На форуме свободы в Осло 22 октября Михаил Ходорковский выступил с лекцией о политических заключенных в России. Однако бывший глава нефтяной компании ЮКОС говорил вовсе не о своем личном опыте. Речь шла о некоторых последствиях митингов российской оппозиции в Москве в 2011-2012 годах, больше связанных с другим оппозиционером — Алексеем Навальным, который находится в настоящее время под домашним арестом. А менее недели назад Ходорковский дал понять публике: позицию Навального он поддерживает по многим параметрам. Бывают странные сближения, в том числе в политике. «Лента.ру» задумалась над этими совпадениями.
«Крымнашисты»
Впервые сигнал от Михаила Ходорковского прозвучал 16 октября, когда бывший заключенный заметил в своем аккаунте Twitter, что прочитал интервью Алексея Навального «Эху Москвы» и не нашел противоречий со своими взглядами. «В главном мы союзники. По деталям договоримся», — заявил Ходорковский, добавив в комментариях тезис про укрепление муниципалитетов, тем самым подчеркнув возникновение общей политической повестки.
Но интереснее, что риторика двух оппозиционеров объединилась в рамках еще более неожиданного вопроса, когда оказалось, что оба — и Навальный, и Ходорковский — не согласны возвращать Крым Украине. Это вызвало шквал негативных отзывов и конспирологических версий: отдельные комментаторы предположили даже, что лояльность оппозиционеров была якобы «куплена» кремлевской администрацией в обмен на конструктивные отношения в политическом и правовом поле. Причем ссылаться в будущем на то, что аудитория его не поняла, Ходорковский не сможет — на вопрос пользователя, вернет ли бывший глава ЮКОСа Крым, если станет президентом, он заявил следующее: «Отвечаю прямо: я — нет. Проблема Крыма на десятилетия. Путь через размывание границ в Европе, через муниципализацию. Я не доживу».
В свою очередь, в интервью «Эху Москвы» Алексей Навальный чуть не буквально повторил характерную для российского президента идеологему: «Крым — это бутерброд с колбасой, что ли, чтобы его туда-сюда возвращать?» И продолжил: «Украинцам я сильно советую тоже не обманывать себя. Он (Крым — прим. "Ленты.ру") останется частью России и больше никогда в обозримом будущем не войдет в Украину».
@mich261213 Вы от ответа не уйдете. Отдадите Крым если станете президентом?
— krab (@psykrab) 16 октября 2014
@psykrab отвечаю прямо: я - нет. Проблема Крыма на десятилетия. Путь через размывание границ в Европе, через муниципализацию. Я не доживу.
— Ходорковский_2014 (@mich261213) 16 октября 2014
К слову, Навальному, кажется, его заявление далось легче. Дело в том, что и раньше он говорил о крымском вопросе, правда, делал это довольно осторожно и уклончиво. Заявлений с прямым осуждением позиции России в украинском конфликте избегал, ограничиваясь критикой режима в целом. Но при этом периодически выяснялось, что Навальный не чужд широте имперского размаха. В августе 2008 года он, например, писал: «Признание Южной Осетии и Абхазии — это действительно решительный и позитивный шаг великой державы. Нам приятно осознавать, что русское оружие применяется для защиты мирного населения. Наши военные молодцы». Более того, по информации «Ленты.ру», в марте Навальный подумывал выступить с решительным приветствием воссоединения Крыма с Россией. От такого шага его отговорило окружение.
А вот маневр Ходорковского более неожиданный. Еще в начале октября бывший глава ЮКОСа возлагал вину за конфликт на Россию, власти которой решили закружить народ в патриотическом угаре в корыстных целях: «Чтобы людей отвлечь от непомерного воровства, нужно было что-то придумать: и что придумал в конечном итоге наш политический режим? Да то, что всегда придумывают подобные политические режимы, когда необходимо, чтобы люди перестали обращать внимание на то, что их грабят, — он придумал войну, и совершенно ненужную нам всем войну».
Прочитал интервью Алексея Алексею. В главном мы союзники. По деталям - договоримся.
— Ходорковский_2014 (@mich261213) 16 октября 2014
Важно, что никаких осмысленных объяснений изменения позиции не последовало. Понятно, что политик свое мнение по тем или иным вопросам менять может, но необходимо объяснить причины перемен. В результате среди либеральной аудитории развернулась сложная, энергичная рефлексия. С одной стороны, как-то нужно было объяснить себе новую риторику, с другой — не разочароваться в людях, выбранных политическими ориентирами.
Игра в одни ворота
В смене позиции Ходорковского вряд ли доминирует эмоциональная составляющая — во-первых, сигналы прозвучали достаточно четко, чтобы их игнорировать, а во-вторых, если уж бывший глава ЮКОСа намерен заниматься политикой, как он обещал «Ведомостям», то с основными идеологическими вопросами рано или поздно придется разбираться. Кроме того, по мнению политологов, пожелавших сохранить свою анонимность, альтернативы у политика Ходорковского все равно нет.
«Он вряд ли вернется в Россию, чтобы заниматься активной политической деятельностью, это ясно из его многочисленных заявлений», — заметил «Ленте.ру» специалист, пожелавший остаться анонимным. «Оперативный простор для маневра сильно ограничен этим обстоятельством. Значит, нужно искать сколько-нибудь приемлемые кандидатуры для консолидации внутри России. Но и здесь Ходорковский ограничен в выборе: либо надо работать с бывшими ельцинскими кадрами, либо идти в ногу со временем, привлекая молодежь. В этом смысле, конечно, кадры Алексея Навального выглядят единственной альтернативой», — подчеркнул эксперт.
Рассуждения эксперта не лишены и электоральной логики: в самые «пиковые» моменты карьеры (у Ходорковского — в 2005 году, у Навального — в 2011-м) их совокупная поддержка не была низкой. Другой вопрос, что «альтернатива» кадрам «ельцинского призыва» не является альтернативой в прямом смысле, хотя бы по причине неясности правовых перспектив Навального, пребывающего под домашним арестом.
Впрочем, если поразмыслить, можно найти сферу применения заявлениям Ходорковского и здесь: если Навальный станет вторым «политическим сидельцем», его аудитория и уже организованная «сетевая» структура сохранятся в качестве актива, вполне пригодного к использованию: достаточно лишь вкачать некоторые средства. По этой причине лично Ходорковский, заигрывая с «наработанным» «белоленточным» электоратом, не теряет вообще ничего. Кстати, не лишним было бы заметить, что с Ходорковским уже лично встречались сторонники Навального Владимир Ашурков и Леонид Волков. Да и пресс-секретарь Алексея Навального Кира Ярмыш подтвердила «Ленте.ру», что контакты между Навальным и Ходорковским осуществляются, и достаточно активные. Правда, по каким каналам идет связь, пресс-секретарь не уточнила, заметив только, что интернетом Алексей Навальный пользоваться сейчас не может ввиду домашнего ареста.
«По деталям договоримся»
И последний аспект, на который хотелось бы обратить внимание. Если приглядеться к идеологии, то на данный момент, помимо ориентации на европейские ценности, у Навального и Ходорковского все же больше различий, чем общего. Навальный всегда был умеренным националистом, Ходорковский — скорее левоцентристом с консервативным уклоном. Будучи «сидельцем», он написал статью «Левый поворот». Навальный ориентируется больше на массовую аудиторию и молодежь. Ходорковский — на интеллигенцию. Навальный говорит, что способен наладить контакт с любой аудиторией. Ходорковский предпочитает выступать не «в поле», а на специальных конференциях среди единомышленников.
Есть существенная разница между политиками и в понимании методов борьбы за власть. Ходорковский финальную цель видит в выборах в Госдуму в 2016 году. «Мы не знаем, какую законодательную ситуацию нам создадут к этим выборам, поэтому мы планируем сделать нашу структуру максимально гибкой. Но мы точно будем заниматься сбором голосов и подписей, декларацией предвыборных платформ и, конечно, наблюдением на выборах», — отметил олигарх в начале октября, выступая на Совете по международным отношениям в Нью-Йорке. Навальный концентрироваться на избирательном процессе не намерен, потому что «ни на какие выборы не пускают». Нет у него особой надежды и на протестные действия: «Сейчас, наверное, более вероятен сценарий такого позднего Советского Союза, что власть просто дезинтегрируется постепенно, не в силах выполнять свои социальные обещания и так далее».
Однако идеологические разногласия, если судить по реплике Ходорковского в twi-аккаунте, большого значения для бывшего главы ЮКОСа не имеют. Недаром он заметил, что договориться по «деталям» не составит труда. Здесь мы опять возвращаемся к изменению риторики Ходорковского по Крыму. Политическую логику в заявлениях МБХ найти не так уж и сложно. Председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин совершенно четко указывает на электоральные перспективы поддержки Крыма. По его мнению, поддержка «воссоединения» в обществе по-прежнему зашкаливает. Социологические опросы свидетельствуют, что возвращению Крыма рады более 80 процентов россиян. Соответственно, политикам необходимо идти в фарватере чаяний россиян, что, похоже, и сделал Михаил Ходорковский.
Во всяком случае, даже коллеги из условного «либерального» крыла не сомневаются в умении Ходорковского использовать политический момент. В частности, Борис Немцов, например, объяснял «Ленте.ру» позицию по Крыму прагматичностью Ходорковского: «Позиция Ходорковского продиктована общественным мнением. Хотя я лично считаю, что Путина на поляне патриотического угара переиграть не удастся никому».
А уже этот контекст стал основой для выдвижения версий: в частности, проректор РЭУ имени Плеханова, политолог Сергей Марков убежден, что за океаном активно обсуждают перспективы «московского майдана», а реплики оппозиционеров надо рассматривать в связке с падением цен на нефть.
«США попросили Саудовскую Аравию временно поднять добычу самим и в частично подконтрольных им странах типа Ливии, чтобы временно опустить цену на нефть. Советники говорят Бараку Обаме, что рейтинг Путина ненатуральный, он держится на пропаганде и временной эйфории из-за Крыма, — говорит Марков. — Из-за падения цены на нефть упадет курс рубля, а после этого рухнет путинский рейтинг. Тогда можно перейти к активной фазе по свержению Путина. Поэтому одновременные заявления Навального и Ходорковского о том, что Крым не вещь, его нельзя передавать Украине, не спросив людей, вовсе не смена позиции, а подготовка к их скорому выходу на авансцену политики, которое состоится, по мнению тех, кто атакует Путина, уже очень скоро».
По словам Маркова, попытка госпереворота может быть предпринята уже в 2015 году: «В ближайшее время будут нанесены удары по экономике и по репутации лично Путина».