Новости партнеров

Пролетая над Каспийской границей

Впечатления от игры Battlefield 3

В конце октября на экраны мировых телевизоров и мониторов вышла одна из самых ожидаемых игр - военный шутер Battlefield 3. Очередное творение студии DICE получилось не вполне однозначным: при - как всегда - отличном многопользовательском режиме внезапно образовалась довольно спорная игровая "оболочка" под названием Battlelog, а одиночная кампания, о которой так долго говорили создатели серии, закончилась пшиком.

Для разработчиков из студии EA Digital Illusions Creative Entertainment (она же DICE) серия Battlefield - это любимое детище и источник дохода. Вот уже девять лет студия успешно занимается тем, что производит игры под брендом Battlefield, главное достоинство которых - многопользовательский режим, где можно крошить, стрелять, лечить, умирать, возрождаться и получать от всего этого большое удовольствие. Революционные идеи на пути Battlefield пока особо не возникали (создатели серии мудро придерживаются принципа "работает - не трогай"), но тут возникает небольшая проблема: при улучшающейся от игры к игре графике сами по себе проекты с какого-то момента становятся слишком похожими. Да и CoD, считающийся основным конкурентом Battlefield в жанре военных шутеров, в спину дышит.

Поэтому новую игру DICE'овцы решили доработать так, чтобы она стала еще лучше, еще больше и краше, при этом била бы Call of Duty на его поле кинематографичных игр, а еще имела бы, согласно мировым трендам, изрядную социально-сетевую составляющую. Так вот и получились огромные карты с самолетиками, абсурдная история про террористов в Париже и Battlelog - внебрачное дитя слона и носорога военного шутера и "Вконтакте".

Начнем с главного. В многопользовательском режиме (на PC) действительно есть карты на 64 человека, там действительно можно полетать на самолете, поездить на танке и отточить тактическое мышление. BF3, как и обещали разработчики, это серьезная игра для взрослых людей, в которой сотрудничество намного важнее, чем бой по принципу "мы вломились и всех перестреляли".

Но EA была бы не EA, если бы у мультиплеера не было никаких недостатков.

Их можно довольно условно разделить на два вида: технические и игровые. К первым относятся внезапно исчезающие детали пейзажа, застревающие в стенах строений солдаты и то, что, несмотря на все хваленые проверки боем, сервера не выдерживают нагрузки и периодически становятся недоступны.

Главным игровым недостатком является некоторый дисбаланс на картах. Например, на небольшой Operation Metro периодически случается пробка в районе эскалатора (он находится в середине карты, и после старта все игроки сразу устремляются к нему). В крупных локациях наблюдается другая проблема: ключевые точки расположены слишком близко друг к другу, что не позволяет использовать "на полную" возможности тяжелой техники.

Но эти проблемы скорее всего быстро решатся: DICE довольно оперативно выпускает патчи к своему творению (безо всяких "мы не рассматриваем PC как основную платформу для своих игр" - все ровно наоборот), пользователи медленно, но верно привыкают к особенностям карт и местной техники, поэтому можно сказать, что уже через пару недель мультиплеер BF3 достигнет совершенства.

А вот со всем остальным, к сожалению, сложнее.

Вот Battlelog - идея, в общем, логичная и в какой-то степени предсказуемая. Сетевые проекты во многом строятся на неигровом взаимодействии между всеми участниками, на званиях, на статистике и достижениях (а также на возможности всем этим форсить). Поэтому что может быть логичней, чем симпатично оформленная база данных, где в любой момент можно создать собственный отряд, посмотреть, сколько осталось "хедшотов" до открытия новой винтовки, "зафрендить" лучшего снайпера противников и отследить все последние достижения своих братьев по оружию?

Но при всей логичности идеи реализована она далеко не лучшим образом. Начать с того, что у игры нет "прямой" загрузки - неважно, играешь ты в одиночном режиме, в кооперативном или в сетевом. Для того чтобы получить доступ, нужно сначала запустить Origin, потом он, немного подумав, перенаправит игрока на Battlelog, а там уже нужно выбрать нужный режим - и только после этого пойдет загрузка игры. Но неприятности на этом не закончатся.

Главная особенность Battlelog - то, что он является в первую очередь социальной сетью, и лишь во вторую - оболочкой для игры. Это значит, что с его главной страницы можно перейти на сайт магазина Battlefield 3 и купить себе футболку, но при этом настроить графику и звук можно только внутри игры (что особенно "удобно" в мультиплеере, где на счету каждая секунда). Кроме этого пользователям приходится при каждой смене сервера выходить в Battlelog и загружать игру заново - сделать это "изнутри" невозможно.

