Управление МВД по Ростовской области объявило войну «красивым» автомобильным номерам и намерено перестать заказывать их для региональной ГИБДД. Таким образом ведомство решило пресечь коррупцию среди гаишников, которые наладили продажу номерных знаков с повторяющимися буквами и цифрами состоятельным автомобилистам. Оставшиеся на складе «красивые» номера раздадут водителям на общих основаниях в порядке живой очереди.
Мода на «красивые» номера существовала и в советское время, но в массы пошла в середине 1990-х — вскоре после введения номерных знаков вида «А 111 АА 00 RUS» взамен поздних советских типа «А 11 11 АА». «Красивые» номера бывают разными: одним нравится, когда в номере продублирован код региона (например, 199 для Москвы), другим хочется номер с тремя одинаковыми буквами (ААА, МММ, ХХХ) или цифрами (111, 222, 666). Самый шик — комбинация одинаковых букв и цифр (Х 666 ХХ).
Поначалу любителям выделяться на трассе приходилось договариваться о покупке «красивого» номера с сотрудниками дорожной инспекции, занимавшимися регистрацией автомобилей (МРЭО). Сейчас даже особых усилий для этого не требуется: достаточно ввести соответствующий поисковый запрос в Google или «Яндекс» и выбрать один из множества специализированных сайтов. За несколько десятков тысяч рублей, например, на черном рынке можно купить номер с цифрами 777 или 666.
В отдельную категорию попадают номера с буквенными кодами, закрепленными за государственными структурами и ведомствами. Всего таких кодовых буквосочетаний — около сотни, и подавляющее большинство из них нельзя найти даже на черном рынке. Некоторые спецномера можно добыть лишь по большому блату и при наличии высоких связей в соответствующем ведомстве.
Самыми привилегированными считаются номера серии АМР и кодом региона 97, которым разрешается использовать спецсигнал («мигалку»). В мае 2012 года сообщалось, что в России останется лишь 569 таких машин. В то же время простая арифметика подсказывает, что в серию АМР 97 региона может входить до 999 автомобильных номеров (от «А 001 МР» до «А 999 МР»). Какова судьба оставшихся 430 номеров «АМР 97», неизвестно. При этом в интернете несколько номеров этой «блатной» серии предлагают купить по сходной цене от 400 тысяч до пяти миллионов рублей за один комплект.
Прилагается ли к такому номеру «мигалка», в объявлениях о продаже не указано. Вполне возможно, что выставленные на продажу номера с кодом «АМР 97» всего лишь совпали серией с привилегированными. Кроме того, большим спросом пользуются номера с буквами АМР и другим кодом московского региона — 77, 177, 99, 197 и 199. Подобные буквенные коды, скорее всего, никакого отношения к госструктурам уже не имеют, но владельцы таких номеров все равно хотят похвастаться своим превосходством над другими участниками движения и предполагаемым иммунитетом перед гаишниками.
Помимо номеров «АМР» популярностью у «блатных» водителей, к примеру, пользуются номера с кодам «ЕКХ» (в московском регионе этот код закреплен за ФСО), «АМО» (Администрация Москвы) и ССС (часть этой серии распределена между ФСИН и другими ведомствами, часть была доступна рядовым гражданам). Есть свои «блатные номера» и в регионах. В Ростовской области, к примеру, это серии РУС, РОС, ОКО, ААА, ННН и МММ. В Санкт-Петербурге — ААА, ОАО, ОВО и другие.
Фото: o001oo.ru
Не секрет, что в России гаишники лояльно относятся к машинам со спецномерами, прощая им даже самые серьезные нарушения ПДД, в том числе и движение по встречной полосе. В 2011 году о недопустимости «блатных» номеров на российских дорогах высказался глава управления МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Михаил Суходольский. Генерал-полковника возмутил инцидент, когда его машину подрезал автомобиль с буквенным кодом «ОСА» на номере, который закреплен за региональной ГИБДД. По словам Суходольского, сидевший с ним в машине инспектор ГИБДД на происшедшее не отреагировал. После инцидента Суходольский призвал региональное МВД отказаться от номеров спецсерий.
Наличие в продаже номеров спецсерий и просто схожих с ним буквенных кодов — явный промах со стороны надзорных органов. Однако с черным рынком «блатных» и просто «красивых» номеров государство разбираться не спешит. В лучшем случае власть имущие жалуются на теневые доходы сотрудников ГИБДД от продажи номеров. По данным ГИБДД, в России зарегистрировано около 50,5 миллиона автомобилей, из которых почти 77 процентов (38,7 миллиона единиц) приходится на легковушки. Ежегодно ведомство оформляет по несколько миллионов новых машин: только в 2012 году прирост легковых автомобилей в России составил 2,76 миллиона единиц. Таким образом, годовой оборот теневого рынка «красивых» номеров может исчисляться миллиардами рублей.
Бороться с коррупцией пробовали по-разному. Одни предлагали официально продавать «красивые» номера по завышенной цене, другие (в частности, управление МВД Камчатского края) — устанавливать «красивые» и «блатные» номера на мусоровозах и ассенизаторских машинах. В 2010 году министр внутренних дел Рашид Нургалиев и вовсе объявил было, что его ведомству удалось разобраться с незаконной продажей «красивых» номеров. Однако на деле охота за «красивыми» номерами продолжалась.
Отучить водителей от страсти к «красивым» и «блатным» номерам попытались и в Ростовской области. В апреле 2012 года региональное управление ГИБДД решило выдавать номера с тремя одинаковыми цифрами в порядке общей очереди. Замначальника ростовского УГИБДД Александр Ревин заявил тогда, что «блатные» номера преимуществ на дороге не дают. Впрочем, особого успеха ростовские гаишники этим не добились.
Год спустя в Ростовской области предложили окончательно запретить «красивые» номера и перестать заказывать их для МРЭО. Но принесет ли эта мера положительные результаты, неизвестно — даже если инспекторы перестанут выдавать автомобилистам новые «красивые» номера, все желающие по-прежнему смогут купить заветную плашку в интернете.
Почему МВД России отказалось официально продавать «красивые» номера по фиксированной цене, неясно. Такая система успешно действует в тех же США, Новой Зеландии, Австралии и даже Казахстане. При этом все остаются довольны — автомобилисты получают заветный повод для гордости, а государство — дополнительный источник дохода. Что же касается спецномеров, то во многих странах (в том числе и США) они имеют отдельную маркировку и существенно отличаются от обычных номерных знаков, а за махинации с ведомственными номерами можно запросто угодить в тюрьму. В России же водители готовы на любые ухищрения, лишь бы выделиться среди толпы и показать свое превосходство. И пока государство не покажет, что на дороге все равны, история с «блатными» номерами вряд ли изменится.