Затронули болячку

Ведущих "Маяка" уволили за оскорбление инвалидов

Ведущие "Программы П": Алексей Веселкин, Виктория Колосова, Сергей Стиллавин, Владислав Викторов и Рустам Вахидов. Фото с официального сайта радиостанции "Маяк"

Радиостанция "Маяк" была вынуждена закрыть рубрику "Болячки", в которой в популярной форме обсуждались серьезные болезни, и уволить ее ведущих - Викторию Колосову и Алексея Веселкина - из-за скандала с оскорблением больных муковисцидозом. Выпуск программы, в ходе которой ведущие откровенно смеялись над тяжелой наследственной болезнью, вызвал шквал критики в адрес радиостанции. Роскомнадзор, нашедший в поведении ведущих нарушения закона о СМИ, воспользовался случаем, чтобы ускорить принятие кодекса профессиональной этики журналистов.

Скандальный выпуск программы "Болячки", представляющей собой часть большого утреннего шоу на "Маяке" - "Программы П", вышел в эфир 4 октября, однако широкое внимание общественности привлек только пару недель спустя. "Программа П" стартовала на "Маяке" в феврале этого года, заменив собой популярное утреннее шоу "Сергей Стиллавин и его друзья". Новое утреннее шоу позаимствовало у прежнего как состав ведущих - самого Сергея Стиллавина, Алексея Веселкина, Викторию Колосову, Рустама Вахидова и звукорежиссера Владислава Викторова (Витуса), так и некоторые рубрики, в том числе и "Болячки".

Алексей Веселкин во время эфира
Алексей Веселкин во время эфира "Болячек" про муковисцидоз. Скриншот видео YouTube

О популярности радиорубрики "Болячки", в которой обсуждаются тяжелые болезни и способы борьбы с ними, можно судить хотя бы по тому, что из ее выпусков составлялись целые аудиокниги. Как говорится в описании одной из книг, в этой рубрике ведущие и некий доктор Давид "с присущим только им юмором рассказывают о, в общем-то, серьезных болезнях и способах их лечения". Идея, по-видимому, объясняется форматом утренних радиошоу, в которых ведущие стараются не обременять сонного еще слушателя слишком серьезной подачей материала.

Впрочем, в выпуске про муковисцидоз, который и спровоцировал скандал вокруг программы, ведущие (Стиллавин и Вахидов на этом эфире не присутствовали) явно переборщили с "несерьезностью". Муковисцидоз - это неизлечимое наследственное заболевание, которое проявляется в чрезмерном скоплении слизи в легких и органах желудочно-кишечного тракта. При поздней диагностике болезни или отсутствии лечения смерть, и крайне мучительная, наступает в более чем половине случаев - из-за обилия слизи больные просто не могут дышать и нормально переваривать пищу. Но если на Западе медицина уже достаточно давно и успешно справляется с симптомами болезни и люди с муковисцидозом в среднем живут там около 50 лет, то в России только 12 процентов детей с муковисцидозом без необходимого лечения доживает до 15 лет (на Западе этот показатель достигает более чем 40 процентов). Из-за дорогостоящего лечения фонды помощи больным муковисцидозом и их семьи постоянно бьются за то, чтобы обратить на себя внимание государства и получить финансовую поддержку.

Неудивительно поэтому, что у общественных организаций и родителей больных детей сильнейшее негодование вызвал эфир, в котором ведущие строили рожи, засовывая сушки в рот и изображая клыки, острили про то, что с больными детьми "хорошо текилу пить" (из-за нарушения обмена веществ на коже у больных муковисцидозом выступает соль), или по-детсадовски хохотали при слове "меконий" (фекалии новорожденного). Скандал начал набирать силу в соцсетях: блогеры обвиняли ведущих в том, что они находятся "за гранью человеческого сострадания", и предлагали им пообщаться с родителями, на глазах у которых умерли их дети. Коллективу "Болячек" припомнили и то, как в свое время он осудил панк-молебен девушек из Pussy Riot, которых ведущие раскритиковали за неуважение чувств других людей.

