Отдых кончился

Российский туристический рынок завершил сезон с потерями

Отечественный туристический бизнес ждут серьезные перемены: вступление в силу новых законодательных инициатив, как рассчитывают депутаты, сможет кардинально улучшить ситуацию. Нынешний летний сезон компаниям пришлось завершать по старым правилам игры. В итоге несколько турфирм не выдержали конкуренции и закрылись, стало также известно о выходе из российского бизнеса крупного швейцарского турхолдинга Kuoni. "Лента.ру" решила узнать, чем живет туристический рынок в конце летнего сезона и готов ли он к переменам.

Нынешний этап в развитии российского туристического бизнеса, как и многих других отраслей, принято отсчитывать с 2008 года, когда во всем мире начался финансовый кризис. В 2009 году, напуганные спадом продаж, компании решили не гнаться за объемами и уменьшили количество забронированных номеров в отелях и мест в самолетах. В итоге год оказался прибыльным. Затем фирмы, рассчитывая на восстановление экономики, нарастили объемы, но не смогли их продать. Ситуация, которая наблюдалась в 2010-2011 годах, вынуждала компании снижать цены, чтобы выручить за уже купленные туры хоть что-то. В результате демпинг стал для российской туриндустрии настоящим бичом. Туристам дешевые путевки, конечно же, нравятся, но на рынок "скидочные войны" оказывают губительное воздействие.

Сложившийся тренд привел к банкротству "Капитал Тура", убежденного сторонника демпинга. Затем, в начале 2012 года, последовало резонансное разорение "Ланта-тура", который, напротив, в активном демпинге замечен не был. Свою лепту в ситуацию на туристическом рынке внесли авиакомпании, обязывающие турфирмы "в нагрузку" бронировать блоки мест на непопулярные направления - их, как правило, затем и приходится продавать со скидкой.

Вслед за "Ланта-туром" деятельность приостановили ITC ("Международный клуб путешествий"), "Вокруг света", "Объединенные курорты", "Джулия Трэвел", "Эль-Вояж", "ЧерриТур", "Миллениум Туризм и Конгресс ДМС СПб" и Global Club. Причем некоторые компании ушли с рынка тихо, предварительно собрав деньги с нескольких десятков туристов. Кроме того, 21 сентября стало известно, что работавший в России с 2007 года швейцарский турхолдинг Kuoni решил избавиться от убыточного бизнеса и продать "Мегаполюс турс".

Участники рынка, впрочем, не удивлены такому количеству разорившихся компаний. Медиа-директор Tez Tour Роман Рыбаков считает, что в связи с банкротствами "Капитал Тура" и "Ланта-тура" изменилось отношение к операторам со стороны средств массовой информации. "Просто СМИ более пристально смотрят в сторону туристической индустрии, поэтому в этом году стали заметны уходы мелких игроков. На самом деле мы, люди, которые внутри, видим, что мелкие, околомелкие туроператоры и довольно крупные турагентства каждый год уходят с рынка практически в таком же количестве", - заявил Рыбаков "Ленте.ру". Председатель совета директоров "Асент Трэвел" Борис Бурыкин допускает, что некоторые компании изначально планировали уйти с деньгами клиентов.

Исчезновение с рынка убыточной компании - не беда, а вот социальные последствия банкротства крупного туроператора могут оказаться весьма серьезными. По-видимому, как раз социальная составляющая и вынудила депутатов поторопиться и принять поправки к закону "О туризме", которые, по задумке авторов, должны в корне изменить положение дел на рынке.

Закон поправили

Основные положения поправок к закону "О туризме" предполагают увеличение финансовых гарантий туроператоров и создание особого объединения для помощи туристам, названного Ростурпомощью. Под управлением этого объединения будет находиться специальный фонд, средства которого будут тратиться на нужды туристов, пострадавших от разорившихся компаний. Фонд будут наполнять за счет туроператоров. Участники рынка не берутся предсказывать, насколько эффективной будет работа Ростурпомощи. Глава регулятора Эдуард Кузнецов и сам пока ничего не обещает. Руководитель объединения считает, что его главная задача - вернуть доверие туристов к отрасли. По словам Кузнецова, Ростурпомощь планирует бороться в том числе и с демпингом, установив, к примеру, общие для всех правила игры.

Что касается увеличения страховки, то большинство участников рынка признают его обоснованным. Против обеих мер выступили небольшие компании, для которых любые дополнительные расходы могут оказаться критическими. Нововведения действительно направлены на укрупнение рынка. По прогнозам главы клуба защиты прав туристов Дмитрия Давыденко, через пять лет в России останется только 20-30 крупных туроператоров. Сейчас на рынке выездного туризма в РФ работают около 2350 компаний, то есть, чтобы прогнозы Давыденко оправдались, темпы разорения компаний должны существенно ускориться.

Пока российским туристам при планировании отдыха приходится выбирать из всего этого многообразия. Не секрет, что многие выбирают курорт по стоимости путевки, на что и надеются предприниматели. Между тем цены нужно принимать во внимание едва ли не в последнюю очередь. "Если цены в турагентстве ниже, чем у оператора, это повод заволноваться. Не надо пытаться съездить в пятизвездочный отель за 99 евро. Вы же не ищете новый качественный автомобиль за 10 тысяч рублей, потому что понимаете, что он не может столько стоить", - отмечает Борис Бурыкин из "Асент Трэвел". По его словам, при обращении в турагентство надо обязательно поинтересоваться, продукт какого туроператора вам предлагают, и проверить информацию о нем в интернете. В частности, стоит обратить внимание на опыт работы компании и убедиться в наличии у оператора финансового обеспечения на крупную сумму. Гендиректор "Санрайз тура" Дмитрий Мазуров советует выбирать туроператора с развитой розничной сетью собственных офисов. "Управляемый сбыт снижает риски", - поясняет он.

К следующему летнему сезону изменения на российском туристическом рынке должны вступить в полную силу. То, что они, скорее всего, приведут к небольшой "зачистке" среди турфирм, - дело ясное. Непонятно пока, смогут ли они действительно вернуть доверие россиян к отрасли. Это будет непросто, учитывая, что Ростурпомощь собирается побороть демпинг и лишить туристов дешевых "горящих путевок".