Предотвратить "русский бунт" Перед выборами вышла газета "Не дай Бог!"

15 февраля в приложении к "Аргументам и фактам" вышла газета "Не дай Бог!", названием повторяющая антикоммунистическое издание, выходившее перед выборами 1996 года. Газету делают бывший главред "Известий" Владимир Мамонтов и экс-гендиректор медиагруппы "ЖV!" Юрий Кацман. Нынешнее издание направлено уже не против коммунистов, а против революций, и своим лозунгом объявило "За честные выборы".

Ужасы революции

О том, что в России накануне президентских выборов снова появится газета под названием "Не дай Бог!", стало известно еще в конце января. Газета "Известия" опубликовала статью о запуске издания и взяла комментарии у Мамонтова и Кацмана, которые вкратце объяснили, чему будет посвящена издаваемая ими газета.

Эта новость вызвала бурную реакцию в прессе и блогах, поскольку название газеты - "Не дай Бог!" - вызывало прежде всего ассоциации с газетой, которая издавалась в 1996 году ради очернения коммунистов в предвыборной кампании и ведения скрытой агитации за Бориса Ельцина. Неудивительно, что новую газету, взявшую то же название и также вышедшую перед выборами, еще до ее запуска стали воспринимать как именно пропутинское издание.

Владимир Мамонтов. Фото РИА Новости, Александр Натрускин

Владимир Мамонтов. Фото РИА Новости, Александр Натрускин

Lenta.ru

Тем не менее, сами Мамонтов и Кацман упорно отказывались от того, что их газета будет агитировать за Владимира Путина. По словам Мамонтова, создавать проект в поддержку одного кандидата - "это сейчас не очень работает, а все, что сейчас не очень хорошо работает, пусть лучше не работает". Кацман же уверяет, что газета просто про "некоторый здравый смысл" и про необходимость не допустить революции в России. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков также опроверг какую-либо связь с этим изданием.

То, что название "Не дай Бог!" вызывает у читателя вполне определенные ассоциации, создателей, что характерно, не очень беспокоит. Более того, они специально в колонке от редакции объясняют, что выбрали такое название потому, что оно "броское" и "запоминающееся". При этом, пояснил Кацман "Известиям", тут еще присутствует и скрытая отсылка к Пушкину: "Не дай нам бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный".

Собственно, именно это, судя по первому номеру, и является главной идеей издания. В нем действительно нет восхвалений в адрес Путина или критики других кандидатов, да и о выборах говорится очень мало. По сути, все материалы посвящены протестам и митингам, которые, по мнению редакции, того и гляди, обернутся революцией.

На первый взгляд, газета не направлена против кого-то конкретно, но судя даже по одним лишь заголовкам видно, что угрозу революции газета связывает прежде всего с протестами "рассерженных горожан" на Болотной и Сахарова: "О чем молчит 'болото'", "История так не делается", "Митинги сдуются, проблемы останутся", "Людей не обманешь!". Владимир Мамонтов пишет, что большая часть страны не поддерживает Болотную, потому что "проблемы московской тусовки им не близки", а имен политзаключенных, за освобождение которых высказались митингующие, они не знают. Политолог Леонид Радзиховский считает, что на самом деле митингующие выходят на площадь не столько требовать честных выборов или отставки Чурова, сколько добиваться мелких выгод для самих себя: доступа к социальному лифту, возможности не давать взятки при запуске бизнеса, не стоять в пробках, не переплачивать за ипотеку, не смотреть на "ТВ-попсу". Журналист Наталья Барабаш отказывается ходить на митинги, которые она называет "группой разогрева малоизвестных амбициозных мистеров Х.", а телеведущий Максим Шевченко отзывается о митингующих "как о жирных карасях, прикормленных вокруг бюрократии, силовиков и олигархов". Позиция же людей с Болотной и Сахарова представлена только в интервью участника митингов писателя Виктора Ерофеева, который, впрочем не столько отстаивает лозунги митингов, сколько рассуждает об опасности прихода к власти националистов.

Как может выглядеть революция по мнению редакции

Как может выглядеть революция по мнению редакции "Не дай Бог!"

Lenta.ru

В качестве доказательства вреда революции в газете представлены материалы Анатолия Вассермана и главного редактора "Известий в Украине" Янины Соколовской об оранжевой революции на Украине. Особо в этих статьях подчеркивается, что оранжевая революция была устроена при финансовой поддержке США, а привела она лишь к разрухе и развалу страны. Кроме того, в отдельной статье читателям газеты напоминается, что в случае очередных потрясений в России их сбережения в банках опять сгорят, как это было в 1917, 1991, 1993 и 1998 годах.