Затем тему подхватили СМИ - две недели спустя после эфира, 18 октября портал LifeNews разместил видеофрагмент передачи (полная ее версия к этому моменту была уже удалена со всех официальных ресурсов) и заявил, что общественные организации, в частности фонд "Помощь больным муковисцидозом", направили жалобу в Роскомнадзор на ведущих "Болячек" и потребовали от радиостанции извинений. Историю подхватили другие издания, не преминувшие внести свою лепту в линчевание "Маяка" - к пятнице 19 октября интернет кипел возмущенными отзывами. Несколько сдержанней выступил Slon, отметивший, что люди в России традиционно не хотят ничего знать о чужих проблемах и "значительная часть аудитории не станет слушать журналистов, поднимающих неприятные вопросы, если только ей не предоставить костыли психологической защиты - например, в форме смеха и цинизма". Журналист Илья Колмановский в колонке в "Большом городе" подвел итог всем репликам, предложив критикам "Маяка", вместо того чтобы ставить ссылки на видео с LifeNews, распространять реквизиты платежных организаций, которые помогают больным муковисцидозом.

Скандал, поднятый блогерами и СМИ, вынудил наконец отреагировать и руководство "Маяка". Первым извинения от имени радиостанции принес ее программный директор Анатолий Кузичев. В интервью "Эху Москвы" он признал поведение и тон ведущих ошибочным, но отметил, что "Маяк" тем самым помог привлечь внимание к болезни. Блогосфера на столь циничное извинение отреагировала новым потоком гневных комментариев - Кузичев же в комментарии "Ленте.ру" заявил, что СМИ исказили его слова. "Меня обвиняют в цинизме, который мне, особенно по таким поводам, не присущ, - объяснил программный директор "Маяка". - Что я имел в виду: парадоксальным образом - а это была ключевая фраза в моем заявлении - это неподобающее, неприемлемое для нас, катастрофическое с точки зрения вкуса, такта, здравого смысла выступление наших ведущих в утреннем шоу заставило и нас серьезно обратиться к проблеме [муковисцидоза], и страну услышать то слово, которого большая часть народу до этого не знала".

Анатолий Кузичев. Фото с официального сайта
Анатолий Кузичев. Фото с официального сайта "Вести FM"

В воскресенье вечером Кузичев в эфире "Маяка" уже объявил о закрытии рубрики "Болячки" и переформатировании всего утреннего эфира. На следующее утро принесли свои извинения и ведущие - свою запоздалую реакцию они объяснили тем, что Виктория Колосова, по иронии судьбы, "болела" и журналисты не могли собраться в том же составе, в каком они провели свой скандальный эфир. Извинения Колосовой и Веселкина снова вышли боком "Маяку", поскольку все СМИ буквально процитировали их в том виде, в котором они появились на сайте радиостанции: "Тон неуместен, форма неуместна. Мы очень сильно извиняемся всем тем, кому принесли страдания той программой". В неграмотности и сухости комментария винить надо было, как выяснилось, не самих ведущих, а редакторов сайта "Маяка": Колосова и Веселкин же в самом эфире выразились корректно и подробно, объяснив свой поступок потерей чувства реальности в попытках понравиться слушателю и развлечь его.

Тем не менее неуместные шутки и яростная реакция общественности на них стоили Колосовой и Веселкину места на "Маяке" - днем 22 октября руководство радиостанции заявило о прекращении сотрудничества с ведущими. Кроме того, в попытке загладить конфликт руководство "Маяка" решило перечислить в фонд помощи больным муковисцидозом сумму в размере месячной зарплаты всех участников скандального эфира и дневной зарплаты всех остальных сотрудников радиостанции. В понедельник днем на "Маяке" также провели специальную "Горячую линию", в ходе которой обсуждалась ситуация с увольнением ведущих, а Анатолий Кузичев заявил, что радиостанция планирует провести еще несколько серьезных и больших эфиров, посвященных проблемам больных муковисцидозом. Что же касается Сергея Стиллавина, то, по словам Кузичева, радиостанция надеется сохранить его в качестве ведущего, однако он как автор всего утреннего шоу должен понести "хотя бы формальную ответственность" за случившееся.

