Трудности перевоза

Как США пытались отказаться от российских ракетных двигателей

Ракета-носитель Antares на пусковой площадке
Ракета-носитель Antares на пусковой площадке
Фото: Orbital Sciences Corporation

Вечером 28 октября 2014 года (в Москве уже наступило 29 октября) на космодроме острова Уоллопс в Вирджинии после старта взорвалась частная ракета-носитель Antares. Направлявшийся на МКС беспилотный грузовой корабль Cygnus с продовольствием и научным оборудованием был потерян. Конструктивные элементы ракеты создавались при участии трех стран: США, России и Украины. Общественность тут же принялась искать виновника катастрофы.

Рабочая версия причин взрыва

Для расследования причин аварии в США создана специальная комиссия. 4 ноября 2014 года на встрече глав космических ведомств России и США, возможно, огласят предварительные итоги. Некоторыми экспертами выдвигалась версия о неполадках в ракетном двигателе AJ-26, который является модифицикацией советского НК-33, разработанного Самарским научно-техническим комплексом имени Николая Кузнецова, в 2011 году вошедшем в состав ОАО «Кузнецов».

Эти двигатели предназначались для советской лунной программы. К концу 1960-х годов предприятием, называвшимся тогда Куйбышевский моторный завод, было произведено несколько десятков двигателей НК-33. Они так и остались невостребованными, и их отправили на склад. Лишь более чем через 30 лет им нашлось применение в ракетах-носителях семейства «Союз-2», в двухступенчатой ракете Kistler K-1 компании Rocketplane Kistler и в Antares («Антарес»).

Версия о причастности российской стороны к взрыву в Вирджинии сомнительна. Двигатели НК-33 в России и США подвергались предэксплуатационным проверкам, в ходе которых каких-либо нарушений не было выявлено. С другой стороны, не исключается, что неполадки могли возникнуть из-за некорректности модификации до версии AJ-26, осуществлявшейся американской компанией Aerojet Rocketdyne.

«В силу определенной специфики говорить о конструктивных особенностях самой ракеты-носителя и взаимодействии всех ее систем во время запуска на стартовом столе и в условиях полета не представляется возможным, поскольку это поле деятельности американских специалистов. Однако во время вчерашнего старта двигатели первой ступени AJ-26 (модификация НК-33) работали в штатном режиме», — сообщила пресс-служба самарского предприятия ОАО «Кузнецов» в интервью «Интерфаксу».

Украинский фактор

В создании Antares принимало участие днепропетровское предприятие «Южмаш», которое под контролем конструкторского бюро «Южное» и ряда других украинских предприятий производило основную конструкцию ракеты — систему подачи топлива и связанное с ней оборудование. Интересно припомнить высказывания американской стороны, прозвучавшие почти за месяц до аварии Antares. Так, Бернард Кейси (Bernard Casey), президент Американской торговой палаты на Украине, сообщил о готовности американского бизнеса помочь Украине развивать аэрокосмическую отрасль.

«Мы будем содействовать развитию конкурентной способности Украины и продвижению ее аэрокосмической отрасли в мире, в том числе созданию аэрокосмической долины в Днепропетровской области», — заявил Кейси в ходе международного аэрокосмического форума «Космическая отрасль Украины: существенное значение для экономической модернизации», прошедшем в Киеве 25 сентября 2014 года.

Было предложено организовать аэрокосмические центры в Киеве, Харькове и Днепропетровске. «Необходимо поднять украинские технологии до мирового уровня, создать десятки тысяч новых рабочих мест, а также условия, чтобы Украина к 2020 году стала членом G20. Мы хотим структурировать и увеличить инвестиции в украинскую аэрокосмическую отрасль», — добавил Кейси.

Президент Палаты добавил, что от кризиса на Украине страдает ее аэрокосмическая промышленность. Кейси предложил налаживать контакты. «Президент Украины Порошенко нуждается в нашей помощи, и мы готовы ему помочь», — заключил американец.

Что дальше?

Частная американская компания — головной разработчик ракеты Antares и космического грузовика Cygnus — рассматривала возможность замены модифицированных двигателей НК-33 (AJ-26 в американской версии) самарского ОАО «Кузнецов» еще с середины 2013 года. В своем интервью после катастрофы с Antares президент Orbital Sciences Corporation Дэвид Томпсон (David Thompson) отметил, что у его фирмы уже имеются новые поставщики.

Как сообщили «Известия» со ссылкой на источник в Роскосмосе, Научно-производственное объединение (НПО) «Энергомаш» выиграло тендер на поставку новых двигателей для американских ракет-носителей Antares, которые придут на смену AJ-26. Эти двигатели представляют собой упрощенную версию агрегатов, используемых в ракетах семейства «Ангара».

«Победу в тендере одержал двигатель РД-193 химкинского НПО "Энергомаш". Нам это стало известно давно. Сейчас стороны согласовывают формат объявления результатов конкурса, тут есть тонкий политический момент. Также люди, принимающие решения в Orbital, ведут консультации относительно гарантий поставок этих двигателей в нынешних условиях», — рассказал изданию собеседник в космическом ведомстве.

Двигатель РД-193 — упрощенная версия РД-191, устанавливаемых на российских ракетах «Ангара». По сравнению с РД-191 у него меньше размеры, масса и мощность. Выбор нового двигателя особенно актуален в связи с аварией ракет-носителей Antares.

Предприятие НПО «Энергомаш» — крупнейший в России производитель жидкостных ракетных двигателей. Кроме того, с конца 1990-х годов «Энергомаш» поставляет двигатели РД-180 для американской ракеты-носителя Atlas V («Атлас-5») производства ULA (United Launch Alliance) — совместной компании Lockheed Martin и Boeing. Эти двигатели в другой модификации использовались в советской программе «Энергия — Буран». Санкции США и Европы, введенные в отношении России, не меняют статус контрактов ULA с НПО «Энергомаш»: российская и американская стороны не отказываются от своих обязательств.

ОАО «Кузнецов» — производитель советского НК-33 — также участвовал в тендере, однако уступил, несмотря на три предыдущих успешных запуска ракет Antares. В конкурсе принимали участие и иностранные компании, в частности ATK Aerospace, однако им также не удалось выиграть. Orbital Sciences Corporation пока официально не объявила итоги тендера, в связи с чем НПО «Энергомаш» отказалось от комментариев.

Обсудить
С братским приветом
В убийстве Ким Чен Нама официально обвинили Пхеньян
Real estate magnate Donald Trump waves as he leaves a Greater Nashua Chamber of Commerce business expo at the Radisson Hotel in Nashua, New Hampshire, May 11, 2011. Trump suggested Wednesday it's not much fun flirting with the idea of running for president in the face of relentless attacks and ridicule. REUTERS/Don Himsel/Pool (UNITED STATES - Tags: POLITICS)Прощание с иллюзией
Почему Трамп не мог оправдать надежд на нормализацию отношений с Россией
TEHRAN, Nov. 19, 2015 (Xinhua) -- Iranian engineers work at the South Pars gas field at the southern Iranian port of Assalouyeh, Iran, Nov. 19, 2015. The South Pars/North Dome field is a natural gas condensate field located in the Persian Gulf. The South Pars or North Dome field is a natural gas condensate field located in the Persian Gulf. It is one of the world's largest gas fields, shared between Iran and Qatar. (Xinhua/Ahmad Halabisaz) (Credit Image: Global Look Press via ZUMA Press)
Photographer: © Ahmad HalabisazПризрачная угроза
Сможет ли иранский газ бросить вызов интересам России?
Желтую расу — в лагеря
Жизнь японцев, интернированных в США во время войны
Фантастическая четверка
Люди со сверхъестественными способностями помогут ученым победить болезни
Мимимиметр сломался
Азиатский бум на умилительных собак пришел в Instagram
«Местные со мной два года не здоровались»
История программистки из Москвы, переехавшей в итальянские Альпы
Я не знаю, как она это делает
Личный опыт: быть фитнес-звездой Instagram и многодетной матерью одновременно
Отпилите мне раму
Первый тест-драйв LR Discovery нового поколения – без рамы, но с пневмой
Супер-турбо
10 главных фактов о самом быстром в мире гибриде от Porsche
Внедорожники для асфальта
Внедорожники, которые беспомощны на бездорожье, но круты во всем остальном
11 разлученных автомобильных братьев
Как выглядят машины с одинаковыми именами в разных странах
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Дворянское гнездо
Один из самых шикарных в мире домов нашли в диком лесу
«Пусть меня захоронят в отравленную, но родную землю»
Почему люди отказываются покидать чернобыльскую зону: реальные истории
Поставили баком
Англичане сделали идеальный дом из резервуара для воды