В Союзе с Прогрессом

ЕКА впервые запустило многоразовый космический корабль IXV

Запуск многоразового корабля IXV, 11 февраля 2015 года
Запуск многоразового корабля IXV, 11 февраля 2015 года
Фото: ESA

Европейское космическое агентство (ЕКА) впервые отправило в космос многоразовый корабль IXV — промежуточное экспериментальное транспортное средство (The Intermediate eXperimental Vehicle). В ходе его полета ученые собираются протестировать ряд высокотехнологичных решений для будущих космических аппаратов.

Роберто Провера, руководитель программ космических полетов и транспортных систем Thales Alenia Space, уже назвал полет IXV «большим шагом вперед» для Европы, а генеральный директор ЕКА Жан-Жак Дорден считает новую миссию «ключевой задачей», особенно в контексте европейских планов по созданию нового семейства ракет-носителей Ariane 6.

IXV запущен с космодрома Куру во Французской Гвиане при помощи итальянской ракеты-носителя легкого класса Vega. Общее время полета оценивается в сто минут. На 18-й минуте полета и высоте примерно 320 километров аппарат отсоединится от третьей ступени ракеты и уже на высоте около 420 километров разовьет скорость в 7,5 километра в секунду. На высоте 120 километров начнется управляемое вхождение в атмосферу Земли. Приводнится корабль на парашюте в трех тысячах километрах западнее Галапагосских островов в Тихом океане, откуда его заберет специальное судно и за 40 дней доставит в Европу (Генуэзский порт) для анализа.

Инженеров интересуют три основных вопроса. Во-первых, при моделировании входа космического корабля в атмосферу Земли используются свойства идеального газа. Между тем с помощью IXV ЕКА сможет наблюдать явления, происходящие в реальной системе. Во-вторых, ученым важны системы дистанционного управления кораблем и возможность маневрирования при помощи навигационных систем. В-третьих, инженеры получат новую информацию об износе теплоизоляционной конструкции корабля и его систем в экстремальных условиях суборбитального полета (корпус корабля нагреется до 1,7 тысячи градусов Цельсия).

Сам корабль по размеру сравним с крупным автомобилем. Длина — 5 метров, высота — 1,5 метра, ширина (размах крыльев) — 2,2 метра. Общая масса — до 1,9 тонны (сухая равна 490 килограммам). Корпус покрыт теплозащитной оболочкой из керамики, внутренние элементы армированы углеродным волокном. Сам аппарат в передней части содержит элементы авионики (датчики и системы телеметрии), в верхней части — закрытые парашюты американской компании Zodiac Aerospace (она же изготовила парашюты для марсохода Curiosity), сзади — двигатели и закрылки.

Проект IXV реализуется ЕКА при участии Итальянского и Французского космических агентств, а основным подрядчиком выступает французско-итальянская компания Thales Alenia Space, сотрудничающая с четырьмя десятками европейских предприятий. Концепция корабля сложилась еще в первой половине 2000-х годов, разработка велась с 2009 года, когда агентство заключило с подрядчиком контракт на сумму около 40 миллионов евро на первые полтора года работ. К настоящему времени стоимость миссии IXV оценивается в 150 миллионов евро.

К тестированию систем корабля приступили более двух лет назад. Так, 21 июня 2013 года аппарат был сброшен с высоты трех километров в море недалеко от Сардинии. Тогда ученых интересовала система посадки на воду, в частности, развертывание парашютов. По результатам испытаний эксперты сообщили о некоторых отклонениях, но в целом все прошло успешно. Итоговую предполетную проверку провели ровно через год в нидерландском городе Нордвейк. Тогда же эксперты приняли решение не торопиться с запуском, назначенным ранее на ноябрь 2014 года. Предположительно — по причине несоответствия расчетных параметров баллистической траектории полета корабля местоположению пусковой площадки.

В новом корабле применяются технологии, разработанные ранее для других аналогичных миссий. Так, например, в рамках проекта EXPERT (European eXPErimental Re-entry Test-bed) планировался запуск корабля ARV (Advanced Re-Entry Vehicle), предназначенный для тех же задач, что и IXV. Но европейцы не искали легких путей.

Так, запустить аппарат в рамках проекта EXPERT ЕКА собиралось при помощи российской ракеты-носителя «Волна» с подводной лодки в Тихом океане, а приземление планировалось на Камчатке. Однако из-за изменений в политике использования Россией конверсионных межконтинентальных баллистических ракет Р-29Р и желания ЕКА снизить свою зависимость от российских носителей уже в середине 2012 года агентство начало рассматривать предложения о применении крылатых ракет Pegasus частной американской компании Orbital Sciences (эта компания производит также потерпевшую осенью 2014 года катастрофу ракету Antares).

Старт носителя в этом случае осуществлялся бы с помощью доработанного реактивного самолета L-1011 (Stargazer) компании Lockheed Martin. Однако в 2013 году ЕКА решило консолидировать свои усилия по экспериментальным проектам и выбрало новую итальянскую ракету Vega в качестве окончательного варианта носителя. Первый старт легкой четырехступенчатой ракеты Vega состоялся 13 февраля 2012 года с космодрома Куру. В мае 2013 года и апреле 2014-го были произведены первые успешные коммерческие пуски. Нынешний пуск — четвертый. В начале 2000-х годов Vega была интегрирована в программу разработки тяжелых европейских ракет-носителей семейства Ariane.

Ожидается, что IXV после завершения испытаний и анализа полета будет модернизирован в новый транспортный корабль PRIDE (Program for Reusable In-orbit Demonstrator in Europe), старт которого ЕКА запланировало на 2018 год. К проекту PRIDE также намерена присоединиться и Великобритания, напрямую не участвующая в миссии IXV. Ее вклад будет незначительным, поскольку британские ученые решили сконцентрироваться на исследовании Луны и Марса.

ЕКА имеет опыт создания и успешной эксплуатации транспортных кораблей. Так, с марта 2008 года по июль 2014-го агентство пять раз отправляло в космос автоматические грузовики ATV (Automated Transfer Vehicle). Стоимость завершенной программы (последний ATV утопят в океане в этом месяце) оценивается в два миллиарда долларов. Почти половина этой финансовой нагрузки легла на Францию, а основным подрядчиком выступала Thales Alenia Space. Модернизированный ATV предполагается использовать в качестве сервисного модуля нового американского многоразового корабля Orion.

В отличие от ATV, аппарат IXV является многоразовым кораблем. С ним ЕКА связывает большие надежды на развитие сложных орбитальных транспортных систем, в частности, пилотируемой космонавтики. Ведь преемника Ariane 5 ЕКА планирует разработать и запустить уже в 2020 году. И тут европейцам очень бы пригодился уже готовый новый транспортный грузовик.

Обсудить
00:03 2 декабря 2016

В Россию вернулся «Прогресс»

Кто виноват в падении «Прогресса» и почему это — приговор космической отрасли
00:03 Сегодня

Карающее воспитание

За что здоровых детей отправляли в сумасшедший дом
Поботали по душам
Исследователь тюремного мира рассказывает о происхождении бандитского жаргона
Пищевой блок
Смогут ли российские заключенные прокормить себя в кризис
Конец начала
Какими могут быть последствия сражения за Алеппо
Кто заменит «Ополченца»
США готовятся к разработке новой межконтинентальной ракеты
В Россию вернулся «Прогресс»
Кто виноват в падении «Прогресса» и почему это — приговор космической отрасли
Карающее воспитание
За что здоровых детей отправляли в сумасшедший дом
Четыре мужика в одной палатке
Какие прелести таит продолжение японской культовой ролевой игры Final Fantasy XV
Чужими молитвами
В Лос-Анджелесе наградили лучшие видеоигры и показали будущие бестселлеры
BEVERLY HILLS, CA - OCTOBER 04:  Internet personality Casey Neistat accepts the First Person award onstage the 6th annual Streamy Awards hosted by King Bach and live streamed on YouTube at The Beverly Hilton Hotel on October 4, 2016 in Beverly Hills, California.  (Photo by Mike Windle/Getty Images for dick clark productions)Закрой канал, я ухожу
Почему интернет-звезды отказываются от миллионов и завязывают с YouTube
«Это кот или кошка в мешке. Надо вживую на людей смотреть»
Как найти себе пару и не стать жертвой мошенников на сайтах знакомств
Владимир Познер«Я за сопротивление хамству, бескультурью и мракобесию»
Владимир Познер о духовных скрепах, байкере Хирурге и поиске национальной идеи
Дмитрий МедведевПо секретным каналам
Где раскрываются тайны российской политики
Не просто терминал
Самые красивые аэропорты мира
Дешево, но не сердито
Как выглядят лучшие хостелы России
Характер нордический
В Эстонию за салакой, немецкой стариной и наследием Российской империи
Вот так фокус
Победители народного выбора фотоконкурса Wildlife Photographer of the Year
«Вы приехали»
Длительный тест Toyota Camry с «Яндекс.Навигатором»
Безумные трюки грузовиков Volvo
Самые необычные видеоролики с грузовиками Volvo
Выбираем лучший компактный седан
Длительный тест Octavia, Elantra, Corolla и Mazda3
Как полиция перехватывает машины
Полицейские лайфхаки или 8 инновационных способов остановить преступника
Конец близок
Уходящий 2016 год может стать последним для ипотеки
Лестница в ад
Неприглядная правда об интеллигентных обитателях центра Москвы
Да он упоротый просто
Самые странные дома мира в фотографиях из Instagram
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить