другие причины торгового дефицита, кроме валютных курсов".
Не менее эмоционально высказался представитель министерства иностранных дел Китая Ма Чжаосюй (Ma Zhaoxu), который пригрозил США "торговой войной". По его словам, законопроект принят в обход норм ВТО и является протекционистским.
Что именно понимается под "торговой войной", конкретизировано не было. Агентство "Синьхуа" сообщило, что в случае, если пошлины на китайские товары будут повышены, КНР "выступит с ответными мерами". Можно предположить, что если Китай начнет бороться с США за свой внутренний рынок и рынки третьих стран, в ход пойдут стандартные методы: демпинг, введение компенсационных пошлин для экспортеров (когда государство доплачивает производителю за вывоз товара из страны). Для ведения "торговой войны" нужны деньги, и у Китая сегодня больше ресурсов, чем у США: золотовалютные резервы КНР превышают 2,5 триллиона долларов против американских 150 миллиардов. Америка, к тому же, сохраняет дефицит бюджета почти в 1,3 триллиона долларов.
"Торговая война" или предвыборный пиар?
Китай имеет собственные причины для увеличения валютного курса. Низкий курс национальной валюты – палка о двух концах. Считается, что таким образом государство может поддержать экспортеров. Но, с другой стороны, экспортеры, вынужденные постоянно покупать за рубежом сырье и технологии, страдают от высокой стоимости импортных товаров группы А. Кроме того, в 2010 году заместитель председателя КНР Си Цзиньпинь (Xi Zinpin) заявлял, что Китай будет наращивать импорт. К 2015 году стоимостной объем ввоза товаров в страну должен составить почти пять триллионов долларов. Дешевая национальная валюта, напротив, препятствует росту импорта.
Китай - не единственная страна с заниженным курсом валюты, которая экспортирует свои товары в США. Недооцененные валюты в целом характерны для развивающихся стран - в число государств с "дешевыми" валютами входят также Россия, Таиланд, Египет и Индия. И если Белый Дом решит сокращать торговый дефицит радикальными методами, то "валютный закон" мог бы быть использован и против других государств.
С другой стороны, настоящей торговой войны никто не хочет. В западной прессе законопроект называют исключительно "мерой, призванной заставить Китай поднять курс юаня". Не исключено, что своим решением американский Сенат лишь хотел еще раз показать Пекину, что низкая стоимость юаня не устраивает Вашингтон, и заставить КНР сделать определенные шаги в этом направлении. Если это действительно так, то ожидать одобрения со стороны Палаты представителей и президента США не стоит.
Не исключено, что произошедшее вообще не является реальной борьбой с торговым дефицитом. Агентство "Синьхуа" сообщило со ссылкой на неназванных китайских аналитиков, что принимаемый законопроект может быть не более чем попыткой американских политиков снискать расположение избирателей перед президентскими выборами 2012 года. "Из Китая пытаются сделать козла отпущения и переложить на него внутренние противоречия в американской экономике", - сообщило агентство. Действительно, создать образ врага для политиков всегда было проще, чем признать собственные ошибки. И если Китай повысит валютный курс, то он может не только помочь американскому производителю, но и добавить очков Демократической партии США, взявшей на себя ответственность за успех борьбы с безработицей.