Тмутараканский фарватер

Россия оставит Украине Керченский пролив

Керченский пролив. Фото NASA

12 июля в Ялте, в рамках заседания украинско-российской межгосударственной комиссии, состоится встреча президентов двух государств - Владимира Путина и Виктора Януковича, которые, как ожидается, наконец-то поставят точку в 16-летнем пограничном споре. Украина и Россия поделят Керченский пролив, причем, по предварительным данным, официально и окончательно контроль над его судоходной частью, из-за которой стороны до сих пор не могли найти общий язык, получит украинская сторона.

Ранее украинская сторона твердо придерживалась убеждения, что пролив должен быть разграничен по административной границе, разделявшей УССР и РСФСР. При этом в Киеве постоянно ссылались на пример делимитации границы России с Эстонией по Чудскому озеру, Нарвскому и Финскому заливам. Но в Москве с этим соглашаться не желали, настаивая на том, что в данном случае ни о каких параллелях с озерами и внутренними водоемами не может быть и речи. "Ссылки на Чудское озеро, Аральское море - это ссылки на проведение границы по суше. Азовское море и Керченский пролив внесены в справочники как часть Мирового океана. Это воды двух государств", - заявляли в Москве.

Чтобы найти выход из тупика, Украина предложила изменить статус Азовского моря - с внутренних на международные воды, но Россия и этот вариант не одобрила.

Затянувшийся спор за пролив обострился в 2003 году, когда российские строители, по решению администрации Краснодарского края, начали возводить в направлении расположенного в проливе острова Коса Тузла дамбу. Объяснилось это тем, что размыв части острова якобы угрожал целостности береговой линии Таманского полуострова. Тузла, согласно картам советского времени принадлежавшая Украине, выходит на Керчь-Еникальский канал, по которому проходит керченский фарватер. Следовательно, обосновавшись на острове, россияне получили бы законное право на его использование. Однако украинцы, почуяв неладное, оперативно разместили на Тузле пограничный пост, и в результате строительство дамбы остановили, когда между украинскими пограничниками и российскими строителями оставалось около 100 метров. В Киеве действия россиян расценили как посягательство на суверенитет страны.

И вот, по информации издания "Коммерсантъ-Украина", переговоры о разграничении акватории в проливе и Азовском море, которые с переменным успехом шли аж с 1996 года, наконец завершены - под соответствующим соглашением осталось только поставить подписи. Как только это произойдет, остров Коса Тузла, де-факто и так являющийся частью Украины, перейдет к ней официально, как и Керчь-Еникальский канал. По нему могут проходить суда длиной до 215 метров и с осадкой до 8 метров.

В распоряжении России таким образом останется только так называемый фарватер 50,52, но он предназначен лишь для судов с осадкой до 3,6 метра. А этого недостаточно даже для большинства судов типа "река-море", которые в основном и идут из Таганрога или Ростова-на-Дону в Турцию и далее в Средиземное море. При этом в российские порты Азовского моря в немалом количестве проходят и суда гораздо большей осадки. И за них приходится платить. Не говоря уже о том, что, оформив юридически контроль над проливом, Украина в случае необходимости вообще сможет его закрыть.

Строительство дамбы, соединяющей остров Коса Тузла с российской стороной. Фото Юрия Березнюка из архива ИТАР-ТАСС
Строительство дамбы, соединяющей остров Коса Тузла с российской стороной. Фото Юрия Березнюка из архива ИТАР-ТАСС

По большому счету, в течение всех последних лет существования СССР Украина благополучно владела Керчь-Еникальским каналом, и нынешнее соглашение лишь подтвердит статус-кво, сведя на нет предыдущие попытки россиян каким-то образом "зацепиться" за наиболее удобный фарватер, чтобы пользоваться им даром. Ежегодно через пролив проходит около 9 тысяч судов - общий доход украинцев, складывающийся из платы иностранцев за пользование фарватером и сбора за лоцманское сопровождение (лоцманская проводка обязательна для судов под иностранным флагом, судов в аварийном состоянии, нефтеналивных судов и судов, перевозящих опасные грузы, судов с ядерной энергетической установкой, всех судов в период ледовой кампании ), составлял до недавнего времени около 80 миллионов долларов в год. Из этих денег доля России составляла приблизительно 15 миллионов долларов.

Источники "Коммерсанта" пока не готовы говорить об оговоренных в соглашении условиях прохода российских судов через украинский фарватер. Однако, как полагает заместитель гендиректора украинского Центра экономических и политических исследований имени Разумкова Валерий Чалый, несмотря на то, что граница в проливе пройдет по линии, на которой настаивали украинцы, Киев в ответ может согласиться на совместное использование Керчь-Еникальского канала, что приведет к потере доходов от лоцманской и навигационной деятельности. Впрочем, подобное развитие событий, с учетом того, что Виктора Януковича сейчас на Украине только ленивый не обвиняет в сдаче государственных интересов, не столь очевидно, как кажется эксперту. Или же Киеву будет предложено нечто существенное взамен.

