Бремя великого бренда

Судьба "Вокруг света" снова под вопросом

ИД "Вокруг света" расторг договор с главным редактором издательства и одноименного журнала Машей Гессен из-за разногласий по поводу ее полномочий. Гессен, пришедшая в "Вокруг света" из "Сноба" со своей командой, успела проработать в "Вокруг света" всего восемь месяцев, однако уже успела существенно поменять облик журнала. Насчитывающий уже более полутора веков "Вокруг света" в последние годы претерпел немало изменений: владельцы не оставляют попыток сделать из культового в советское время издания более современный бренд.

Переживший полтора века

"Журнал землеведения, естественных наук, изобретений и наблюдений" - с таким подзаголовком вышел в 1861 году журнал "Вокруг света", старейшее на сегодняшний день научно-популярное и познавательное издание в России. Ровесник александровской реформы, журнал стал настоящим сыном своего века - века электричества, железных дорог, великих географических экспедиций, закрывших почти все белые пятна на мировых картах, и первых научно-фантастических романов.

За полуторавековую историю журнал умудрился не только сохранить свое название и практически не прерывавшееся общение с читателем, но и в целом остался верен своим традициям: доступно и интересно писать на самый широкий спектр тем - от истории до астрономии. Журналом строго о путешествиях, несмотря на располагающее к этому название, он никогда не был - предпочитая антропологический и этнографический подход рассказу о том, где остановиться, что съесть и в какое время года лучше посетить ту или иную страну.

Но в советские годы, особенно, в 60-80-е, когда "Вокруг света" был на пике своей популярности, он занимал, в том числе, и эту нишу - рассказывая людям, которые в лучшем случае могли надеяться на командировку в одну из стран соцблока, о "далекой Амазонке" и других экзотических местах. Писал журнал и о США и западноевропейских странах - стараясь избегать, несмотря на непростые времена, углубления в политику. Конечно, люди, читавшие журнал из года в год, говорят сейчас, что там не обходилось без идеологической подоплеки и о братских СССР странах рассказывалось с большей симпатией, чем об Америке. Но когда открываешь наугад какой-нибудь номер, это совсем не бросается в глаза - кажется, что журнал, хотя и не мог не писать о современных ему событиях, например, об освоении космоса, умудрялся в этом смысле оставаться вне времени. Это касается и языка, на удивление свободного от привычного обилия советских штампов.

О популярности "Вокруг света" можно судить по фактам: тираж его в 70-е годы достигал 2,5 миллиона экземпляров (что само по себе в условиях плановой экономики не доказательство), но при этом издание было дефицитным. Заняв очередь с вечера, люди могли наутро получить всего несколько копий на всех.

А можно судить по рассказам людей, которые до сих пор хранят подшивки журнала у себя на даче или помнят, как читали в "Вокруг света" ставшие уже сейчас классикой приключенческие и научно-фантастические произведения. Именно в "Вокруг света" впервые на русском языке, например, был опубликован роман Уильяма Голдинга "Повелитель мух". В журнале и в его приложении "Искатель" (выходил с 1961 по 1996 год, потом публиковался одноименным издательством) печатались повести и рассказы Рэя Брэдбери, Джона Стейнбека, Гарри Гаррисона, Айзека Азимова, Станислава Лема, Синклера Льюиса, Кира Булычева, Петра Вайля, Виктора Ерофеева и других авторов.

После развала СССР права на издание журнала перешли от "Молодой гвардии" к редакции. Однако в 90-е годы "Вокруг света", как и многие другие советские издания, начал терять свое прежнее влияние. Сказывались и приход прессы совсем нового, западного образца, в том числе и полуконкурентов типа GEO (издается в России c 1998 года), и открытые границы - традиции и обычаи других стран куда интереснее наблюдать собственными глазами, чем читать, что о них пишут в журнале. Тиражи упали во много раз, а издание оказалось на грани разорения.

Новый формат

Спасла журнал, как это ни банально, любовь давних читателей - а точнее, одного читателя, главы рекламного гиганта "Видео Интернешнл" Сергея Васильева. Как объяснял позже Сергей Пархоменко, возглавивший журнал в 2009 году, Васильев "очень хотел, много лет, как-то иметь отношение к этому журналу и к этому названию" из-за "множества всяких приятных детских воспоминаний". В 1999 году он начал приобретать права на журнал и собирать вместе его разрозненные части. Выпуск издания под брендом "Вокруг света" временно прекратился, а прежняя редакция стала делать журнал под названием "Путешествие вокруг света". В 2001 году "Вокруг света" вышел в новом формате: дизайн журнала и логотипа стали более современными (в какое-то время в 90-е годы "Вокруг света" вообще выходил с черными обложками), издание начало догонять рынок окрепшего российского глянца. Вырос и тираж - до приличных для современного журнала 200 тысяч. Литературная часть "Вокруг света" переехала в 2002 году в отдельный журнал "Полдень. XXI век" под руководством Бориса Стругацкого. С 2007 года журнал стал альманахом, "превратившись по сути в книжную серию, пополняемую ежемесячно".

Долгое время "Вокруг света" существовал без главного редактора, а Васильев, по собственному признанию, "на протяжении многих лет вычитывал каждый номер перед его подписанием в печать". В 2009 году, однако, он пригласил заняться развитием журнала и всего издательского дома книгоиздателя и журналиста Сергея Пархоменко. До этого Пархоменко занимался журналистикой политической - работал в "Независимой газете" и газете "Сегодня", руководил журналами "Итоги" и "Еженедельный журнал". Как объяснил сам Васильев, журнал "Вокруг света" стал казаться ему слишком old-fashion, "патриархально-старомодным" - видение же Пархоменко на дальнейшее развитие журнала в более современном ключе совпало с его собственным.

Васильев хотел, чтобы журнал "Вокруг света" привлекал новую, более продвинутую аудиторию, а не просто прозябал за счет людей, покупавших его по старой привязанности. Поэтому в первую очередь Пархоменко занялся редизайном, и в середине 2010 года журнал вышел в новом формате. Логотип при этом ему вернули советский - изогнутую надпись "Вокруг света" и глобус. Возглавив "Вокруг света", Пархоменко посвятил себя не только флагманскому изданию, но и сопутствующим проектам, развитию всего издательского дома. При Пархоменко начали обновляться книжные путеводители, были запущены GPS-путеводители, журналы "Первое. Второе. Третье" (закрылся в конце 2011 года) и "Наука в фокусе". Кроме того, издательский дом начал публиковать и книги - про историю, путешествия, открытия и кухню разных стран.

При Пархоменко "Вокруг света" громко отпраздновал свой 150-летний юбилей - издав специальную книгу об истории издания. Положение журнала в результате всех этих реформ укрепилось: аудитория его сейчас составляет около пяти миллионов человек при тираже в 250 тысяч экземпляров - журнал, как и прежде, часто читают семьями.

Параллельно с развитием печатных изданий у "Вокруг света" развивался и сайт - руководить им еще в 2006 году Васильев пригласил Егора Быковского, возглавлявшего до этого издания The Moscow News и "Что Нового в Науке и Технике", а также работавшего с Пархоменко в "Итогах" и "Еженедельном журнале". До Быковского на сайт просто выкладывались материалы из журнала, перед ним же была поставлена задача превратить интернет-архив "бумажного" "Вокруг света" в отдельное СМИ. Быковский придумал для vokrugsveta.ru раздел "Телеграф", в котором, по словам самого редактора, выходило "каждый день по большой умной статье". При нем появились проекты "Новости"(набор тем которого был куда шире журнального), "Энциклопедия" и "Фотоблоги". В результате у сайта создалась своя, отличная от журнальной, аудитория, а количество посетителей выросло с 2006 года с 50 тысяч уникальных посетителей в месяц до миллиона - при этом без рекламной раскрутки портала. Однако, как объяснил "Ленте.ру" Быковский, этого было "недостаточно для того, чтобы сайт стал большим самостоятельно монетизируемым проектом". Поэтому в издательстве нацелились на создание приложений для мобильных и планшетных устройств, а развитие сайта, по словам Быковского, перестало быть задачей первостепенной важности. Сам Быковский с 2011 года стал заниматься журналом "Наука в фокусе".

Тем не менее, прошлой осенью было объявлено, что с 2012 года издательский дом возглавит Маша Гессен, которую позвали заниматься развитием электронных версий изданий. Пархоменко же оставил "Вокруг света", чтобы посвятить себя собственным издательским проектам - и, как потом оказалось, политике. Гессен, той же осенью со скандалом ушедшая из "Сноба", привела с собой на новое место собственную команду, практически вытеснившую старую редакцию. Перемены, что интересно, она начала не с сайта, а именно с журнала - в нем появилось несколько новых рубрик, в том числе колонки редакторов, авторский раздел Андрея Бильжо, рубрика, в которой печатался отрывок из какой-нибудь непереведенной на русский научно-популярной книги. Добавилось инфографики, а научные и социальные материалы стали преобладать над статьями о путешествиях и культуре. В целом, журнал который делала Гессен, стал более ориентированным на западные научно-популярные издания - Smithsonian, New Scientist, National Geographic.

На сайте вместо "Телеграфа" и новостей стали развиваться блоги редакторов - дежурный журналист вкладывал туда в день несколько заметок на заинтересовавшие его темы. Активизировалась Facebook-страница: вместо простых ссылок на статьи на сайте туда стали выкладывать фотографии и описания материалов - прибавляя тем самым количество лайков и комментариев. Сейчас страница "Вокруг света" обгоняет по количеству читателей (9,8 тысячи) страницы "Афиши-Мир" (7,1 тысячи) и GEO (8,1 тысячи), хотя и отстает от страницы русского National Geographic (44,9 тысячи). Однако с начала 2012 года месячная посещаемость самого сайта "Вокруг света" упала вдвое, до полумиллиона человек.