Реакция общества на жесткие меры по отношению к не вовремя расшутившимся журналистам оказалась, как всегда, полярной: одни повторяют ставшее уже идиомой новое выражение Владимира Путина и предлагают "влепить двушечку" провинившимся, другие называют закрытие программы и увольнение ведущих из-за больных, которые кормят "своими лозунгами фармацевтические компании", несправедливым.

Отреагировал на скандал и Роскомнадзор, обнаружив в заявлениях ведущих "Маяка" нарушения закона о СМИ, который обязывает журналистов при осуществлении профессиональной деятельности уважать права, честь и достоинство граждан. Ведомство направило соответствующее предупреждение руководству "Маяка" и заметило, что произошедшее "подтверждает необходимость скорейшего появления в российском журналистском сообществе действующего и чтимого 'кодекса профессиональной этики'".

С такой же идеей выступил на прошлой неделе глава комитета по СМИ Общественной палаты и главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев. Он предложил саморегуляцию отрасли в качестве альтернативы постоянно ужесточающемуся законодательству, отметив, что "у нас уже скоро на каждый чих будут появляться законы - что можно, что нельзя". Учитывая частоту подобных скандалов в СМИ, - в этом году в оскорбительных репликах в адрес людей с инвалидностью отметились как либеральный "Дождь", так и федеральный канал "Россия-1", - принятие такой хартии действительно может пойти на пользу журналистскому сообществу. Остается только надеяться, что использоваться она будет действительно как средство для самоконтроля прессы в вопросах этики, а не как очередной репрессивный инструмент со стороны государства.

Обсудить
Путешествие в Аль-Бирмингем
Как пролетарская столица Британии превратилась в гнездо джихадистов
FILE - In this Saturday, June 4, 2011 file photo made by Associated Press photographer Anja Niedringhaus, injured U.S.Marine Cpl. Burness Britt reacts after being lifted onto a medevac helicopter from the U.S. Army's Task Force Lift "Dust Off," Charlie Company 1-214 Aviation Regiment. Location:
Sangin, AfghanistanПадение Сангинграда
Десятилетнее сражение за столицу наркоторговли завершилось победой «Талибана»
Два года для развода
Сколько времени понадобится Британии, чтобы выйти из ЕС
Participants attend a gay pride parade in central Istanbul June 30, 2013. Tens of thousands of anti-government protesters teamed up with a planned gay pride march in Istanbul. Crowds were stopped by riot police from entering Taksim, the centre of previous protests, but the atmosphere appeared peacefulОпасное интернет-проникновение
Грозит ли подъем геев-мусульман исламскому миру
Больно, но полезно
Китай готовится к реформе госкорпораций, чреватой социальным взрывом
Тест-драйв быстрейшего «Мерседеса» без крыши
Первый тест родстера Mercedes-AMG GT C, в котором крыша вообще не главное
Супергрузовики. Часть вторая
7 грузовиков с безграничными возможностями
Первый тест премиального «корейца» Genesis
Смог ли обновленный Genesis G80 догнать «немецкую тройку»? Спойлер: нет
Лучшие машины для подростков. Американских
Американцы назвали идеальные автомобили для молодых водителей
Талант расправил плечи
Лучшие архитектурные проекты 2017 года: от города в пустыне до термальных ванн
Адская машина
Ученые и урбанисты придумали, что делать с заполонившими города автомобилями
«Если у тебя нет любовника, квартире взяться неоткуда»
Исповедь россиянки, ставшей ипотечницей в 20 лет
Тариф «Хватит»
За услуги ЖКХ можно платить в разы меньше