Около пятисот человек вышли в воскресенье на митинг против телекомпании НТВ. Поскольку митинг был несанкционированным, полиция задержала около ста его участников. Тем не менее, акция удалась - возле главного входа телекомпании образовалась инсталляция из надписей и предметов, уличающих НТВ во лжи, а крики "Позор!" и "Хватит врать!" звучали на протяжении всей акции.
Акция прошла у входа в телецентр "Останкино". Люди собрались под впечатлением от тенденциозного фильма "Анатомия протеста", выпущенного в эфир 15 марта. Из него участники декабрьских митингов узнали, что выходили на них за деньги или за "печеньки", а члены оргкомитета "За честные выборы" чуть ли не инструкции получали в посольстве США. Контраст с нейтральным тоном, в котором декабрьские митинги освещались на госканалах раньше, оказался слишком велик.
Согласовать акцию никто и не пытался, поэтому полиции было много, приехал ОМОН. Участники акции вели себя мирно. Некоторые стояли с плакатами и говорили, что проводят одиночный пикет, некоторые клали цветы возле входа в телецентр. Там уже висела табличка в траурном обрамлении и с надписью "на 19-м году жизни от непрерывного вранья скончался телеканал НТВ". Через несколько минут здесь уже была настоящая инсталляция: цветы, траурные ленты, кто-то бросил пачку презервативов. Зеленое яблоко - символ канала - с выведенной маркером надписью: "Оно сгнило". Девушка в черном пальто аккуратно выкладывала аббревиатуру НТВ из печенек. Расшифровок аббревиатуры с названием канала на плакатах было столько, что хватило бы на небольшой конкурс. Варианты были от "Ну Теперь Все" и "Наш Товар Вранье" до "Верят Только Нашисты".
Съемочная группа НТВ подходила к этой инсталляции несколько раз и вообще пользовалась популярностью. "Привет, пропагандоны!" - говорили им, хотя в целом люди были довольно дружелюбны. Участники группы лишь морщились, когда к ним кто-нибудь подходил во время съемки и начинал монотонно повторять: "Вы все врете, вы все врете".
Действия полиции выглядели так, словно на инструктаже сотрудникам велели себя вести намеренно нелогично. Полицейский с мегафоном доказывал пикетчикам, что их действия незаконны, потому что одиночные пикеты - это когда их участники стоят так далеко, что не видят друг друга. И неважно, что в законе о митингах и шествиях такой нормы нет. Полицейские выстраивались в цепь и выдавливали граждан с тротуара, после чего сотрудник с мегафоном начинал призывать: "Граждане, покиньте проезжую часть".
Задержания начались практически сразу, и логики в них тоже не было никакой. На людей, скандировавших "Хватит врать!", да еще и с плакатами, зачастую не обращали внимания, а тихо стоявшие граждане отправлялись в автозак. Журналистов задерживали наравне со всеми, правда, потом сразу отпускали. Координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов одним из первых был отведен в полицейский автобус просто за сам факт появления на акции - другое объяснение этому найти трудно.
Было любопытно наблюдать, как быстро граждане, никогда не участвовавшие в несанкционированных акциях, начали копировать действия опытных нацболов, которым сложно сказать, когда последний раз давали собраться мирно. В ответ на просьбу разойтись они начинали скандировать "Это наш город!", лозунг, впервые прозвучавший на "Маршах несогласных" в 2007 году. В ответ на задержания они кричали "Полиция с народом!" и быстро убеждались, что лозунг не работает. Полиция каждым своим действием доказывала, что она, может, и с народом, но уж точно не с той его частью, которая митингует по выходным дням. Да еще и без санкции.
И тогда они переходили к тому единственному лозунгу, который несколько лет объединяет всех уличных несогласных. Это лозунг " Путин, уходи!". Он звучал у Останкино много раз.
К телецентру пришел Борис Немцов, группа НТВ тут же бросилась к нему за интервью, звукооператор держал микрофон на двухметровой "удочке". "Вы специально этот фаллический символ взяли, чтоб я не дотянулся и вас не ударил? Но я же и не собирался. Честное слово", - шутил Немцов и дошутился до того, что задерживать его отправились сразу шестеро бойцов ОМОНа. Двое из них взяли его под руки и приобняли, остальные стояли рядом, и со стороны на секунду показалось, что политик просто позирует со старыми приятелями в полицейской форме. Только лица у приятелей были очень напряженные. Затем его увели, невзирая на протесты.
Положение пытался спасти депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Он взял мегафон и объявил согласованное с полицией предложение. Оно заключалось в том, что участники акции отходят от телецентра к Останкинскому пруду и потом постепенно расходятся. Полиция взамен обещает отпустить задержанных. Торг оказался неуместен. "Пусть сначала отпустят", - кричали Гудкову. Полицейские продолжили задержания, в них полетели снежки и скомканные листы бумаги.
С разных сторон начиналось скандирование "Позор!". Проезжающие машины сигналили, им махали руками и хлопали в ладоши. Мимо корреспондента "Ленты.ру" бойцы за руки и за ноги пронесли лидера молодежного "Яблока" Кирилла Гончарова. "Уронить бы эту скотину в лужу, а потом сказать: извини, не удержали", - мрачно говорил на обратном пути один боец другому. На очередные требования разойтись оставшиеся на площади люди хором и уже надрываясь кричали: "Мы здесь гуляем!". Работающие по воскресеньям сотрудники "Останкино" наблюдали за разгоном акции из-за занавесок в своих кабинетах.
Примерно к шести вечера все завершилось. На грязном асфальте остались лежать потерянные белые ленточки и пачки раскрошенного печенья. В ГУ МВД по Москве сообщили, что задержано 94 человека. Почти всем выписывали штрафы за нарушение статьи 20.2 КоАП - участие в несанкционированном мероприятии. За это полагается только штраф.
"Анатомия протеста" по "многочисленным просьбам телезрителей" была повторена в эфире НТВ в воскресенье в 20.00. Самые первые отпущенные теоретически успевали к телевизорам.