В самом конце года, 28 декабря, президент Дмитрий Медведев отправляет в отставку влиятельного заместителя главы кремлевской администрации, одного из архитекторов современной политической системы России Владислава Суркова. Сурков теперь - вице-премьер по вопросам модернизации ("вице-премьер по вопросам ничего", шутят в блогах). Его место в Кремле занял Вячеслав Володин, который руководил аппаратом правительства Путина. Уход Суркова воспринимают как реакцию на гражданские протесты, к которым власть явно была не готова и которых очевидно испугалась. А назначение Володина - как подготовку Путина к возвращению в президентское кресло. Про методы Володина пока ничего непонятно, но после Нового года станет ясно, что он чрезвычайно эффективен как антикризисный менеджер.
Политолог Станислав Белковский рассказал "Ленте.ру", почему Сурков сам виноват в той неудобной ситуации, в которой оказался Кремль минувшей зимой, и объяснил, в чем разница между Володиным и Сурковым.
"Лента.ру": Почему Сурков перешел с внутренней политики на модернизацию? Проиграл в аппаратной борьбе, лишился доверия или просто устал?
Станислав Белковский: Если мог бы - не перешел. Он проиграл аппаратную конкуренцию группе своих соперников во главе с Вячеславом Володиным. Полного же доверия к Суркову Владимир Путин никогда не испытывал - они слишком разные люди, всходы разных посевов. Тем более что в определенный момент времени - примерно с весны 2010 года - Сурков стал недвусмысленно работать на второй срок Дмитрия Медведева.
Кроме того, Путин в прошлом году понял, наконец, нечто простое, как три копейки - сурковская идея, что "национальный лидер" должен лично возглавлять "Единую Россию", себя, мягко говоря, не оправдала. Путин был вынужден взять на себя весь репутационный груз "партии жуликов и воров", и за это он должен, во многом, благодарить бывшего кремлевского менеджера внутренней политики.
Что же до усталости, то она в таких случаях никогда не выступает решающим фактором - особенно учитывая, что некоторые легко снимают ее кокаином.
Очевидно, что пост вице-премьера по модернизации - синекура. У власти нет ни концепции, ни программы модернизации, ни соответствующего бюджета. Управлять нечем. Просторный кабинет в Белом доме и машина с мигалкой - вот и весь ресурс "профильного" вице-премьера. Впрочем, и этого зачастую бывает достаточно, чтобы разводить на бабло провинциальных лохов. Пожелаем Владиславу Юрьевичу удачи.
Его уход - это ответ на Болотную и Сахарова? Сурков не смог загасить "рассерженных горожан" или не хотел?
Думаю, принципиальное решение о замене Суркова на Володина было принято еще до Болотной площади.
Хотя, если бы Сурков остался в Кремле на прежнем участке работы, это едва ли помогло остановить рассерженных горожан. Бывший кремлевский куратор внутренней политики немало сделал для появления и консолидации самого социального слоя, который стал главной движущей силой Болотной и Сахарова. Именно хамская линия поведения власти в отношении активной части российского общества, которую во многом формировал и поддерживал Сурков, со временем стала одним из факторов мобилизации мирного протеста, стимулом для русского образованного горожанина "встать на площади в полный рост".
Почему его сменил именно Володин?
Вячеслав Володин - самый свежий из фаворитов Путина. Сам факт его назначения руководителем аппарата федерального правительства в 2010 году стал сигналом, что Володин вошел в путинский "ближний круг".
Почему этот человек, который никогда не жил в Санкт-Петербурге, не работал в органах госбезопасности и вообще не принадлежал к путинской команде, вдруг обрел особое доверие "национального лидера", со стопроцентной достоверностью сказать нельзя. Одни источники говорят, что Володин подкупил Путина своей организационной эффективностью на фоне отсутствия мудреного словоблудия (отличавшего того же Суркова). Другие утверждают, что не обошлось без влияния вездесущего гей-лобби. Истину нам еще предстоит узнать. Со временем.
Ответные массовые путинги - это методы Володина? Пока был Сурков, власти как будто бы не знали, как ответить на Болотную.
Метод массовых срежиссированных фальш-митингов - стандартный, он применяется авторитарными режимами по всему миру во все времена. Никакого особого володинского ноу-хау здесь нет. Власть не смогла быстро ответить на Болотную площадь, потому что была банально не готова к столь массовому протесту среднего класса. Кремлевские аналитики, включая Суркова, не считали подобный сценарий слишком вероятным.
