Российская специфика

Краудсорсинг в России недавно, но проектов становится все больше

Краудсорсинг – привлечение множества энтузиастов для решения поставленной задачи – очень быстро показал себя эффективной технологией. Опыт западных компаний и организаций, использующих идеи сообщества, оценили и в России. В стране появляется все больше краудсорсинговых проектов.

Краудсорсинг – привлечение множества энтузиастов для решения поставленной задачи – очень быстро показал себя эффективной технологией. Опыт западных компаний и организаций, использующих идеи сообщества, оценили и в России. В стране появляется все больше краудсорсинговых проектов.

Российский краудсорсинг можно условно разделить на два больших направления. Проекты первого типа инициированы коммерческими организациями или преследуют бизнес-цели. Проекты второго – общественные инициативы.

Самым крупным коммерческим краудсорсинговым проектом на сегодняшний день является проект «Сбербанк-21». Организация сначала опробовала сбор идей (так называему «Биржу идей») на более чем двухстах тысячах своих сотрудников. В 2011 году внешний крадусорсинговый проект, развернутый с помощью компаний Witology, WikiVote! и деловой социальной сети "Профессионалы.ру", всего за несколько недель собрал почти сто тысяч участников. Краудсорсеры помогли не только выявить новые идеи, но и составить видение Сбербанка, России и самого краудсорсинга через 10 лет.

Но Сбербанк – не единственный российский банк, который использует краудсорсинговые технологии. Сбор идей с клиентуры активно применяет Альфа-банк в рамках проекта «Альфа-Идея». Лучшие идеи, предложенные клиентами, банк принимает к сведению или реализует. Примерно за год работы программы пять тысяч краудсорсеров оставили 3800 идей. Из них было принято 150, а внедрено 65.

Силу коллективного разума используют и коммерческие российские платформы, пользователи которых предлагают свои решения заказчикам. Организацией мозговых штурмов для придумывания слоганов, логотипов и многого другого, например, занимается компания E-generator, чей краудсорсинговый пул составляет 40 тысяч человек.

Государство тоже старается применять краудсорсинг и его элементы. Например, "Сколково" совместно с фондом "Общественное мнение" запустили проект по написанию коллективной книги о смысле инноваций.

В будущем краудсорсинговые элементы могут появиться и в области общественного управления. В настоящее время подготовлены поправки в закон об Общественной палаты. Если его примут, палата сможет выносить на обсуждение депутатов гражданские инициативы, которые поддержат 10 тысяч россиян.

Список общественных краудсорсинговых проектов был бы неполным без упоминания русской Википедии, на начало ноября 2011 года содержавшей почти 800 тысяч статей.

Другой характерный проект, основанный на коллективном творчестве и совместных правках – Notabenoid. Система управления коллективным разумом, как ее окрестили создатели, дает возможность «крауду», то есть толпе сообща переводить тексты. Лучше всего это получается при переводе субтитров к популярным сериалам. В результате только что вышедшая серия «Доктора Хауса» обретает русские субтитры буквально в течение нескольких часов.

Возможность получать полезную информацию от пользователей оказалась бесценной для картографических проектов. Например, сервис Яндекса "Народная карта" позволяет картографам уточнять данные об объектах. Никакая карта не совершенна - и краудсорсерам предлагают нарисовать свой дом, улицу или даже город, если их нет на карте.

Также существует множество проектов, направленных на предоставление полезной информации и оказание помощи друг другу. Достаточно вспомнить карту помощи пострадавшим от пожаров, которая помогла в борьбе с массовыми пожарами 2010 года. Или недавний проект «Виртуальная рында», где члены сообщества просят помощи.

Краудсорсинг помогает бороться с бездействием властей – например, на сайте «Росяма» все желающие могут подать заявку на ремонт дефекта дороги, и в случае, если яму не заделали, отправить жалобу в прокуратуру.

Более широко работает информационная система «Демократор». Она предназначена для передачи публичных обращений граждан в госорганы. Всего за время существования ресурса граждане отправили почти шесть тысяч жалоб. Свыше сотни были удовлетворены – от требования переименовать одну из питерских улиц до повышения оплаты труда гражданским служащим в в/ч Минобороны.

Обычно в обзорах того или иного явления пишут, что примеры можно приводить бесконечно. К сожалению, к российскому краудсорсингу это не относится. Его лицо, его ландшафт только начинает формироваться. Краудсорсинговых проектов в России пока не так много, как хотелось бы. Но, судя по мировому опыту, потенциал у них огромен – и это самое главное.

Другие материалы