Всем дышать!

Начались поголовные проверки водителей на трезвость

Сотрудники дорожно-патрульной службы ГИБДД проверяют водителя автомобиля на наличие алкоголя в организме
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

После нескольких резонансных ДТП с участием нетрезвых водителей, произошедших осенью 2012 года, в России началась борьба властей с пьянством. В нее включилась и ГИБДД, которая решила проводить «сплошные» проверки водителей на трезвость. Вероятно, число пьяных водителей после таких проверок меньше не станет, но зато Госавтоинспекция сможет показать всем и каждому, что она на самом деле стоит на страже безопасности дорожного движения и ведет неравный бой с «зеленым змием». Заодно полицейские оперативно соберут статистику, необходимую для обоснования и принятия законопроекта, предполагающего ужесточение наказания за пьянство за рулем.

Одним из резонансных ДТП осенью прошлого года стал наезд пьяного водителя на автобусную остановку на Минской улице в Москве. В результате по вине водителя погибли семь человек. Вскоре после этого Госдума России громогласно объявила о беспощадной борьбе с пьянством за рулем, пообещав до конца года принять новый ужесточающий все и вся законопроект, предполагающий в том числе усиление уголовной ответственности за ДТП с жертвами. ГИБДД, в свою очередь, начала проводить повсеместные рейды, еженедельно отчитываясь о количестве задержанных нетрезвых автовладельцев и водителей, отказавшихся пройти медицинское освидетельствование. В начале 2013 года полицейские рейды стали еще более масштабными.

Официально Госавтоинспекция России объявила о начале проведения «сплошных» проверок водителей на трезвость 11 марта 2013 года, однако на самом деле подобные рейды осуществлялись ГИБДД по меньшей мере с января. Суть таких проверок заключается в том, что на определенном участке дороги несколько десятков инспекторов (в подобном мероприятии в Вологодской области, например, в конце января 2013 года участвовали 60 полицейских) останавливают все автомобили подряд и внимательно вглядываются в лица водителей: не блестят ли подозрительно у человека глаза, не потеют ли стекла в салоне, может ли он быстро выговорить «Шла Саша по шоссе»?

Если остановленный водитель не вызывает у инспектора никаких подозрений, его отпускают, пожелав удачной дороги. В противном случае инспекторы совместно с дежурными медиками просят водителя дунуть в сертифицированный алкотестер или вовсе отправляют его на медицинское освидетельствование. Согласно сообщению ГИБДД, такие проверки планируется проводить на регулярной основе. «Пресечение "пьянства за рулем" в настоящее время является приоритетной задачей Госавтоинспекции, поставленной руководством страны и обществом», — говорится в пресс-релизе ГИБДД, опубликованном 11 марта. При этом пресс-релиз обходит умолчанием тот факт, что «сплошные» проверки скорее являются реакцией на последствия, нежели «пресечением».

Остановка транспортных средств на дороге сотрудниками ГИБДД четко прописана в «Административном регламенте исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением требований в области дорожного движения». Согласно этому документу с длинным названием, полицейские вне стационарного поста имеют право останавливать автомобили только в очень ограниченном ряде случаев, в числе которых проверка водителей на трезвость не значится, но зато там же есть пункт, перечеркивающий все остальные и фактически позволяющий сотрудникам останавливать любой транспорт в любом месте и в любых целях.

Инспектор ГИБДД может остановить водителя, если тот нарушил правила дорожного движения, если поступила ориентировка о нарушении водителем ПДД или о его причастности к уголовному преступлению, если есть необходимость опроса водителя и пассажиров о произошедшем ранее ДТП, если есть необходимость воспользоваться остановленным автомобилем и, наконец, самое важное: если имеется соответствующее распоряжение руководства ГИБДД или МВД. (На стационарных постах ДПС инспекторам также разрешается останавливать автотранспорт для проверки документов.) То есть «сплошные» проверки водителей имеют под собой законное основание, поскольку распоряжение руководства инспекторам дано и о нем объявлено публично.

При этом действия ГИБДД одобряют не все. Так, координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов полагает, что «сплошные» проверки неспособны повысить безопасность на дорогах, а лишь являются своего рода PR-акцией ГИБДД. Пьяных водителей на дорогах в результате таких проверок, по его мнению, меньше не станет. Например, в конце 2012 года ГИБДД Москвы публично предупреждала о проведении рейдов, направленных на выявление нетрезвых водителей, и даже называло конкретные даты, когда именно такие проверки будут проводиться... а затем отчитывалась о значительном числе задержанных. Так, в конце сентября в ходе недельного рейда в Москве были задержаны 1237 пьяных водителей, в середине октября ─ 508 человек за три дня, а в начале января ─ 222 человека за два дня.

При этом, с учетом и без того значительной загруженности дорог Москвы и ближнего Подмосковья, «сплошные» проверки могут провоцировать возникновение пробок из-за постоянно останавливающихся и отъезжающих автомобилей. Кроме того, для освидетельствования водителя необходим не только сотрудник ГИБДД и алкотестер, но и двое понятых, которых принято привлекать из числа других водителей. К слову, ГИБДД России придумала изящное решение трудностей с поиском понятых: в перспективе к «сплошным» проверкам планируется привлекать работников средств массовой информации и гражданских активистов. Как говорится, «два в одном»: и гласность, и законность.

Проводя «сплошные» проверки водителей на трезвость, ГИБДД России, вполне возможно, преследует еще одну цель. Дело в том, что с осени 2012 года Госдума готовит законопроект об ужесточении наказания за нетрезвое вождение. Принять его депутаты обещали еще в конце 2012 года, но не сложилось ─ документ не прошел еще даже первого чтения. Похоже, что для «ускорения» этого законопроекта необходимо собрать как можно больше статистики, и «сплошные» проверки должны в этом депутатам помочь. Используя результаты поголовных проверок, законотворцы смогут заявить о достижении некоей критической ситуации на дорогах (если не об эпидемии пьянства за рулем) и принять законопроект с минимальными поправками.

По официальной статистике ГИБДД, в 2010 году было зафиксировано 11845 ДТП с участием нетрезвых водителей, в 2011-м ─ 12252, а в 2012-м ─ 12843. В январе текущего года произошло 479 «пьяных» ДТП, что на 18,7 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Данных о количестве задержанных за нетрезвое вождение водителей ГИБДД не публикует. По мнению Шкуматова, «сплошные» проверки приведут к тому, что множество водителей будут несправедливо лишены водительских прав. Дело в том, что в действующем с 2010 года законодательстве состоянием опьянения считается любая, отличающаяся от нуля, концентрация спирта в крови водителя. При этом погрешность алкотестеров сотрудников ГИБДД составляет до 0,2 промилле в зависимости от прибора.

Кроме того, уровень алкоголя в 0,2 промилле или меньше может содержаться и в крови непьющего человека (так называемый, эндогенный алкоголь) в силу физиологических особенностей его организма (в частности, язвенное заболевание желудка) или из-за употребляемых продуктов питания, например, кефира, ржаного хлеба или бананов. При этом не все водители знают (или не решаются заявить), что в случае несогласия с показаниями алкотестера, они имеют право потребовать полноценного медицинского освидетельствования, которое может показать совсем другой результат.

В итоге, по данным Московского городского и Московского областного судов, 10-12 процентов водителей, в 2012 году лишившихся водительских прав за управление автомобилем в нетрезвом виде, имели в крови не более 0,2 промилле алкоголя. То есть достоверно сказать, были ли они на самом деле нетрезвыми, очень сложно. Но в угоду законодательству и внутренней статистике ГИБДД эти водители были признаны пьяными. Не исключено, что теперь, с целью оправдать необходимость одобрения нового закона, статистику задержания нетрезвых водителей будут поднимать еще выше — всеми доступными способами.

Наконец, и ГИБДД, и депутаты забывают, что эффективным способом борьбы с преступлениями является их профилактика и, по сути, нужно думать не над тем, как бы еще больше поднять штрафы, а над тем, как создать условия, при которых пьяный водитель даже не подумает сесть за руль. Например, сделать обязательной установку в автомобиль алкозамков. Но профилактика в современных российских условиях представляется наименее выгодным решением сложившейся ситуации. Ведь тогда бюджет страны лишится штрафных поступлений от нетрезвых водителей, а инспекторы ГИБДД ─ хорошего приработка.