В газете есть также и материалы развлекательного характера. Один, под многозначительным подзаголовком "Мы не претендуем на научность. Но что-то в этом есть...", представляет обобщенный портрет всех социальных групп, ходящих на протестные митинги. Здесь и люди старой закалки, которые "нередко с похмелья", и леваки "с прыщами на лице", и геи, мечтающие о кабриолетах, и либералы с новым айфоном, и гламур, который просто следует тренду, и богема, которая не представляет себе жизни за МКАДом. Заканчивается же газета комиксом, рассказывающим о счастливой жизни девочки Сашеньки и ее мамы Алены (владеющей, кстати, и айфоном, и машиной, и плазменным телевизором). У Алены и Сашеньки "все уже хорошо", и только порой Алене снятся сны об ужасах революции и о том, что "все могло быть и по-другому".

Об обеспечении же честных выборов газета при этом не говорит вовсе, хотя перед запуском Мамонтов заявлял, что собирается "глубоко полезть и изучить" этот вопрос.

Странное дело

В отличие от газеты 1996 года, которая выходила только в регионах, нынешняя "Не дай Бог!" выходит и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Тираж ее, хотя и меньше чем у газеты 96-го года (5,5, а не 10 миллионов), все же представляет существенную для печатного издания цифру. Подчеркивается, что проект является некоммерческим - распространяется он бесплатно и не содержит никакой рекламы. Учитывая, что он при этом не является агитационным материалом (в отличие от антикоммунистического издания 1996 года), идеалистическим намерениям его создателей остается только удивляться.

Газета "Не дай Бог!", выходившая в 1996 году, выпускалась отдельными журналистами "Коммерсанта" и "Аргументов и Фактов". Главным редактором газеты был сотрудник ИД "Коммерсантъ" Леонид Милославский, который после избрания Ельцина президентом стал генеральным директором издательского дома. На страницах газеты печатали интервью с известными людьми, которые выступали против прихода Зюганова к власти: Людмила Зыкина, Андрей Макаревич, Эдита Пьеха, Николай Расторгуев, Михаил Боярский и даже Пьер Ришар. Как сообщалось на страницах издания, финансирование газеты было "организовано группой состоятельных российских граждан, которым совершенно небезразлично, что произойдет с этой страной после 16 июня (дата второго тура выборов в президенты)".

Издает газету малоизвестная маркетинговая компания Ad Motion, сайт которой на данный момент недоступен. Кроме того, поддержку в издании газеты, как указано в выходных данных, осуществляют председатель совета директоров торгового портала Fabrikant.ru Сергей Габестро, бывший руководитель Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александр Левченко и бывший совладелец холдинга "Вимм-Билль-Данн" Давид Якобашвили. И компанию Ad Motion, и независимых издателей Кацман назвал своими друзьями, не объяснив, однако, их интереса в запуске этого проекта.

Распространяется газета как бесплатное приложение к "Аргументам и фактам" и "Комсомольской правде", в чем, конечно же ее издатели заинтересованы - обе еженедельные газеты занимают первые места в стране по тиражам. Интересно при этом, что еще в конце января главред "Аргументов и Фактов" Николай Зятьков в интервью "Известиям" заявил, что его издание не будет заниматься распространением газеты "Не дай Бог!", объяснив это тем, что "в нынешней ситуации такое издание может повредить Владимиру Путину".

Удивляет в этой истории и союз Мамонтова с Кацманом. Непонятно, зачем Кацман, который руководил медиагруппой Михаила Прохорова, и в частности журналом "Сноб", и который и сейчас еще является главредом газеты F5, вдруг начал заниматься бесплатной газетой, которая не только рассчитана на совсем другую аудиторию, но и по сути в лице митингующих высмеивает, в том числе, читателей и авторов тех же "Сноба" и F5. Мамонтов же на должности главреда газеты "Не дай Бог!" выглядит куда более органично: от редактора отдела пропаганды в "Комсомольской правде" он дошел до должности главного редактора издания, а потом был назначен главредом "Известий" и начал бороться со слишком большой, на его взгляд, оппозиционностью газеты. На данный момент Мамонтов продолжает оставаться президентом "Известий".

На медийном рынке над "Не дай Бог" уже появилось множество шуток (чего стоит хотя бы анекдот про то, что Геннадий Зюганов решил, наконец, издать газету "Дай-то Бог"), и есть вероятность, что это СМИ так и останется предвыборным курьезом. Жить газете с миллионными тиражами осталось всего пару недель...

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше