Только важное и интересное — в нашем Facebook
Новости партнеров

Немаленькая потеря

Почему ведущие артисты балета покинули Большой театр

Последние несколько месяцев оказались для Большого театра достаточно сложными: окончание ремонта, нервная подготовка к открытию исторической сцены, первая авангардная премьера - опера "Руслан и Людмила" Глинки, встреченная более чем неоднозначно, и теперь уход ведущих танцовщиков - Натальи Осиповой и Ивана Васильева. Пожалуй, именно увольнение двух юных звезд балета говорит о том, что дела у Большого театра все-таки идут неважно.

Об увольнении примы-балерины Осиповой и премьера Васильева, супругов и партнеров на сцене, СМИ узнали от художественного руководителя труппы Большого театра Сергея Филина, который явно не ожидал, что подобное в принципе может произойти. Заявление об уходе было подано артистами в воскресенье 13 ноября и вскоре передано генеральному директору ГАБТ Анатолию Иксанову, наотрез отказавшемуся его подписывать.

В прессе практически сразу появилась информация о том, куда стремятся артисты, сделавшие выдающуюся карьеру в Большом театре, - Осипову и Васильева с нетерпением ждет Михайловский театр в Санкт-Петербурге. Причины же столь внезапного ухода, назревавшие, как оказалось, давно, стали главной интригой истории, опечалившей столичных поклонников одной из ведущих пар российской балетной сцены.

Первые комментарии самих танцовщиков появились не сразу - за время их молчания о потенциальных причинах, побудивших Осипову и Васильева покинуть "родной дом", высказались и Иксанов, и Филин, и пресс-атташе Большого театра. Все сказанное сводилось в целом к тому, что за решением уйти стоит финансовая выгода, поскольку творческих проблем руководство Большого, как ни силилось, обнаружить не сумело - оба артиста принимают участие как в классических, так и современных постановках, танцуют главные партии, любимы, знамениты и так далее. В гаданиях по поводу возможных причин дальше всех пошел Иксанов, который когда-то и позвал в Большой Ивана Васильева, выступавшего в Белоруссии. Директор ГАБТ узрел в уходе пары происки "частного бизнеса", атакующего "главный театр страны".

Тем не менее мотивы у пары оказались иными. На сайте Михайловского театра днем 14 ноября появилась официальная информация о переходе Осиповой и Васильева с комментариями самих артистов. Из них следовало, что пара решила отправиться в Санкт-Петербург за творческой свободой, которой ей так недостает в ГАБТ. Востребованность Осиповой, станцевавшей и Жизель, и Эсмеральду, и Сильфиду, сыграла злую шутку с Большим театром - прима-балерина призналась, что переиграла весь классический репертуар и теперь ей хочется сменить привычные партии. Иван Васильев был еще более категоричен - по мнению танцовщика, он оказался заложником одного амплуа. В нескольких интервью премьер повторял, что не хочет оставаться бессменным Спартаком.

Между тем в Михайловском театре артистов ожидают как минимум "две свободы" - выдающийся современный хореограф Начо Дуато, ставший худруком труппы в начале этого года (специально для пары Дуато собирается ставить отдельный спектакль), а главное - фиксированный график. Генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман в интервью "Коммерсанту" пояснил, что театр будет подстраиваться под личное расписание танцовщиков, что позволит Осиповой и Васильеву свободно сотрудничать с другими труппами, о чем, собственно, оба и мечтают. Очевидно, что артистов привлек даже не сам Михайловский театр, пусть и усиливший за последние годы свое балетное подразделение (благодаря приглашению Дуато и Леонида Сарафанова, бывшего премьера Мариинки), сколько возможность быть не связанными по рукам и ногам неизвестным до последнего момента графиком Большого театра.

По данным издания, пара собирается одновременно танцевать с четырьмя труппами. Пока что достоверно известно, что танцовщики будут работать в American Ballet Theatre, где Осипова уже несколько сезонов является приглашенной звездой; с января же 2012 года она станет примой американской труппы. "Коммерсантъ" предполагает, что танцовщики также планируют выступать на сцене Ла Скала и в Мюнхене.

И хотя Осипова и Васильев уходят в основном для того, чтобы выйти за рамки привычных образов, материальную подоплеку, несмотря на опровержения Кехмана, полностью исключить нельзя. Даже если предположить, что в Михайловском их зарплата будет не намного выше, чем в Большом театре (по информации "Коммерсанта", в ГАБТ - 60-90 тысяч рублей), то другие контракты принесут артистам дополнительные и весомые гонорары.

Осипова и Васильев, заключившие контракт с Кехманом на пять лет, официально переходят в труппу петербургского театра с 1 декабря этого года и впервые выступят на гала-концерте, завершающем Гран-при Михайловского. Артисты подчеркивают, что выполнят все свои обязательства перед ГАБТом: Осипова будет танцевать в "Щелкунчике" в декабре, а Васильев выступит в "Арлезианке" Ролана Пети, которая ставится специально для него, а также на фестивале, посвященном юбилею Юрия Григоровича. Впрочем, в Большом театре до сих пор надеются, что артисты смогут вернуться.

Понять ГАБТ, безусловно, можно - от них уходят люди, сделавшие себе за несколько лет имя в мировом балете. Маленькая Осипова с невероятной отточенностью движений, самоотдачей, артистизмом, а главное жаждой экспериментировать. Иван Васильев, который пришел в театр в 2006 году в 18-летнем возрасте, и за пять лет сумел стать звездой номер один, покорив всех исключительной техникой и невероятным прыжком. Вместе они танцевали в "Баядерке", "Жизели", "Ромео и Джульетте", "Дон Кихоте" и ездили на гастроли, выступая на крупнейших мировых площадках - от Гранд-оперы до Ла Скала. Во всех комментариях Иксанова и Филина сквозит растерянность и непонимание, но вместе с тем оба не устают повторять, что Большой примет их обратно в любой момент.

В действительности же сотрудничество артистов с Большим театром может сложиться теперь не так удачно – пока пресса обсуждала новость о том, что ГАБТ разом покидают два ведущих артиста, между Иксановым и Кехманом произошла заочная перепалка. Поскольку "атаками на театр" директор Большого назвал, видимо, попытки Кехмана переманить звездный дуэт, глава Михайловского, естественно, обиделся. Кехман заявил, что не понимает подобную критику, и признался, что в том случае, если позиция ГАБТа не изменится, он будет настаивать, чтобы уже с первого декабря пара приступила к репетициям в "Спящей красавице" Дуато. Из-за этого Осипова и Васильев просто физически не смогут реализовать все задуманные планы Большого театра. Наверняка, особенно Кехмана задели слова Иксанова о том, что карьера Осиповой и Васильева в Михайловском фактически закончится.

Когда главный театр страны, куда обычно все стремятся, покидают два артиста такого масштаба и таланта, получающие в основном лестные отзывы от критики, в том числе от западной, невольно начинает казаться, что проблемы носят системный характер. Подобного мнения, в частности, придерживается Николай Цискаридзе, полагающий, что лучших артистов балета ГАБТа выживают из театра. Танцовщик рассказал, что премьера Андрея Уварова, покинувшего театр, заставили написать заявление об уходе, а главное, что Сергей Филин предлагал уйти и самому Цискаридзе. Впрочем, Большой театр, где артисту "дают играть один спектакль в месяц", он оставлять не намерен - вместо этого Цискаридзе пытается восполнить нехватку работы, репетируя в постановке "Бриллианты" в Мариинке.

Несмотря на то что Осипова и Васильев немало танцевали в классических постановках театра и его главных премьерах, наверняка их амбиции, даже касающиеся количества выходов на сцену, были выше. В конце концов, не могут часто танцевать все восемь прим-балерин и десять премьеров, которые числятся в труппе Большого театра - вот и получается, что артисты с незаурядным талантом вынуждены периодически отправляться в запасники. Обвинять ГАБТ в стремлении собрать исключительную труппу, конечно, странно, но можно было бы посоветовать им больше делиться ради "творческой свободы". С другой стороны, редкое дарование на то и редкое - не каждый артист способен перерасти Большой театр.

Культура00:0521 октября

Непростые движения

Крамп, би-боинг и пластичность змеи: что происходит с уличными танцами в России и мире