Да где угодно

Москва задумалась о необычных способах размещения парковок

Московские власти предложили организовывать подземные парковки на месте строительных котлованов. Речь идет о вспомогательных "ямах": их роют для прокладки линий метрополитена и прочих "инженерных объектов", а после завершения работ засыпают обратно. Городская администрация не в первый раз выбирает для стоянки автомобилей столь необычные места. Впрочем, подобные экзотические площадки для устройства парковок - чуть ли не единственное средство для избавления города от нехватки машиномест.

После вступления в должность мэра Москвы в октябре 2010 года Сергей Собянин назвал приоритетные направления в транспортной сфере города. Одним из них стала, пожалуй, самая "больная" для столицы тема - парковки. Тогда же власти подтвердили, что Москве действительно не хватает приблизительно 1,5-2 миллиона парковочных мест.

То, что стоянок не хватало, знало и правительство экс-мэра Юрия Лужкова, однако при нем эта тема не поднималась, поскольку для всех было очевидно, что строить их негде. Новое правительство взглянуло на проблему иначе, признав, что к 2011 году в городе образовалось множество неучтенных машиномест - например, во дворах или на тротуарах вдоль дорог.

Первым делом столица решила легализовать, а заодно и подсчитать, дворовые парковки. Весной 2011 года дворники начали активно рисовать прямоугольники на своих территориях, где уже давно оставляли свои машины жители домов. Упорство некоторых работников стало предметом насмешек в блогах - новые "парковочные места" были не способны вместить даже мотоцикл, либо на них внезапно появлялись многолетние деревья.

Еще одним местом, где была легализована парковка, стало Садовое кольцо - на многих тротуарах вдоль этой дороги также появилась разметка. "Зона для пешеходов на некоторых участках Садового действительно широкая, а автомобили здесь и так всегда парковались, тогда почему не узаконить на этой улице стоянку?" - решили в администрации. Правда, позднее власти уточнили, что парковка на тротуаре - временная мера, пока рядом с Садовым кольцом не появятся нормальные стоянки.

С местом для "нормальных" стоянок возникли трудности, поскольку его в Москве не хватает. Однако столичные власти смогли найти свободные территории для парковок, которые назвать новыми удается не всегда. В частности, стоянки появились в подэстакадном пространстве, где некоторые водители и раньше оставляли свои машины.

Новоиспеченные парковки огородили забором, поставили на них будку для охранника, назвали "перехватывающими парковками" (из-за близости к метро) и ввели плату за пользование ими. Перехватывающие парковки также появились на пустырях, на которых раньше можно было запарковаться бесплатно.

Город не скрывает, что постепенно намерен сделать платными максимальное количество парковок. Такая практика существует в большинстве европейских городов, где личный автомобиль является удовольствием не из дешевых. Эта политика позволяет сдерживать число автомобилей на дорогах - жителям гораздо выгоднее добираться до места назначения на общественном транспорте. Точно такую же задачу - пересадить часть водителей на автобусы и метро - поставила перед собой и столичная мэрия.

Однако даже если сделать платными все парковки, их количество не вырастет. Желающих припарковаться, конечно, станет меньше, но не на два миллиона машин. Московским властям пришлось включить воображение для того, чтобы придумать, куда еще можно поставить "лишние" автомобили.

Строить парковки предлагалось на месте ветхих, не представляющих историческую ценность домов. Первая такая стоянка появилась на улице Краснопрудной. Правда, в этой идее московским властям не переплюнуть петербургских, предложивших организовать парковки в аварийных домах, с сохранением фасадов зданий.

Еще одной оригинальной идеей города стало строительство домов, в которых парковка располагается на первом этаже. Предполагается, что они появятся вместо зданий с подземной стоянкой. По словам заместителя мэра города по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина, подземный паркинг слишком дорог для столичного бюджета. К тому же, стоянки на первом этаже, по словам чиновника, "весь мир строит". Правда, он не уточнил, что в европейских странах на подобных парковках все равно предполагаются подземные уровни.

В планах города были даже проекты плавучих парковок. Эта идея появилась еще при Лужкове, и первое время на полном серьезе рассматривалась правительством Собянина. Стоянку на 100-120 машиномест планировалось разместить на дебаркадере на участке Москвы-реки у Воробьевской набережной. Однако позднее финансисты из городской администрации сочли этот проект слишком дорогим (115 миллионов рублей), чтобы строить его за бюджетные деньги. А частных инвесторов к такому рискованному проекту пока привлечь не удалось.

В конце концов, столичные власти, видимо, уставшие от оригинальных идей, приняли самое простое, хоть и неожиданное для себя решение - разрешить жителям центра парковать машины под запрещающими знаками. Правда, только по ночам.