Узник кинопроката

Фильм "Ходорковский" выходит в ограниченный прокат

Немецкий режиссер Кирилл Туши снял фильм о самом известном российском заключенном - бывшем предпринимателе и одном из самых богатых граждан РФ Михаиле Ходорковском. Работать над лентой Туши начал еще в 2005 году. Фильм был завершен к 2011 году. За прошедшие годы в деле Ходорковского произошли некоторые изменения, также нашедшие отражение в картине.

События в фильме "Ходорковский" развиваются более-менее в соответствии с реальной хронологией. Повествование начинается с рассказа о комсомольской юности ключевого персонажа картины. Затем - через "МЕНАТЕП", "ЮКОС" и фонд "Открытая Россия" - к первому процессу. Завершается фильм материалами, отснятыми во время второго процесса. Туши умудрился взять интервью у Ходорковского непосредственно в зале суда, и оно, безусловно, стало одним из самых интересных фрагментов фильма.

Сам режиссер говорит, что хронометраж полной версии фильма (которую Кирилл обещает позже выложить в интернет) - три с половиной часа. Продолжительность варианта, предлагаемого зрителям - примерно час сорок. В оригинальной версии рассказ делился на получасовые блоки, каждый из которых был посвящен какому-то нюансу биографии Ходорковского. В частности, в одном из таких блоков речь, вроде как, шла о еврейском бэкграунде героя. В прокатной версии картины этот вопрос вообще не поднимается - впрочем, может, это и к лучшему. Рассказ и без того получился немного сбивчивым. Например, в какой-то момент в кадре появляется диджей Нина Кравиц и озвучивает свою точку зрения, касающуюся Ходорковского. Или вот еще эпизоды с компьютерной графикой - именно так показан арест Михаила. Кроме того, имеется серия анимационных вставок, посвященных купанию Ходорковского в бассейне, наполненном золотыми монетами. Кажется, фильм ничего бы не потерял, если бы режиссер решил избавиться и от анимации, и от Кравиц.

Впрочем, со своей задачей Кирилл справляется. Ходорковский после просмотра фильма предстает не каким-то абстрактным персонажем из телевизора, а более или менее живым человеком. При этом вроде бы понятно, что симпатии режиссера - на стороне героя картины, но интонация для документального фильма выбрана довольно верная. Туши по крайней мере обходится без излишней восторженности.

Другое дело, что, в общем-то, историю, которую рассказывает Кирилл, вполне можно прочитать и в интернете. Ничего нового в фильме нет. Набор выразительных средств тоже довольно скудный. Из неожиданных решений - только компьютерная графика (которая тут скорее не к месту) и карликовый бегемот, которому обещают авокадо, но дают морковь. На примере бегемота вроде как иллюстрируются взаимоотношения между жителями РФ и российским же политиками.

В результате складывается парадоксальная ситуация. Фильм Туши рассчитан прежде всего на людей, интересующихся биографией Ходорковского. Но при этом таким зрителям все факты, изложенные в картине, и так, скорее всего, знакомы. То есть понятно, что фильм найдет свою аудиторию, но ее размеры вряд ли будут сногсшибательными.

Поэтому можно сказать, что шумиха, развернувшаяся вокруг работы Туши перед выходом фильма в российский прокат, кинематографисту только на руку. Суть, если коротко, вот в чем: ООО "Киноклаб", являющееся дистрибутором фильма на территории РФ, договорилось с 20 площадками (в том числе с семью московскими) о показе "Ходорковского". За несколько дней до релиза подавляющее большинство кинотеатров отказалось выпускать картину на экраны. В сеть "Москино", по данным арт-директора "Киноклаба" Ольги Паперной, поступил звонок от какого-то высокопоставленного чиновника. ("Москино" объединяет такие кинотеатры, как "Художественный", "Факел" и "Звезда"). О том, что кто-то звонил в кинотеатры сети "Каро Фильм", не сообщается. Эти залы вроде как мотивируют свой отказ демонстрировать фильм тем, что такие показы нецелесообразны с коммерческой точки зрения.

Примечательно, что сам Кирилл Туши реагирует на сложившуюся ситуацию довольно спокойно. По его словам, он и во время проката фильма в Европе сталкивался со случаями, когда ленту включали в программу фестиваля, а потом отказывались показывать. Более того, Кирилла поджидали и другие неприятности. Можно вспомнить о том, как в начале февраля 2011 года был взломан берлинский офис режиссера. Злоумышленники похитили видеоматериалы, подготовленные для фильма. Однако Туши отмечает, что у него была резервная копия, так что конечный продукт в результате нападения на офис не пострадал. Так или иначе, режиссеру к неприятностям не привыкать. Кроме того, лента все-таки выйдет в российский прокат - правда, в очень-очень ограниченный. Посмотреть "Ходорковского" в Москве можно будет в "Эльдаре", а также в галерее "Фотолофт" на "Винзаводе".

Также рассматриваются варианты показа фильма на альтернативных площадках - в клубах, библиотеках, кафе. Кроме того, по словам Ольги Паперной, дистрибуторы размышляют над тем, как организовать интернет-прокат "Ходорковского". Во всех случаях речь идет исключительно о платных показах. Идеология идеологией, но о коммерческой выгоде забывать не следует. В конце концов, сам Ходорковский - прежде всего бизнесмен, а уж только потом узник совести. В фильме Туши, в общем-то, речь идет в том числе и об этом.

Культура00:0618 августа

«Почти касался его ноздрей и ждал»

Он написал одну из самых скандальных книг в истории: последний роман Жозе Сарамаго