Новости партнеров

Авиабилетная катастрофа

Закрывшимся сайтом Eviterra заинтересовался Следственный комитет

Скриншот Eviterra

31 декабря 2013 года перестал работать сайт по продаже авиабилетов Eviterra, а его клиенты обнаружили, что купленные ими проездные документы аннулированы. Конкурент OneTwoTrip и Anywayanyday, считавшийся некогда одним из перспективных российских стартапов, обвинил в случившемся своего партнера — компанию «Авиа Центр». Та, в свою очередь, объявила, что Eviterra не платит по долгам. От ухода Eviterra в офлайн могут пострадать не только тысячи человек, оплатившие билеты через сайт, но и весь рынок — его устройством уже заинтересовался Следственный комитет.

«Я не планирую сxодить с ума и заниматься чем-то другим в ближайшее время. Тут еще очень много несделанного», — говорил в интервью сайту «Цукерберг позвонит» в июле 2013-го основатель Eviterra Николай Заярный. Прошло полгода, и заняться «чем-то другим» ему теперь уже точно придется: конфликт с «Авиа Центром» поставил на его стартапе крест. Даже если всем клиентам Eviterra через некоторое время вернут деньги за билеты, а сайт снова заработает, вряд ли кто-нибудь снова отважится на покупки через Еviterra.

Для того чтобы понять, как подобное могло случиться с одним из перспективных российских стартапов, необходимо выяснить, что вообще происходит с продажами авиабилетов через интернет.

OTA, ОТТ, АВАД, вот это все

В Сети за последние годы появились десятки сайтов, на которых можно подобрать и купить авиабилеты. Сами авиакомпании на этом рынке специализированным сайтам не конкуренты — в большинстве случаев их веб-страницы устроены неудобно, а цены на билеты нередко завышены.

Как правило, авиакомпаниям неинтересно работать с мелкими площадками, поэтому они продают билеты консолидаторам, или оптовикам. Поскольку объемы продаж консолидаторов, торгующих как в онлайне, так и в офлайне, велики, они могут договариваться с авиакомпаниями о специальных тарифах и продавать билеты по выгодным ценам.

Поскольку разработка собственных сайтов — дело далеко не простое, у многих консолидаторов наладить продажи через интернет получается не всегда. Тут-то в игру и вступают субагенты, OTA (онлайн-трэвел-агентства) — такие как OneTwoTrip (ОТТ на сленге тех, кто причастен к миру интернет-торговли) и Anywayanyday (АВАД). На этом рынке важна не только цена, но и комфорт для конечного потребителя услуг — пользователя, покупающего билеты. Поэтому ОТТ, АВАД и их конкуренты активно вкладываются в создание дополнительных услуг — например, SMS-информирование о рейсах, предоставление страховки, бронирование отеля.

Наконец, над всеми этими компаниями существует еще одна надстройка — так называемые «метапоисковики» (например, Aviasales, Kayak, Skyscanner). Они ищут выгодные предложения в базах данных разных агентов, после чего перенаправляют пользователей на их сайты, где клиенты и совершают платежи.

В скандале с Eviterra «метапоисковики» оказались затронуты лишь по касательной — конфликт возник между онлайновым трэвел-агентством (Eviterra) и консолидатором («Авиа Центр»). Тем не менее, репутационный (а в случае с Aviasales и прямой, так как Eviterra задолжала и этому сайту) ущерб нанесен и им: многие пользователи перешли на сайт Eviterra и купили билет после того, как воспользовались поиском на Aviasales или другом «метапоисковике». Как правило, пользователи отдают предпочтение самым дешевым вариантам, а Eviterra славилась тем, что могла предложить билеты со скидкой.

Спор за 200 миллионов

В начале января 2014-го на сайте Eviterra появилось сообщение (сейчас оно удалено) о том, что «Авиа Центр» аннулировал более шести тысяч купленных с его помощью авиабилетов. Аннулирование началось 31 декабря и касалось только тех билетов, по которым не было совершено рейса «туда». Таким образом, пользователи, купившие через Eviterra билеты и уже улетевшие по нужному направлению, но еще не вернувшиеся обратно, не пострадали.

Позже на сайте Eviterra опубликовали другое сообщение: в нем говорилось, что «Авиа Центр» согласился не аннулировать билеты с вылетом на 6-11 января 2014-го. Наконец, 7 января Eviterra сообщила, что «Авиа Центр» восстановил билеты с вылетом до 19 января. При этом основную вину на сайте возложили именно на партнера.

В свою очередь, «Авиа Центр» также выпустил несколько пресс-релизов, суть которых сводилась к следующему: поскольку клиенты заключали договор с Eviterra, а не с «Авиа Центром», то и спрашивать нужно с сайта и его владельцев, а не с консолидатора. Отдельно в «Авиа Центре» отмечали, что не аннулировали ни одного оплаченного билета и что сумма задолженности Eviterra составила весьма приличные 200 миллионов рублей.

В «войну пресс-релизов» вмешались Ростуризм и Промсвязьбанк (через него Eviterra осуществляла платежи), но они ситуацию прояснили мало. В Ростуризме открыли «горячую линию» для пострадавших, при этом отметили, что собственно к турагентствам сайты, подобные Eviterra, не имеют никакого отношения — и следовательно, не регулируются профильными чиновниками. В Промсвязьбанке заявили, что не оказывают услуги эквайринга сайту с 1 января, так что требовать с них деньги за авиабилеты бессмысленно.

Параллельно историю с Eviterra активно обсуждали в профильных сообществах — в частности, на сайте Roem.Ru и в Фейсбуке на странице Travel Startups (часть обсуждений впоследствии была удалена, но большая часть сохранилась). В этих дискуссиях участвовал и основатель Eviterra Николай Заярный. Но, судя по его отрывочным ответам, для него эта ситуация стала неожиданностью: что теперь делать, он не знает. Если Eviterra так и не вернется к жизни, Заярному придется объясняться не только с клиентами, но и с инвесторами — «частными лицами не из онлайна, довольно непубличными», как он сам их характеризовал.

В тех же обсуждениях клиентам Eviterra посоветовали срочно обратиться в банки, чтобы оформить chargeback — отмену операции по карте из-за того, что не была оказана и уже не будет оказана соответствующая услуга. Других вариантов для возврата денег за билеты нет — если, конечно, Eviterra не помирится с «Авиа Центром» и не выполнит взятые на себя обязательства.

Кто из них виноват больше — Eviterra, задолжавшая своему основному партнеру сотни миллионов рублей, или «Авиа Центр», решившийся на столь радикальную меру и сделавший крайними клиентов, — сейчас сказать трудно. Возможно, в этом разберется Следственный комитет, который 6 января начал проверку Eviterra. Однако именно участия в конфликте следователей (и всего российского государства с его страстью к контролирующей деятельности) рынок хотел бы избежать. Более того, расследование СК — возможно, самое страшное, что могло случиться с этим рынком вообще.

Хорошо известно, что лучше других с конечными потребителями в России работают те отрасли, в которых участие государства сведено к минимуму. Сотовая связь, интернет-торговля, социальные сети и поисковики, микрокредитование — те отрасли экономики, где государство не успело создать никаких запретительных барьеров. В результате возникли обширные и конкурентоспособные (не только по российским меркам) отрасли; однако на этих рынках клиентам никто не гарантирует сохранность сбережений или инвестиций.

Понятно, что участники рынка авиабилетов хотели бы обойтись без контроля со стороны государства: кто знает, какие правила депутаты придумают для ограничения интернет-торговли? Об этом, в частности, прямым текстом написал гендиректор Aviasales.ru Макс Крайнов. По его словам, регулирование в российском интернете приведет к тому, что место российских игроков могут занять иностранцы, которые действуют вне российского законодательства. Что характерно, Eviterra, по данным «СПАРК-Интерфакс», зарегистрирована в Великобритании, а значит, взыскать с нее какие-то средства будет очень сложно.

Экономика00:0118 декабря

Поднять целину

Россия хочет освоить гектары земли. Почему пример надо брать с Канады?
Экономика15:0912 декабря

«Не буди лихо, пока оно тихо»

Экологические налоги и меры по улучшению климата вызывают протест во всем мире
Экономика00:0316 декабря

Высокое напряжение

Этот рынок создал Илон Маск. Теперь ради миллиардов его теснят конкуренты
13:5518 декабря