Подходящая ли Володин кандидатура на этот пост?
С точки зрения логики и интересов Системы - скорее, да, чем нет. Володин уже показал, что как куратор внутренней политики он эффективнее Суркова. Потому что не привносит в свою работу личные комплексы, фобии и т. п. Сурков хотел не просто решать аппаратные задачи, слегка обогащаясь по дороге, - ему нужно было казаться великим демиургом, который де-факто если не первый человек в стране, то и не второй (как говорят в Одессе).
Он желал слыть выдающимся современным интеллектуалом и даже художником - отсюда его книжки ("Околоноля", "Машинка и велик"), книжки о нем, которые он заказывал, как правило, Александру Проханову ("Теплоход Иосиф Бродский", "Виртуоз"), статьи о Полисском, Хуане Миро и т. п. Сурков, используя доверенный ему высшим начальством административный ресурс, самоутверждался за счет политического класса, чем породил на ровном месте массу обид и сотворил кучу лишних врагов - не только себе лично, но и Кремлю. Уверен, что многие нынешние статусные оппозиционеры не оказались бы в антипутинском лагере, если бы не нарочитое стремление Суркова оттереть их от Кремля.
У Володина таких проблем нет. Он функционер, который решает поставленные руководством задачи. Сейчас его интересует, в первую голову, легитимация президентских выборов, состоявшихся 4 марта 2012 года, а не чтобы все знали, что он читал Борхеса. Потому он готов идти на любые шаги, которые способствуют достижению стоящих перед ним политико-аппаратных целей. И если, грубо говоря, ради этого надо встречаться с Сергеем Удальцовым или приглашать на Первый канал Бориса Немцова - ему не западло это все делать.
Думаю, Путина такой стиль работы больше устраивает.
Чем еще он отличается от Суркова?
Сурков - видимо, в силу каких-то детских психотравм - постоянно культивировал брутальность и маскулинность как отличительные черты кремлевской внутренней политики - и, разумеется, самого себя как самопровозглашенного отца этой политики. Он активно распространял истории о своем чеченском происхождении (быть чеченцем - это же круто), былой службе в спецназе ВДВ и т. п. И, соответственно, всегда предлагал жесткие политические решения, в том числе и тогда, когда они были совершенно контрпродуктивны.
Володин поступает по-иному. Он, похоже, понимает, что впаять оппозиционерам (Алексею Навальному, Илье Яшину и другим) тысячу рублей штрафа вместо 15 суток - это правильно. Потому что исчезает трагический элемент, который способствовал консолидации протестных масс. Достойно ответить на тысячу рублей куда сложнее, чем на зверские 15 суток.
Возможно, как интеллектуал Володин ниже и слабее Суркова. Зато с интуицией у него дело обстоит получше. У геев вообще развитая интуиция - это женская черта.
Насколько вообще важен стал уход Суркова в исторической перспективе?
Совершенно не важен. Президентские выборы-2012 показали, что кремлевская политтехнологическая машина, под завязку заправленная топливом административного ресурса, работает при Володине ничуть не иначе, чем при Суркове. В результате было доказано, что роль куратора внутренней политики в этой системе власти - скорее техническая, чем системообразующая.
Сурков много лет создавал миф о себе - пожалуй, это был самый успешный его проект - как о великом и ужасном режиссере, на котором держится весь кремлевский политический театр. Выборы-2012 доказали, что это, мягко говоря, не так. Миф рухнул в одночасье, как и положено.
Я читал большинство работ Суркова и какого-либо исторического видения там не нашел. С момента отставки этого чиновника прошло всего четыре месяца, а он уже почти забыт, даже в политическом классе, - это само по себе говорит о многом.
Если кто-то сегодня собирается оплакивать Суркова как "последнего интеллектуала в Кремле", то я советую вспомнить некоторые фирменные проекты, позволяющие судить об интеллектуальном сверхпотенциале свежеиспеченного вице-премьера по модернизации. Движение "Наши". Думская кампания 2007 года. Побиение Ивана Старикова, Марины Литвинович, Олега Кашина. Надо продолжать?
Что он имел в виду, сказав на прощание, что слишком одиозен для прекрасного нового мира? Ирония?
Кокетство. Оно всегда было присуще Владиславу Юрьевичу. Несмотря на всю демонстративную брутальность.