Разрабатывая Battlelog, в DICE словно слегка забыли о том, что главное - это все-таки сама игра, сам процесс отстрела противников и захвата контрольных точек, а не подробное обсасывание каждой мелочи. В конце концов, до сих пор у фанатов Battlefield было достаточно возможностей обсудить все подробности своих матчей в других социальных сетях, мессенджерах да и просто в игровых чатах. Поэтому принудительное внедрение Battlelog'a у "серьезных взрослых людей", на которых вроде как рассчитана игра, вызвало законное недоумение.

Не меньшее недоумение вызвала и обучалка одиночная кампания, о которой DICE давно вела завлекающие разговоры. Это сразу после выхода игры разработчики предпочли сменить тональность и говорить о том, что, мол, "одиночка" - это только для обучения, а до этого они периодически рассказывали о тонкостях сюжета и настолько в него углубились, что даже выпустили отдельный роман (с революционным названием Battlefield: The Russian) про одного из героев игры - обыкновенного русского по имени Дмитрий Маяковский.

Кампания получилась довольно незатейливая: в ней рассказывается о том, как два простых солдата, американский и русский, попытались остановить злобных террористов (в лице седоватого человека, явно срисованного с олигарха Романа Абрамовича) и спасти мир от войны между Россией и США (что-то это нам напоминает, не правда ли?). Собственно, несмотря на всю банальность сюжета, одиночный режим игры мог бы получиться вполне неплохим - если бы разработчики в нем придерживались собственных традиций и давали игроку пространство для действия и возможность проявить инициативу и тактическое мышление.

Но DICE сделали игру простой и "коридорной" до клаустрофобии. Да, ей нельзя отказать в кинематографичности. Но здесь это не плюс, а минус: вместо того, чтобы собственно играть, геймеру приходится изредка нажимать какую-нибудь кнопку и смотреть скриптовый ролик про то, как его персонаж героически разделывается с врагами.

При всей хваленой разрушаемости окружающего пространства "коридор" остается "коридором" - игрок может сделать дырку в стене, но вот пройти через нее - вряд ли. Игра сразу же сообщит ему, что он куда-то не туда полез, а если он не захочет послушно вернуться в заданные рамки в течение 5 секунд, то миссия будет считаться проваленной, а героя вернут на последний чекпоинт. То же самое произойдет и при попытке зайти противнику в тыл - даже если путь кажется свободным и вроде как существующим, воспользоваться им все равно не удастся.

Впрочем, этот принцип - "иди только туда, куда мы тебе говорим" - распространяется абсолютно на всю игру. Игрок тут - лицо второстепенное, его решения не влияют на сюжет и на развитие киноленты, которую DICE почему-то решили назвать одиночной кампанией Battlefield 3. Он просто путешествует по десяти миссиям вместе с несколькими ботами, которые развлекают его тем, что комментируют все происходящее вокруг.

Искусственный интеллект в игре, кстати, не радует. Виртуальные союзники в основном занимаются тем, что сидят в укрытиях и изображают стрельбу (без особых успехов). Виртуальные противники им не уступают - они действуют довольно бестолково и регулярно подрываются на собственных гранатах. Впрочем, такое поведение они компенсируют довольно высокой живучестью (убить с одного выстрела, если он не контрольный в голову, врага не получится даже при "нормальном" уровне сложности) и тем, что иногда - благодаря скриптам, а не гениальности ИИ - заходят за спину игроку и элегантно перерезают ему горло. На противников работают и игровые баги: в одной из миссий главный герой пытался спрятаться под машину, но попал на линию вражеского огня, потому что машина загадочным образом испарилась в воздухе.

Итоги

Игры из серии Battlefield не имеют себе равных среди сетевых военных шутеров, и BF3 тут - не исключение. Его многопользовательский режим, несмотря на некоторые шероховатости, великолепен: там отличная графика, очень хорошие звуковые эффекты, большие карты, на которых можно биться в разных режимах, используя различные тактические решения. Это "все тот же Battlefield", каким мы его любим, только лучше, больше и красивей. И на фоне этого неудобный Battlelog и кинематографичная, но бессмысленная кампания с Романом Абрамовичем в роли главного злодея выглядят особенно странно и неуместно.

Остается лишь надеяться, что явное неприятие и того, и другого заставит разработчиков оставить погоню за славой Facebook'a и Call of Duty и уделять больше внимания собственно мультиплееру. Ведь технические проблемы, возникшие после релиза, и небольшой дисбаланс игровых карт показывают, что DICE'овцам еще есть, над чем работать.

Повелитель батута

Раньше он топил такс, а теперь убивает «Роскосмос». На кону сотни миллиардов
Наука и техника00:0630 ноября 2017
Красноармейцы в финском плену. Лагерь в области Париккала

«Красноармейцы — голодные и нищие колхозники»

Сталин обрек тысячи солдат на мучительную смерть и подарил Финляндию Гитлеру