Космический интернационал

Десять главных «скачков для всего человечества» в ушедшем году

Первый пуск тяжелой «Ангары»

Минувший год оказался богатым на события, связанные с освоением и исследованием космоса. Запуски ракет и полеты зондов к далеким планетам и кометам постепенно перестают быть прерогативой избранного числа стран. «Лента.ру» составила космический рейтинг 2014 года.

1. США: первые испытания многоразового космического корабля Orion.

Старт произведен 5 декабря 2014 года на мысе Канаверал во Флориде. В НАСА придают большое значение этому событию, называют его историческим. Действительно, с помощью Orion астронавты, как ожидается, в 2020-х годах отправятся к Марсу.

Общее время полета Orion составило примерно 4,5 часа. Корабль совершил один оборот вокруг Земли на низкой орбите и еще один — на высокой, примерно в 15 раз выше орбиты Международной космической станции (МКС).

Аппарат прошел через радиационный пояс Земли и на скорости 32 тысячи километров в час ворвался в атмосферу Земли. При торможении корпус корабля раскалился до температуры в 2,2 тысячи градусов Цельсия. Затем раскрылись 11 парашютов и аппарат приводнился в Тихом океане.

Пуск Orion — первый шаг американцев на пути к реализации марсианской программы. Согласно «Национальной космической политике США», опубликованной администрацией президента Барака Обамы, НАСА готовит миссию на Марс.

2. Европа: первая в истории мягкая посадка спускаемого модуля на ядро кометы.

Это произошло 12 ноября 2014 года: зонд Philae, отстыковавшись от аппарата Rosetta, достиг поверхности кометы 67P/Чурюмова-Герасименко.

Аппарат Европейского космического агентства (ЕКА) Rosetta вместе со спускаемым модулем Philae отправился в космос в 2004 году. За десять с лишним лет он достиг конечной точки своего путешествия — кометы 67P/Чурюмова-Герасименко.

В первые сутки Philae передал с поверхности кометы до 90 процентов запланированной на тот момент информации. Но он совершил посадку не там, где планировалось, и оказался на твердой скалистой породе под возвышенностью, закрывающей зонд (и панели его солнечных батарей) своей тенью.

Пока работало научное оборудование зонда, его аккумуляторы почти полностью разрядились и Philae перешел в режим гибернации. Пробуждение зонда — отдельная задача. Несмотря на некоторые неудачи, в целом европейцы довольны достигнутыми результатами.

Одно из важнейших открытий, совершенных миссией Rosetta, — вывод о разной природе воды на комете и Земле: в воде на 67P/Чурюмова-Герасименко в три раза больше дейтерия, чем на Земле.

Но в миссии Rosetta, как отмечают эксперты, собственно астрономические выводы не главное. Сама по себе она демонстрирует широкие возможности для освоения космоса роботами, а не людьми.

3. Россия: первый запуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5».

Ракета с разгонным блоком и грузомакетом стартовала 23 декабря с космодрома Плесецк. Предполагается, что новый российский носитель к 2025 году сменит «Протоны», на которых полезные грузы доставлялись в космос почти полвека. Первый пуск УР-500 состоялся 16 июля 1965-го, а 15 декабря 2014 года был проведен 400-й старт ракеты этого семейства.

В настоящее время по числу коммерческих пусков тяжелых носителей «Протон» опережает своего ближайшего конкурента — европейскую ракету Ariane 5.

Унифицированное семейство «Ангара» сформируют носители легкого, среднего и тяжелого классов. Новые ракеты работают на экологичном топливе. 9 июля 2014 года Россия испытала легкую версию ракеты — «Ангару-1.2ПП».

4. США: авария частной ракеты-носителя Antares.

Вечером 28 октября 2014 года (в Москве уже наступило 29 октября) на космодроме острова Уоллопс в Вирджинии после старта взорвалась частная ракета-носитель Antares. Направлявшийся на МКС беспилотный грузовой корабль Cygnus с продовольствием и научным оборудованием был утрачен. Кроме того, от аварии существенно пострадала инфраструктура космодрома.

Конструктивные элементы ракеты создавались при участии трех стран: США, России и Украины. Для расследования причин случившегося в США была создана специальная комиссия, которая считает, что авария произошла из-за неполадок в двигателе AJ-26, представляющем собой модифицикацию самарского агрегата НК-33.

Позже сообщили, что компания Orbital Sciences Corporation отказалась от этих двигателей, тем не менее выбрав снова российские — РД-181, являющиеся адаптированной версией РД-191 от «Ангары».

Еще раньше случился взрыв на испытаниях частной американской ракеты-носителя Falcon 9R.

5. Индия: первая страна, чей зонд сразу достиг орбиты Марса.

К Красной планете аппарат подлетел 25 сентября; в тот же день он передал первые фотографии. Зонд Mangalyaan (английское Mars-craft) предназначен для тестирования технологий, связанных с полетами к дальним космическим объектам.

Научная составляющая — исследование Марса — второстепенная для Дели. Тем не менее на аппарате установлены фотокамеры, спектрометры и анализатор частиц верхних слоев атмосферы планеты.

Аппарат был запущен в космос 5 ноября 2013 года с космодрома Шрихарикота на ракете-носителе PSLV (Polar Satellite Launch Vehicle). Все работы — от проектирования до запуска Mangalyaan — страна выполнила своими силами.

Стоимость Mangalyaan рекордно низкая для подобных устройств: 80 миллионов долларов. Для сравнения, работы по американскому зонду MAVEN, почти одновременно с индийским достигшему Марса, обошлись на порядок дороже.

Дели удалось с первой попытки осуществить удачный запуск зонда к Марсу — ранее этого никому не удавалось. Таким образом, Индия встала в один ряд с СССР, США, ЕС — также успешно запускавшими свои аппараты к Красной планете — и даже обогнала Китай.

6. США: авария частного суборбитального самолета SS2.

Авария произошла 31 октября 2014 года во время испытательного полета. Достигнув высоты 15,2 километра, отделившись от самолета-носителя WT2 (WhiteKnightTwo) и включив двигатели, корабль SS2 (SpaceShipTwo) компании Virgin Galactic через несколько секунд взорвался.

Один из пилотов погиб, второй был выброшен из самолета вместе с креслом. По одной из версий, авария могла произойти из-за перехода особой системы хвостовой части корабля в положение торможения до того, как тот сумел набрать необходимую скорость: вместо положенных 1,7 тысячи километров в час SS2 двигался на скорости 1,2 тысячи километров в час.

SS2 предназначен для туристических полетов на высоте около 100 километров. Корабль способен брать на борт шесть человек. Стоимость полета — 200 тысяч долларов на одного человека.

Первый пилотируемый полет был осуществлен 15 июля 2010 года в атмосфере Земли. Испытания продолжились тестовыми полетами, в том числе и в автоматическом режиме.

7. Индия: испытание новой ракеты-носителя GSLV Mark-III.

Пуск состоялся 18 декабря в 09:31 по местному времени (07:01 по московскому) с космодрома на острове Шрихарикота. На модифицированной версии этой ракеты индийцы отправят в космос свой первый пилотируемый космический корабль.

Новая ракета GSLV Mark-III оснащена криогенным двигателем индийского производства и способна выводить на геостационарную орбиту полезный груз весом до четырех тонн.

8. Аргентина: страна запустила свой первый околоземный спутник ARSAT-1.

Он запущен 17 октября с космодрома Куру во Французской Гвиане на ракете-носителе Arian V. Аппарат полностью спроектирован и построен на территории Латинской Америки.

Геостационарный спутник весит 2973 килограмма. На его изготовление коллективу из 500 ученых понадобилось 7 лет и 250 миллионов долларов.

Спутник обеспечит интернетом, цифровым телевидением и мобильной связью население Аргентины, Чили, Парагвая и Уругвая в течение ближайших 15 лет.

9. Япония: запуск космического зонда Hayabusa-2.

В 2018 году он должен достигнуть астероида 1999 JU3. Аппарат взлетел 3 декабря 2014 года с помощью ракеты-носителя Н-2А с космодрома Танэгасима, расположенного на юге Японии. Этот зонд — преемник первого Hayabusa, который взял образцы грунта с околоземного астероида Итокава.

10. США: зонд MAVEN (Mars Atmosphere and Volatile EvolutioN) достиг орбиты Марса.

Это случилось 21 сентября 2014 года; тогда же аппарат отправил на Землю первые снимки планеты. Главная его задача — исследование верхней разреженной атмосферы планеты.

MAVEN (Mars Atmosphere and Volatile EvolutioN) движется по эллиптической орбите вокруг Марса, на каждом обороте заходя в верхние слои атмосферы планеты. Планируемая продолжительность миссии — не менее года.

Сам зонд был запущен с Земли 18 ноября 2013 года с космодрома на мысе Канаверал ракетой-носителем Atlas V. MAVEN — десятый марсианский зонд НАСА. Стоимость работ, связанных с аппаратом, — около 700 миллионов долларов.

Джон Кеннеди c дочерьюГосударствообразующая семья