Вечером была буря

В Казахстане разбился самолет с руководством погранслужбы

На юге Казахстана потерпел крушение самолет погранслужбы. Ан-72, на борту которого находились 27 человек, упал неподалеку от Шымкента. В числе погибших оказался исполняющий обязанности начальника погранслужбы Турганбек Стамбеков. Причина катастрофы пока неизвестна (рассматривается версия, что она могла произойти из-за плохой погоды). В нынешнем году это уже второе ЧП с многочисленными жертвами среди казахстанских пограничников. Предыдущий случай произошел в конце мая, когда полтора десятка военнослужащих были убиты на посту "Аркенкерген" у границы с Китаем.

Военно-транспортный самолет с пограничниками на борту следовал из Астаны в Шымкент (административный центр Южно-Казахстанской области). Как сообщили в Комитете национальной безопасности Казахстана, в ведении которого находится пограничная служба, военнослужащие должны были принять участие в региональном совещании по итогам прошедшего года. Оттуда они собирались вылететь в Ташкент (полет был запланирован на среду, 26 декабря) для встречи с руководством погранслужбы Узбекистана.

Самолет пропал с радаров примерно в 19:00 по местному времени. Вскоре после этого стало известно, что он упал при подлете к пункту назначения (близ села Сайрам, в нескольких десятках километров от Шымкента). "Хотел домой зайти... И вдруг - самолет, такой гул, и низко летит - раньше я такого никогда не видел, не встречал, чтобы самолет так низко летел, - рассказывает местный житель Бауржан Досов. - И через 3-4 секунды уже взрыв такой, ну, как бомба. И пришлось быстро переодеться и поехать на место. Там в нескольких местах полыхали огни, разбросанные тела людей..."

"Примерно в 7:30 вечера стало очень светло, был сильный взрыв, - говорит другой очевидец, Диас Олжасов. - Мы подумали, что это салют. Побежали посмотреть, оказалось, самолет упал".

Место происшествия было оцеплено полицией. Правда, корреспондент местного телеканала "Отырар", побывавший в районе ЧП вскоре после аварии, отмечал, что "толпа любопытствующих пока что превышает количество охраняющих, так что через кордон проникают многие... кое-кто использует видеозаписывающую технику".

По данным телеканала, самолет упал в карьер, неподалеку от жилого сектора. Прибывшие туда спасатели, пожарные и работники "скорой помощи" обнаружили догорающие обломки и тела погибших. Позднее власти официально подтвердили, что никто из находившихся на борту людей не выжил.

На следующее утро были опубликованы списки погибших. Жертвами авиакатастрофы стали семь членов экипажа (командир, его помощник, штурман, три старших бортмеханика и бортпроводница), 19 пограничников (включая исполняющего обязанности начальника погранслужбы полковника Турганбека Стамбекова), а также супруга начальника ПС Сауле Стамбекова, летевшая вместе с мужем.

Погибший Турганбек Стамбеков руководил погранслужбой (в качестве исполняющего обязанности) около полугода - на эту должность он был назначен в июне в связи с отставкой ее прежнего руководителя Нуржана Мырзалиева. Отставка Мырзалиева тогда последовала за ЧП на пограничном посту "Арканкерген", где было совершено массовое убийство военнослужащих (позднее виновным в убийстве был объявлен единственный выживший пограничник с этого поста, рядовой Владислав Челах; сам он утверждал, что на "Арканкерген" было совершено нападение).

В самолете находились также офицеры центрального аппарата пограничной службы и военнослужащие регионального управления "Онтустик". По оценке казахстанского политолога Марата Шибутова, "катастрофа унесла жизни практически трети руководства пограничной службы".

В связи с произошедшим было возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил полетов или подготовки к ним". В Шымкент вылетел глава Комитета нацбезопасности Нуртай Абыкаев. Выступая на брифинге, Абыкаев сообщил, что "черный ящик" разбившегося Ан-72 уже обнаружен, и озвучил возможные версии ЧП ("погодные условия, человеческий фактор, техническое состояние самолета"). Возможность диверсии или теракта, если судить по его заявлению, не рассматривается.

Погодные условия в районе, где произошла авария, в тот день действительно были неблагоприятными. "Весь день шел дождь, вечером пошел мокрый снег, видимость на дорогах резко снизилась, - отмечалось в сообщении "Седьмого канала". - К 20-ти часам снег усилился, температура опустилась до минус 8 градусов. Специальная техника не успевает расчищать дороги". Житель села, близ которого упал самолет, рассказал, что "вечером была буря".


Турганбек Стамбеков. Фото: Tengrinews / РИА Новости

Комментируя ЧП, бывший командующий Военно-воздушных сил Мухтар Алтынбаев (военный летчик по специальности, ныне - член сената) отметил, что Ан-72 подходит для полетов в сложных метеоусловиях. "Я пилотировал ее, и для экипажа достаточно удобная машина, - сказал он. - Она достаточно управляемая машина и хорошо оборудованная в навигационном плане. Для сложных метеоусловий, для дальних полетов". Хотя исключать версию об аварии из-за погодных условий сенатор не стал.

Погодная тема после ЧП обсуждалась и в другом ракурсе. Некоторые заявили, что лететь на совещание в непогоду пограничникам вообще не следовало. "Необходимо как-то менять регламенты по перелетам руководства силовых органов, - утверждает политолог Марат Шибутов. - нельзя в такую погоду лететь даже на таком надежном самолете, как Ан-72. Никакие переговоры или мероприятия не стоят жизни военнослужащих". А депутат нижней палаты парламента, бывший заместитель министра обороны Бахытжан Ертаев заявил, что все военные самолеты следует передать в ведение Министерства обороны - чтобы добиться "порядка и дисциплины при взлете и посадке в сложных метеоусловиях".

Собственно крушение, по утверждению главы КНБ Казахстана, выглядело так: "самолет шел (на посадку) с большим наклоном и столкнулся с холмом". Между тем местные телеканалы, ссылаясь на очевидцев, описывали аварию иначе. Один из них, в частности, сообщил, что самолет "упал с высоты 800 метров во время посадки, при четвертом развороте". Ни о каком "холме" при этом речи не было.

ВВС и пограничная служба Казахстана используют несколько Ан-72. Разбившийся самолет, по данным реестра russianplanes.net, имел бортовой номер UP-72859 (заводской номер 36576092859) и находился в эксплуатации с 1991 года. Летом 2012 года он прошел капитально-восстановительный ремонт. Экипаж, согласно информации КНБ Казахстана, "состоял из опытных военных летчиков и специалистов".

После крушения самолета президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выразил соболезнования семьям погибших и пообещал, что им будет оказана помощь. Четверг, 27 декабря, объявлен в стране днем траура.

Бывший СССР00:0210 ноября

Балтийский картель

Эстонские каратисты мечтали завалить США наркотиками. Им помешал «колумбиец»