Понятно, что как только речь заходит о возможных уступках России украинской стороне, так сразу же на первый план выступает газовый вопрос. Однако на предстоящей встрече, судя по последним данным, он не будет главным, и никаких конкретных решений по поводу объемов, скидок, модернизации ГТС, стороны принимать не планируют.

В украинском МИД, говоря о предстоящей встрече президентов, темнят. "Планируется достаточно результативная встреча. Добрый десяток, даже больше, соглашений подготовлено", - заявил директор департамента информационной политики МИД Олег Волошин, отказавшись вдаваться в детали переговоров. Вместе с тем тот же "Коммерсантъ-Украина" пишет, что, возможно, стороны подпишут соглашение, регламентирующее порядок передвижения военнослужащих и военной техники ЧФ вне границ их дислокации, а также документ относительно взаимодействия сторон при ликвидации стихийных бедствий. А вот по более важным вопросам: об инвентаризации имущества российских баз и о модернизации самого флота, - стороны пока так и не договорились.

Впрочем, не исключено, что вопрос о разделе пролива и не выйдет за рамки обсуждения делимитации государственной границы. Так, например, до сих пор непонятно, где конкретно проляжет граница в акватории Азовского моря (богатейшего рыбопромыслового региона) - тут обе стороны могли пойти на уступки, а также в прилегающей к проливу части Черного моря, где расположено несколько нефтегазовых месторождений.

В среду также стало известно, что "Российские железные дороги" разработали проект межправительственного соглашения, согласно которому украинскую границу в районе соприкосновения Ростовской (Россия) и Луганской (Украина) областей предполагается сдвинуть на запад. Здесь проходит 30-километровая железнодорожная ветка, которая эксплуатируется РЖД и которая несколько раз пересекает границу двух стран. Чтобы устранить многочисленные неудобства, связанные с этим, РЖД и предлагает Украине или уступить России кусок своей территории, или совершить равноценный обмен. Пока это предложение никак не увязывается с предстоящими в Ялте переговорами, да и вообще выглядит весьма фантастично, учитывая, какую реакцию подобное решение может вызвать в украинском обществе. Еще ведь неизвестно, чем история с проливом закончится.

Обсудить
Неудачное начало
Чем запомнятся первые 100 дней правления Дональда Трампа
Каждое третье убийство
Центральную и Южную Америку захлестнула волна насильственных преступлений
Как живется Микки-Маусу в КНДР
Что представляет собой поп-культура Северной Кореи
Эрдоган, Аллах и Россия
Стоит ли бояться исламизации Турции
Владимир Путин и Синдзо Абэ«Мы с Владимиром хотим идти рука об руку»
Из десятков намеченных планов Абэ и Путин пока готовы реализовать только один
Приоткрытый авангард
Почему выдающееся искусство XX века нужно искать в провинции
Талантливый мистер Демме
Фильмы, которыми запомнится режиссер Джонатан Демме
Искатели растерянных женщин
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Затерянного города Z» до «Идеаля»
Придумали тоже
Gorillaz и другие группы, которых не было
«Скотина тупая! Я тебя больше не знаю»
Как на радио швыряются стаканами и обмениваются оскорблениями
Не брат ты мне...
Как популярные интернет-сервисы унижают чернокожих и азиатов
Пацан к успеху шел
Обиженный на весь мир школьник изобрел идеальное оружие против Sony и Microsoft
Три алмаза за клубничку
Азиаты тратят последние деньги на трансляции с обнаженными дамами
Брить или не брить
Поклонницы натуральной красоты массово отказываются от эпиляции
CULVER CITY, CA - NOVEMBER 12: Founder, Snapchat Evan Spiegel (L) and model Miranda Kerr attend the Fifth Annual Baby2Baby Gala, Presented By John Paul Mitchell Systems at 3LABS on November 12, 2016 in Culver City, California. (Photo by Tommaso Boddi/Getty Images for Baby2Baby)Триумф ботана
Самый престижный жених современности — IT-магнат
«Американцы — радостный народ»
Рассказ москвича, переехавшего в Сан-Франциско
Мама — марихуана
Зачем американки совмещают употребление наркотиков с воспитанием детей
Очеловеченный фургон
Длительный тест стильно-пассажирского VW Multivan
ОСАГО надо?
Автомобильные аварии, превращенные в искусство
Самые крутые локомобили
Машины, которые ездят по рельсам
Самые выдающиеся французские машины
10 автомобилей из Франции, ставших культовыми
Чудеса селекции
Что получится, если скрестить квартиру с дачей: опыт россиян
Шведы поневоле
Исповедь россиянина, живущего в групповой семье
Добро пожаловать в рай
Жилье в Крыму: новую квартиру на полуострове можно купить за миллион рублей
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности