Россия и Белоруссия 5 апреля были вынуждены назначить новый раунд переговоров по количеству авиарейсов между странами. Москва предлагает отменить ограничения и ввести "открытое небо", а Минск настаивает на равном количестве рейсов, опасаясь конкуренции. Ранее стороны договорились отложить вопрос до мая, но белорусы неожиданно решили сократить количество рейсов в Минск уже с 13 апреля.
Разногласия между Белоруссией и Россией о количестве авиарейсов возникли в конце марта, когда стороны не смогли согласовать летнее расписание. Зимой из Москвы в Минск летали "ЮТэйр" (один рейс в сутки) и "Аэрофлот" (три рейса). На летнее время к ним решила присоединиться S7, которая получила назначение еще в прошлом году, но начать полеты смогла только с летнего сезона. Белоруссия потребовала у "Аэрофлота" сократить число ежедневных рейсов до двух. Таким образом, как считают в Минске, количество рейсов белорусских и российских компаний сравняется ("Белавиа" в день выполняет четыре рейса в Москву), и будут соблюдены нормы межправительственного соглашения о воздушном сообщении, в котором якобы прописан паритет "частот".
26 марта сначала Росавиация, вступившись за "Аэрофлот", отозвала у "Белавиа" разрешение на полеты в Москву, а затем Минск ответил российским компаниям аналогичным запретом. В тот же день стороны договорились о трехдневном перемирии и на переговорах 29 марта решили оставить все как есть до 10 мая. По подсчетам "Белавиа", из-за отмены и задержки рейсов пострадали 360 пассажиров, которые не смогли улететь вовремя.
5 апреля "Коммерсантъ" написал, что Минск не стал ждать 10 мая и отправил в Москву ультимативное письмо о сокращении рейсов российских авиакомпаний до четырех в день с 13 апреля. Аналогичные предупредительные телеграммы получили S7, "ЮТэйр", и "Аэрофлот". Как утверждает источник газеты, белорусы предложили российским властям самим выбирать, кого лишать спорного рейса.
Минск отказался признавать результаты переговоров 29 марта из-за позиции Москвы. Источник издания на белорусском авиарынке рассказал, что в ходе обсуждения стороны согласовали количество рейсов на переходный период (то есть до 10 мая), а протокол планировалось подготовить на следующий день.
В итоге выяснилось, что россияне отказались от обязательств признать паритетность "частот" и включили вместо соответствующего пункта формулировку о том, что равное количество рейсов является "желанием белорусской стороны". Якобы из-за этого минские делегаты отказались подписывать протокол и направили в Москву требование сократить количество рейсов. В Минтрансе подтвердили, что получили сообщение и отметили, что позиция белорусов "вызывает удивление" у российской стороны в связи с договоренностями 29 марта.
После этого Москва, в свою очередь, запретила "Белавиа" летать в российские регионы (Санкт-Петербург, Сочи, Калининград, Екатеринбург). В Минске в ответ заявили, что будут добиваться сокращения рейсов между странами до четырех в день - по два с каждой стороны. При этом белорусская сторона намерена настаивать, чтобы эти полеты выполняли S7 и "ЮТэйр", а не "Аэрофлот" (последний, по мнению руководства "Белавиа", пролоббировал запрет на рейсы в регионы России). Белорусский авиаперевозчик, как передает "Интерфакс", намерен также подать на Росавиацию в суд за нарушение "положения межправительственного соглашения о воздушном сообщении".
Камень преткновения
Понять, прописан ли на самом деле в межправительственном соглашении паритет "частот", из сообщений авиационных властей двух стран непросто; из текста самого договора, размещенного на сайте Росавиации - тоже.
Белорусские власти настаивают, что паритет в договоре прописан и не должен превышать четырех рейсов с каждой стороны. Росавиация опровергает наличие подобных договоренностей. Тем не менее, судя по пресс-релизу Минтранса России, выпущенному по итогам переговоров 29 марта, паритет все же есть: в сообщении ведомство пишет, что российская сторона предложила белорусской "исключить из двусторонних договоренностей ограничения по количеству назначенных авиапредприятий, по частотам выполнения полетов на авиалиниях и по провозным емкостям".
Улететь самолетом "Белавиа" по маршруту Минск-Москва и обратно 13 апреля не получится: ни на одном из четырех рейсов нет мест. "Аэрофлот" предлагает три рейса, на которых в общей сложности есть 15 свободных мест из Москвы в Минск и 15 - обратно (7049 рублей). На единственный рейс "ЮТэйр" есть минимум 8 мест туда и обратно (6573 рубля). На сайте S7 также можно забронировать билеты Москва-Минск на 13 апреля (6118 рублей), но количество мест не указывается. Кроме этого сайт S7, у которой заключено код-шеринговое соглашение с "Белавиа", предлагает также купить билет белорусского перевозчика на эту же дату (опять же, не указывая информацию о наличии свободных мест).
Российские власти со своей стороны не навязывают Минску какие-либо ограничения. Так, "Белавиа" на летний период продлили разрешение на полеты не только в Москву, но и еще в другие российские города, причем добавили еще одно направление - Новосибирск. Менеджмент "Аэрофлота", когда стало известно о требовании белорусов сократить количество рейсов, негодовал: "Несмотря на существующий дисбаланс в пользу белорусской стороны, заявки на выполнение этих рейсов Росавиацией были подтверждены в полном объеме".
Таким образом, по мнению российской стороны, паритет нарушила как раз таки Белоруссия, хотя вопрос спорный: неясно, надо ли учитывать рейсы в регионы или нет. Минск, в свою очередь, ничего не имеет против полетов российских перевозчиков в другие города республики; однако российские компании вряд ли этим заинтересуются, поскольку даже белорусские авиаперевозчики отказались от местных рейсов из-за их убыточности.
Страх пред конкуренцией
В Белоруссии выступают против снятия ограничений (то есть против "открытого неба") по понятным причинам: "Белавиа" просто не выдержит конкуренции. Замгендиректора перевозчика Игорь Чергинец заявлял, что рейсы Минск-Москва загружены только наполовину, и увеличение количества полетов сделает их нерентабельными. Как рассказал представитель белорусской компании в интервью газете "Взгляд", руководство не может подсчитать, понесет ли перевозчик какие-либо убытки в случае снятия ограничения. "Мы не можем предсказать, какую авиакомпанию выберут пассажиры", - признался сотрудник "Белавиа".
Минск и Москва назначили следующие переговоры на 9 апреля. Ход этого обсуждения можно предсказать заранее: Россия будет настаивать на отмене ограничений, а белорусские власти продолжат "партизанскую" риторику.
С одной стороны, обвинить в эскалации конфликта можно Белоруссию, которой, учитывая членство стран в Таможенном союзе и почти уже созданное Единое экономическое пространство, следовало бы уступить и снять все ограничения; но и действия российских властей не совсем последовательны: Москва призывает "открыть" небо там, где не боится конкуренции, а на других направлениях - к примеру, на европейском - ограничения снимать не спешит.