Трудности перевоза

Как США пытались отказаться от российских ракетных двигателей

Ракета-носитель Antares на пусковой площадке
Ракета-носитель Antares на пусковой площадке
Фото: Orbital Sciences Corporation

Вечером 28 октября 2014 года (в Москве уже наступило 29 октября) на космодроме острова Уоллопс в Вирджинии после старта взорвалась частная ракета-носитель Antares. Направлявшийся на МКС беспилотный грузовой корабль Cygnus с продовольствием и научным оборудованием был потерян. Конструктивные элементы ракеты создавались при участии трех стран: США, России и Украины. Общественность тут же принялась искать виновника катастрофы.

Рабочая версия причин взрыва

Для расследования причин аварии в США создана специальная комиссия. 4 ноября 2014 года на встрече глав космических ведомств России и США, возможно, огласят предварительные итоги. Некоторыми экспертами выдвигалась версия о неполадках в ракетном двигателе AJ-26, который является модифицикацией советского НК-33, разработанного Самарским научно-техническим комплексом имени Николая Кузнецова, в 2011 году вошедшем в состав ОАО «Кузнецов».

Эти двигатели предназначались для советской лунной программы. К концу 1960-х годов предприятием, называвшимся тогда Куйбышевский моторный завод, было произведено несколько десятков двигателей НК-33. Они так и остались невостребованными, и их отправили на склад. Лишь более чем через 30 лет им нашлось применение в ракетах-носителях семейства «Союз-2», в двухступенчатой ракете Kistler K-1 компании Rocketplane Kistler и в Antares («Антарес»).

Версия о причастности российской стороны к взрыву в Вирджинии сомнительна. Двигатели НК-33 в России и США подвергались предэксплуатационным проверкам, в ходе которых каких-либо нарушений не было выявлено. С другой стороны, не исключается, что неполадки могли возникнуть из-за некорректности модификации до версии AJ-26, осуществлявшейся американской компанией Aerojet Rocketdyne.

«В силу определенной специфики говорить о конструктивных особенностях самой ракеты-носителя и взаимодействии всех ее систем во время запуска на стартовом столе и в условиях полета не представляется возможным, поскольку это поле деятельности американских специалистов. Однако во время вчерашнего старта двигатели первой ступени AJ-26 (модификация НК-33) работали в штатном режиме», — сообщила пресс-служба самарского предприятия ОАО «Кузнецов» в интервью «Интерфаксу».

Украинский фактор

В создании Antares принимало участие днепропетровское предприятие «Южмаш», которое под контролем конструкторского бюро «Южное» и ряда других украинских предприятий производило основную конструкцию ракеты — систему подачи топлива и связанное с ней оборудование. Интересно припомнить высказывания американской стороны, прозвучавшие почти за месяц до аварии Antares. Так, Бернард Кейси (Bernard Casey), президент Американской торговой палаты на Украине, сообщил о готовности американского бизнеса помочь Украине развивать аэрокосмическую отрасль.

«Мы будем содействовать развитию конкурентной способности Украины и продвижению ее аэрокосмической отрасли в мире, в том числе созданию аэрокосмической долины в Днепропетровской области», — заявил Кейси в ходе международного аэрокосмического форума «Космическая отрасль Украины: существенное значение для экономической модернизации», прошедшем в Киеве 25 сентября 2014 года.

Было предложено организовать аэрокосмические центры в Киеве, Харькове и Днепропетровске. «Необходимо поднять украинские технологии до мирового уровня, создать десятки тысяч новых рабочих мест, а также условия, чтобы Украина к 2020 году стала членом G20. Мы хотим структурировать и увеличить инвестиции в украинскую аэрокосмическую отрасль», — добавил Кейси.

Президент Палаты добавил, что от кризиса на Украине страдает ее аэрокосмическая промышленность. Кейси предложил налаживать контакты. «Президент Украины Порошенко нуждается в нашей помощи, и мы готовы ему помочь», — заключил американец.

Что дальше?

Частная американская компания — головной разработчик ракеты Antares и космического грузовика Cygnus — рассматривала возможность замены модифицированных двигателей НК-33 (AJ-26 в американской версии) самарского ОАО «Кузнецов» еще с середины 2013 года. В своем интервью после катастрофы с Antares президент Orbital Sciences Corporation Дэвид Томпсон (David Thompson) отметил, что у его фирмы уже имеются новые поставщики.

Как сообщили «Известия» со ссылкой на источник в Роскосмосе, Научно-производственное объединение (НПО) «Энергомаш» выиграло тендер на поставку новых двигателей для американских ракет-носителей Antares, которые придут на смену AJ-26. Эти двигатели представляют собой упрощенную версию агрегатов, используемых в ракетах семейства «Ангара».

«Победу в тендере одержал двигатель РД-193 химкинского НПО "Энергомаш". Нам это стало известно давно. Сейчас стороны согласовывают формат объявления результатов конкурса, тут есть тонкий политический момент. Также люди, принимающие решения в Orbital, ведут консультации относительно гарантий поставок этих двигателей в нынешних условиях», — рассказал изданию собеседник в космическом ведомстве.

Двигатель РД-193 — упрощенная версия РД-191, устанавливаемых на российских ракетах «Ангара». По сравнению с РД-191 у него меньше размеры, масса и мощность. Выбор нового двигателя особенно актуален в связи с аварией ракет-носителей Antares.

Предприятие НПО «Энергомаш» — крупнейший в России производитель жидкостных ракетных двигателей. Кроме того, с конца 1990-х годов «Энергомаш» поставляет двигатели РД-180 для американской ракеты-носителя Atlas V («Атлас-5») производства ULA (United Launch Alliance) — совместной компании Lockheed Martin и Boeing. Эти двигатели в другой модификации использовались в советской программе «Энергия — Буран». Санкции США и Европы, введенные в отношении России, не меняют статус контрактов ULA с НПО «Энергомаш»: российская и американская стороны не отказываются от своих обязательств.

ОАО «Кузнецов» — производитель советского НК-33 — также участвовал в тендере, однако уступил, несмотря на три предыдущих успешных запуска ракет Antares. В конкурсе принимали участие и иностранные компании, в частности ATK Aerospace, однако им также не удалось выиграть. Orbital Sciences Corporation пока официально не объявила итоги тендера, в связи с чем НПО «Энергомаш» отказалось от комментариев.

Обсудить
00:01 Сегодня
FILE - This is a  Tuesday, Oct. 14, 2014 filoe photo of skulls and bones are stacked at the Catacombs in Paris, France. The subterranean tunnels, which once gave refuge to smugglers and saints, cradle the bones of some 6 million Parisians from centuries past. The Catacombs form a dark, 200-mile (322 kilometer) underground labyrinth beneath the City of Light.  (AP Photo/Francois Mori)

Кровавая жатва

Как загадочный паразит жестоко и мучительно убивал древних римлян
00:02 3 декабря 2016

Четыре мужика в одной палатке

Какие прелести таит продолжение японской культовой ролевой игры Final Fantasy XV
00:10 15 ноября 2016

Зина без резины

Как геи, солдаты и проститутки разнесли ВИЧ по СССР
Игла без правил
Будни виртуального наркомана. Репортаж «Ленты.ру»
Храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года в связи с реконструкцией МосквыВзрыв храма Христа Спасителя: как это было
85 лет назад главный собор России уничтожили по поручению Сталина
Взял «Высоту»
О каких мечтах Путин поведал челябинским рабочим
ДТП под Ханты-Мансийском
В Югре попал в аварию автобус с детской командой по акробатике: 12 погибших
FILE - This is a  Tuesday, Oct. 14, 2014 filoe photo of skulls and bones are stacked at the Catacombs in Paris, France. The subterranean tunnels, which once gave refuge to smugglers and saints, cradle the bones of some 6 million Parisians from centuries past. The Catacombs form a dark, 200-mile (322 kilometer) underground labyrinth beneath the City of Light.  (AP Photo/Francois Mori)Кровавая жатва
Как загадочный паразит жестоко и мучительно убивал древних римлян
Четыре мужика в одной палатке
Какие прелести таит продолжение японской культовой ролевой игры Final Fantasy XV
Иллюстрация к испарению черной дырыСпорная дыра
Хокинг предложил новое описание черных дыр
Карающее воспитание
За что здоровых детей отправляли в сумасшедший дом
«Женские ноги должны быть длинными»
11 лучших книг года о войне, зависти и любви
Александра Ребенок и Игорь Верник в спектакле «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025»«В отчаянной попытке остаться вдовой»
Как Богомолов растерял театральность в спектакле по пьесе Вуди Аллена
Не за бесценок
Самые дорогие картины, проданные на аукционах Christie's за 250 лет
Актеры Анастасия Марчук (Государыня Арина Абрамовна) и Виктор Раков (Комяга) в спектакле "День опричника" по произведениям Владимира Сорокина в постановке Марка Захарова в театре "Ленком". Артем Геодакян/ТАССТы меня на рассвете разбудишь
Как старшее поколение спорит с антиутопическими прогнозами в «Дне опричника»
Анастасия Белокопытова «Не считала, сколько трачу в месяц»
История уроженки Рязани, переехавшей в Австрию
Мохаммед, похититель Рождества
Елки и Санта-Клаусы в Европе оказались в опале
Они так видят
Самые популярные фотографии Instagram за ноябрь
Тренируйся, как ангел
Чем занимаются топ-модели в спортзале
Тест нового корейского бизнес-седана
Длительный тест Kia Optima нового поколения
Когда, кому и за что дарили автомобили?
Fiat для девушки Playboy, Hyundai для «Мисс Россия 2016» и Porsche для тренера по борьбе
«Вы приехали»
Длительный тест Toyota Camry с «Яндекс.Навигатором»
Безумные трюки грузовиков Volvo
Самые необычные видеоролики с грузовиками Volvo
Пассажиры в зале ожидания в аэропорту СочиКвартирный вопрос их испортил
Как обманывают приезжих нечистоплотные москвичи
Конец близок
Уходящий 2016 год может стать последним для ипотеки
Лестница в ад
Неприглядная правда об интеллигентных обитателях центра Москвы
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить