Новости партнеров

Как в страшном сне

Очевидцы рассказали о спасении с "Коста Конкордиа"

После того как в ночь на 14 января около итальянского острова Джильо потерпел крушение круизный лайнер "Коста Конкордиа" с несколькими тысячами человек на борту, пресса - особенно итальянская, в которой кораблекрушение стало темой номер один - заполнилась сообщениями очевидцев о происшествии. Спасшиеся в основном обращают внимание на бездействие команды судна, в то время как члены экипажа настаивают на том, что сделали все возможное, чтобы минимизировать потери.

На "Коста Конкордиа" в момент крушения находились 4234 человека, из них 1230 были членами судовой команды. Шесть погибших найдены и опознаны, еще 16 считаются пропавшими без вести. Из-за плохих погодных условий днем 16 января активные поиски людей были прекращены. На борту находились как минимум 120 россиян (в том числе три члена экипажа). По данным СМИ, двое из них числятся пропавшими без вести.

"Коста Конкордиа" напоролась на риф и получила 70-метровую пробоину, что и привело к крушению судна. По данным итальянской Corriere della Sera, корабль подошел слишком близко к острову Джильо из-за того, что капитан Франческо Скеттино (Francesco Schettino) хотел показать остров старшему стюарду - единственному члену команды, который был родом с Джильо.

Пассажиры

Пассажиры сравнивают произошедшее с историей "Титаника" и называют момент бедствия "адовым" и "страшным сном".

"Наш кошмар начался вскоре после девяти часов вечера, когда мы вместе с друзьями и спутниками, все с Анакапри и все с маленькими детьми, думали о том, как провести вечер. Был ужасный толчок, который заставил нас вспомнить 'Титаник'", - приводит Corriere della Sera слова молодого человека из Кампании. Он рассказал, что после того как разбилась витрина с ювелирными украшениями и отключилось электричество, при аварийном освещении по громкой связи объявили о небольших технических проблемах, сказали, что все под контролем, и пообещали вот-вот починить свет. Сообщение, которое распространил капитан судна, можно послушать на сайте газеты La Repubblica.

После этого, как рассказывают все без исключения очевидцы, в течение часа судно постепенно кренилось на бок. Когда наконец-то команда объявила о начале эвакуации и пассажиры надели спасательные жилеты, половину шлюпок, которые были на левом борту судна, погрузившегося в воду, использовать было невозможно. Кроме того, из-за промедления капитана пассажиры не смогли спасти никакие личные вещи: "У меня больше нет ничего"; "Мы потеряли все", - говорят спасшиеся, в частности, американка Мелисса Годути (Melissa Goduti). "Я потеряла драгоценности, мамину шубу и прах своего мужа Брайна", - рассказывает англичанка Сандра Роджерс (Sandra Rogers).

Тот же самый молодой человек с Анакапри утверждает, что у шлюпок началась давка, никто ни о чем не информировал и не помогал пассажирам. На шлюпке, в которой он оказался с друзьями и детьми, был также член команды корабля (судя по одежде, работавший на кухне), который вместе с другим служащим невысокого ранга сел за штурвал. То же самое, по словами молодого человека, происходило и на всех остальных лодках. Когда они наконец добрались до берега, то увидели там значительную часть команды, моряков и официальных представителей власти.

О давке и панике говорят и британские пассажиры, а немец Андреас Лёффлер (Andreas Loeffler) отмечает, что паника возникла только при виде бегающих в ужасе членов команды.

Куда резче критикует действия экипажа 38-летняя беременная француженка Исабель Мужин (Isabelle Mougin): "Мучительнее всего было видеть шлюпки, которые спасали членов команды, а не пассажиров, среди которых было много детей. Я пыталась сказать членам команды, что я беременна, но никто не обратил на это внимания". Большая часть персонала, отмечают пассажиры, не говорили ни по-английски, ни по-итальянски.

Озадачивают спасшихся действия официальных лиц не только во время крушения, но и после. 17-летняя Стефания Винченци (Stefania Vincenzi) рассказывает о том, что ее 50-летняя мать с 49-летней подругой пропали, хотя судоходная компания и городская префектура уверяют, что их спасли. "Но с нами они никак не связались. Именно это очень странно, - говорит она. - И на звонки они не отвечают. Мы звонили в больницы, но нигде о них ничего неизвестно. Может, их прекратили искать, потому что они спаслись. Но мы полагаем, что они упали в воду".

35-летний француз Оливье Карраско (Olivier Carrasco) планирует подать в суд на компанию Costa Corciere, владевшую "Коста Конкордиа", за то, что она не была готова к такой ситуации. В частности, Карраско жалуется на то, что до Франции ему с подругой пришлось добираться собственными силами. На отсутствие помощи от туроператора пожаловался и немец Лёффлер. Кроме того, пассажиры отмечают, что в Чивитавеккья - порту, из которого отправился лайнер - пассажирам не рассказали ничего о мерах безопасности в случае аварии.

Команда

Члены команды, конечно, свою вину отрицают. "Мы следовали инструкциям по действию в критической ситуации, как обычно. Я сам в случае эвакуации должен помогать отправлять пассажиров на шлюпках, и мы вместе с коллегами трижды съездили на остров Джильо и обратно, спасая каждый раз по 150-170 пассажиров 'Конкордиа'", - рассказывает доминиканский кок.

Активней всех защищает родную компанию работавшая на "Конкордиа" Катя Кевваньян (Katia Keyvanian). "Я бы хотела ответить на множество глупостей, которые были сказаны. Сейчас я скажу только об одном, потом, когда смогу, напишу больше. Мы эвакуировали - в темноте, когда лайнер лег на один борт - 4000 человек менее чем за два часа! Некомпетентные люди не способны сделать это. Неправда, что капитан сошел первым, я была в последней шлюпке, а он все еще оставался на борту, в то время как корабль тонул", - цитирует итальянская пресса заявление девушки, размещенное на Facebook. Однако в открытом доступе на ее странице есть только куда более эмоциональное заявление - хотя и того же самого содержания.

О компетентности своих служащих заявляет и компания Costa Crociere. У всех членов экипажа, согласно официальному заявлению, был необходимый сертификат Basic Safety Training. "Неправда, что мои коллеги ныряли в воду, чтобы спастись самим, на самом деле они, видя, что многие пассажиры, охваченные паникой, пытались добраться до Джильо вплавь, последовали за ними, чтобы спасти их", - рассказывают сотрудники компании.

Впрочем, есть один человек, чью роль в спасении пассажиров никто не отрицает: 57-летний судовой казначей Манрико Джампедрони (Manrico Giampedroni). Он помогал людям садиться в шлюпки, а около полуночи спустился на нижние уровни, чтобы проверить, не осталось ли там кого, но поскользнулся, упал и сломал ногу. 36 часов Джампедрони провел на тонущем судне, пока его не спасли - и пресса окрестила его "героем" и "ангелом-хранителем".

Пресс-секретарь управления начальника порта Ливорно Энрико Дель Сантос (Enrico Del Santos) подытоживает: "Действительно, пассажиры жаловались на то, что помощь им оказывали очень медленно, а члены команды вели себя неадекватно. Необходимо будет теперь понять, правда ли это, или такое впечатление было вызвано страхом. Надо также иметь в виду, говоря о скорости оказания помощи, огромное количество людей на борту".

Взгляд снаружи

Il Giornale напоминает о том, что проходить как можно ближе к берегу острова Джильо было давней традицией лайнера, о которой говорили в том числе и представители местной власти. "После невиданного зрелища вчера вечером, когда суперлайнер прошел мимо порта Джильо, я не мог не послать Вам письмо благодарности от лица всего нашего общества, в том числе от желанных гостей-туристов, которые стали свидетелями этого важного события", - поблагодарил мэр Джильо Серджо Ортелли (Sergio Ortelli) компанию Costa Crociere после того, как "Коста Конкордиа" в августе 2011 года прошла мимо берега острова. Более того, Ортелли назвал это событие "неотъемлемой традицией".

Именно о пагубной традиции больших судов подходить слишком близко к островам говорят простые итальянцы, не бывшие на лайнере, в блоге Italians, который ведет на Corriere della Sera публицист Беппе Северньини (Beppe Severgnini). Читательница рассказала историю о том, как ее попытались оштрафовать за то, что она на надувной лодке проплыла между двумя островами, в то время как надо было обогнуть их. "Столько шума из-за одной лодочки?! А потом они позволяют подойти близко к берегу такому большому монстру!". На это, а не на халатность и бездействие капитана, обращают внимание простые итальянцы в первую очередь - ясно же, что лучше предотвратить крушение, чем демонстрировать свои навыки по организации спасательной операции. Особенно, если вдруг таких навыков нет.