Гессен, по ее собственному признанию, журнал "Вокруг света", до того как ее назначили его главным редактором, не читала, как не читали и многие в ее окружении. Поэтому перед собой она ставила задачу сделать журнал интересным, прежде всего, именно для таких людей. Примерно такую же задачу ставил перед собой и Пархоменко, чем и объясняется тот крен "в сторону большей социальности", который отметил Егор Быковский, говоря о двух последних главных редакторах. Естественно, что стремление привлечь новых читателей не могло не задеть старых, которые начали жаловаться на излишнюю либерализацию и политизацию привычного для них издания. Качество материалов, по мнению многих, также упало, а сам журнал стал более глянцевым. В случае с Гессен, похоже, свою роль сыграла и неоднозначная репутация журналистки - вслед за участниками проекта "Сноб" читатели "Вокруг света" радостно бросились обвинять ее в русофобстве, пропаганде нетрадиционной сексуальной ориентации, а также критике всего советского и превращении "Вокруг света" в "филиал" того же самого "Сноба".

Конфликт из-за РГО

Интересно, что хотя Гессен обвиняли в слишком большом уклоне в политику, уволиться ей пришлось, как она сама объясняла, потому, что политических тем в журнале она как раз хотела избегать. В июле этого года "Вокруг света" заключил соглашение о сотрудничестве с Русским географическим обществом, главой попечительского совета которого является Владимир Путин. Журналу "Вокруг света" это давало большое преимущество - в частности, позволяло писать о таких местах или экспедициях, в которые обычные люди без помощи РГО попасть не могут. При этом между руководством журнала и генеральным директором издательского дома Светланой Головатюк было достигнуто соглашение о том, что редакция может выбирать, какую деятельность РГО освещать, а какую нет.

По словам заместителя главного редактора Андрея Борзенко, просьба отправить журналиста в экспедицию по спасению стерхов, в котором собирался принять участие Владимир Путин, поступила в "Вокруг света" из администрации президента. Когда руководство перенаправило эту просьбу Гессен, та сочла, что это является вмешательством в редакционную политику, и отказалась, сославшись на ранее заключенное соглашение. "Мне, как биографу Путина, страшно хотелось самой полететь [в экспедицию], но меня не для этого нанимали на работу в качестве главного редактора журнала "Вокруг света", - объяснила потом она. Владелец издания, тем не менее, решил, что это решение лежит не в сфере полномочий Гессен, и отстранил ее от должности.

Обложка сентябрьского номера
Обложка сентябрьского номера "Вокруг света"

Конечно, можно спорить, что главный редактор мог бы пойти на компромисс ради журнала, который теперь опять оказывается в подвешенном состоянии, однако и руководству издательского дома следовало учесть, что Гессен - человек, которому важнее подчеркнуть свою независимость от власти. Руководство "Вокруг света" вело переговоры о партнерстве с РГО давно и, нанимая на работу журналистку, известную своим критическим отношением к Путину, не могло не учитывать потенциальных рисков подобного рода. Тем более что Гессен о готовящемся соглашении как раз ничего не сообщили.

Что теперь ждет "Вокруг света", пока неизвестно. Светлана Головатюк объяснила "Ленте.ру", что новым главным редактором, скорее всего, снова будет человек со стороны. Издательству нужен, в первую очередь, не просто эрудированный человек, но и менеджер с опытом построения успешных проектов - видимо, руководствуясь именно этим принципом, в "Вокруг света" и нанимали Пархоменко и Гессен, которые прежде не работали в научно-популярных журналах. Учитывая сплоченность команды Гессен, перешедшей за ней из "Сноба" в "Вокруг света", можно предположить, что многие журналисты из этой команды раздумывают сейчас над тем, чтобы оставить издание. Этому способствуют и опасения за дальнейшую судьбу журнала под патронажем РГО, хотя генеральный директор издательского дома уверяет, что содержание и формат "Вокруг света" останутся неизменными и издание сохранит финансовую независимость.

Но главная проблема "Вокруг света" связана совсем не с политической подоплекой, вокруг которой многие уже готовы раздуть истерику. Уязвимость журнала, по сути оказавшегося в заложниках у своего прошлого, связана с тем самым его подвешенным положением, когда преданные читатели хотят, чтобы журнал был как тот, что хранится у них на даче, а владельцы намерены сделать из него издание более современное и популярное, но не знают как. Для того чтобы примирить это противоречие, приглашаются то одна, то другая редакции, каждая из которых приходит со своим видением формата. И главное здесь, чтобы за всеми этими перестановками и метаниями не поблекло великое имя и не забылась просветительская идея журнала, который когда-то воспитывал целые поколения.