Рационализация катастроф

Что происходит с малайзийскими перевозчиками?

Обломки «Боинга-777» авиакомпании Malaysia Airlines
Обломки «Боинга-777» авиакомпании Malaysia Airlines
Фото: Antonio Bronic / Reuters

Три авиакатастрофы на протяжении нескольких месяцев, произошедшие с малайзийскими самолетами — дважды с B-777 Malaysia Airlines и третья — с А-320 индонезийского подразделения малайзийской же AirAsia, не могли не повлечь всплеск паранормальных объяснений происходящего. Это естественное свойство человеческого разума в условиях недостатка рациональной информации, однако истина таким образом не становится ближе.

Тайна века

Так охарактеризовал первую в череде малайских катастроф этого года — исчезновение самолета B-777-200 8 марта 2014 года, совершавшего рейс MH-370 Куала-Лумпур — Пекин, — генеральный директор авиакомпании Emirates Тим Кларк. До сих пор так и не удалось найти никаких следов пропавшего лайнера, равно как не подтверждена ни одна из версий о возможном районе падения (вынужденной посадки?) лайнера. Наиболее вероятным районом катастрофы считается юго-восточная часть Индийского океана, где и были сосредоточены основные поисковые усилия.

Расследование наверняка продлится еще долго, а различные конспирологические теории вокруг мартовских событий будут строить еще дольше, но пытаясь предположить наиболее вероятный сценарий развития событий, можно прийти к выводу о том, что лайнер не падал. Настолько бесследным падение крупного самолета, что в океан, что на землю быть, скорее всего, не могло. Более рациональными выглядят версии об угоне, возможно, с последующим уничтожением пассажиров, например, из-за того, что планы неведомых преступников относительно требования выкупа или каких-либо политических шагах почему-то оказались сорваны.

В этом случае, правда, наиболее вероятным выглядит северный маршрут полета исчезнувшего «Боинга», с его посадкой на подходящей полосе где-то в районе от Лаоса до Узбекистана. Заверения авиационных властей Таиланда, Вьетнама и КНР о том, что в их воздушное пространство лайнер не входил (а это было необходимо для того, чтобы «исчезнуть» в северном направлении), истиной считаться не могут.

Если угон самолета осуществлялся достаточно квалифицированными исполнителями, «обмануть» радары было вполне возможно, особенно учитывая богатый горами рельеф этих районов. Отдельно стоит рассмотреть версию участия в захвате самолета спецслужб — что могло бы дополнительно объяснить бесследность исчезновения и профессионализм тех, кто увел лайнер из поля зрения радаров. Цели такого захвата, однако, сложно предположить.

MH17: лайнер, сбитый никем

Вторая катастрофа выглядит полной противоположностью первой: B-777-200 следовавший рейсом MH17 Амстердам — Куала-Лумпур, рухнул в одном из самых густонаселенных районов Европы — в Донецкой области — посреди бела дня. Причину установили практически сразу: лайнер был сбит. Но вот все остальное было куда сложнее: на роль потенциального виновника «претендовали» сразу три стороны: Украина и поддерживающие ее страны Запада обвиняли в произошедшем Россию и поддерживаемые ею республики Новороссии. Россия, в свою очередь, обвинила в уничтожении лайнера украинские силы ПВО.

Расследование трагедии идет уже полгода, но общепризнанных доказательств виновности какой-либо из сторон так пока и не предъявлено. Опубликованный осенью доклад комиссии по расследованию причин авиакатастрофы содержит исключительно общие фразы о том, что лайнер был сбит, однако ни выводов о том, каким оружием он был сбит, ни о том, кто это оружие применил, в документе нет. При этом общая обстановка вокруг расследования создает впечатление откровенного нежелания комиссии во главе с европейскими специалистами докапываться до истины, в том числе, возможно, и потому, что имеющаяся информация говорит о виновности украинской стороны больше, чем хотелось бы руководству ЕС.

С первой катастрофой малайзийского «Боинга» июльский инцидент роднит сразу возникший устойчивый ассоциативный «мост»: многие, особенно обыватели, уверены, что в небе над Донецком в рамках масштабной провокации был сбит именно пропавший в марте лайнер. При всей привлекательности для авторов политических триллеров эта версия не выдерживает простейшей и доступной каждому проверки на истинность: для нее требуется слишком много «если».

Рейс QZ8501: загадка острова Белитунг

Третья за десять месяцев катастрофа малайзийского авиалайнера могла бы показаться дурной шуткой мироздания, но, к сожалению, является фактом. Лайнер А-320-200 компании AirAsia, совершавший рейс QZ8501 Сурабая — Сингапур, пропал в районе острова Белитунг. Обстоятельства катастрофы, естественно, не могут быть установлены за столь короткое время — пока не найден сам самолет, однако не исключено, что это происшествие найдет объяснение сравнительно быстро: многое указывает на плохие погодные условия в качестве возможной причины. Что именно случилось с исправным самолетом от производителя с высочайшей репутацией — падение вследствие непосредственного воздействия непогоды или вынужденная посадка/падение вследствие исчерпания топлива при облете опасного района, еще предстоит выяснить. Главный вопрос всего года заключается в другом: чем вызван такой «впечатляющий» статистический всплеск катастроф, который был бы нестандартным даже для второразрядных африканских компаний, именно с малайзийскими лайнерами?

Каждое из трех происшествий в отдельности может быть рационализировано — рейс MH370 могли захватить террористы и уничтожить вдали от свидетелей, рейс MH17 очевидно и несомненно был сбит из вполне материального оружия, рейс QZ8501 мог (предположительно) погибнуть из-за плохой погоды, нередкой в этих местах и в этот сезон.

Однако сама концентрация неприятностей вокруг самолетов, принадлежащих операторам из одной страны и действующих в одном регионе, заставляет задуматься об искажениях, которые могут вносить в вероятностные события процессы глобальных изменений.

Концентрация катастроф и редких природных явлений как предвестие крупных перемен не раз отмечалась в истории человечества. Гражданам бывшего СССР есть что вспомнить из относительно недавнего времени, когда страну во второй половине 80-х накрыла череда техногенных катастроф, каждая из которых объяснялась рационально, но их концентрация явно превышала разумные пределы. Причины этого можно обсуждать, и не исключено, что они также вполне рациональны — если предположить, что большие перемены предваряются и сопровождаются сломом устоявшегося порядка вещей, включая и безопасную эксплуатацию сложных объектов. Во всяком случае, это лучшее объяснение, чем попытка списать подобные происшествия на рок, проклятие и прочую мистику — когда человек начинает полагаться на судьбу больше, чем на разум, крупные катастрофы становятся неизбежными.

Обсудить
Африканский «боярышник»
Как спиваются жители Черного континента
Закон, удобный во всех отношениях
Новый пакет санкций нужен США для давления не только на Россию, но и на Европу
Старикам здесь не место
В Швейцарии хотят разрешить эвтаназию пожилым людям
Тимофей Бордачев: «Убирайтесь, но заплатите высокую цену»
Европейцы хотят развестись с Британией по-жесткому
Богемская рапсодия
Жертвоприношения, ритуалы и пьянство в самом закрытом мужском клубе США
Пан или пропал
Киев угрожает арестами активов «Газпрома» за пределами национальной юрисдикции
Вода камень точит
Инвестиционная привлекательность столицы может вырасти на 10 процентов
Сергей КурченкоОтнять и поделить
Какую собственность на Украине все еще может потерять Россия
Нулевой вариант
Россияне неожиданно полюбили безалкогольное пиво
Кистью и краской
Неизвестные кадры Великой Отечественной через призму советской ретуши
Стив ДжобсГнилой пепин
Забытая история худшего в истории продукта от Apple
Ждите гостей
Доказано существование высокотехнологичной цивилизации в Млечном Пути
Кроссоверы, которые пора привезти в Россию
Любите кроссоверы? Вот еще несколько крутых моделей, которые не продаются у нас
Как в кино
Мы съездили в гости к Aston Martin, чтобы полетать на DB11. Да, именно полетать
Хвост виляет собакой
Наконец-то включаем дрифт-режим в новом Mercedes-AMG E63 S
Это лучшие двигатели в мире
Победители конкурса «Международный двигатель года-2017»
Вите надо выйти
Соседи несколько лет травят москвича, который отказывается переселяться
Без свидетелей
Дома для тех, кто ненавидит соседей
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Классовая борьба
На смену дешевым квартирам в Москве пришел новый вид жилья
Да катитесь вы
Семейная пара отказалась от квартиры и поселилась в автобусе