Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Штабная культура

Почему в России не строят офисы, подобные комплексам Apple и Google

Изображение: www.proektvlahte.ru

На Западе обзавестись собственной штаб-квартирой — дело чести почти каждой крупной компании, и верный знак того, что уж у этой компании точно все хорошо. В России собственных штаб-квартир пока не слишком много, а потому каждая — предмет обсуждения в профессиональном сообществе и прессе.

«В России позволить себе такую роскошь, как штаб-квартира, могут лишь очень серьезные игроки рынка, в основном это предприятия с государственным капиталом, крупные сырьевые компании нефте-газового сектора, транснациональные финансовые и IT-компании», — напоминает генеральный директор девелоперской компании «Высота» Ирина Харченко.

Одними из первых собственными штаб-квартирами обзавелись отечественные монополисты: группа «Газпром» (на улице Наметкина,), РАО «ЕЭС России» (на проспекте Вернадского) и Сбербанк (на улице Вавилова). Затем к ним добавились операторы услуг, нефтяники и авиаперевозчики: «Вымпелком» (обзавелся собственной штаб-квартирой на Краснопролетарской улице), «Аэрофлот» обосновался на Международном шоссе, по дороге в аэропорт Шереметьево, «Лукойл» построил себе здание на Тургеневской.

И все же пока большинство российских компаний предпочитает не строить или покупать готовые здания для размещения собственных штаб-квартир, а арендовать какую-то часть или здание целиком. Как рассказывает директор департамента коммерческой недвижимости Capital Group Мария Сергиенко, несмотря на то, что формат build-to-suite, то есть строительство «под себя» кажется идеальным, выгодным как клиентам (которые в этом случае получают идеальный офис, соответствующий всем требованиям), так и девелоперам (которые получают гарантированного долгосрочного арендатора, либо покупателя), на московском рынке офисной недвижимости он пока не популярен. На сегодняшний день единичны случаи, когда компания предпочитает строить офис, исходя из своих требований, а не адаптировать свои пожелания под то предложение, которое представлено на рынке.

На столичном рынке зданий, подходящих для размещения штаб-квартир, немного. После долгих поисков «Яндекс» сел в особняк «Морозов» на территории делового комплекса «Красная роза» в Хамовниках. Выбор компании определялся архитектурным решением от английской архитектурной студии Gillespies, и, главное — инженерными и телекоммуникационными решениями, необходимыми для работы крупной IT-компании, такими как, к примеру, круглосуточное охлаждение серверных помещений.

Примерно такими же критериями руководствовалась и компания Mail.ru Group, арендовавшая одну из башен высокотехнологичного бизнес-центра SkyLight на Ленинградском проспекте (проект архитектора Алексея Воронцова).

«Лаборатория Касперского» и BMW выбрали себе по зданию на территории бизнес-центра «Олимпия парк» на Ленинградском шоссе, «THK-BP» почти полностью занимает на Беговой улице 42-этажную башню.

Новых претендентов на роль штаб-квартир «из готового» на рынке совсем немного. Из незанятых — разве что БЦ «Демидов» на той же «Красной Розе».

При создании штаб-квартир (неважно, строит ли компания здание или выбирает из существующих предложений) можно выделить некоторые тенденции. Штаб-квартиры размещаются либо в центре, что, по словам Ирины Харченко, и выглядит солидно, и в цене стабильно, и дает возможность находиться постоянно в гуще деловой активности, либо, напротив, стараются удалиться от центра на значительное расстояние, создавая, тем самым, вокруг себя новое деловое и даже жизненное пространство.

В качестве примера «центрального» варианта может служить проект будущей штаб-квартиры для «Спортмастера» и его дистрибьютерского подразделения сети магазинов O’stin. Здание должно появиться в районе Большого Сити в Москве, на Магистральной улице, в ближайшую пятилетку. Предполагается, что оно будет спроектировано с учетом «зеленых технологий» и требований, предъявляемых системами экологической сертификации LEED и BREEAM, а его архитектурное решение будет «перекликаться» с обликом Сити.

Летом 2014 года «Роснефть» получила в аренду от столичного правительства участок под штаб-квартиру между Кутузовским проспектом и набережной Тараса Шевченко (часть территории бывшей фабрики по производству карандашей «Сакко и Ванцетти» и Бадаевского пивоваренного завода), что тоже позволит компании «красиво сесть» с видом на Сити. И, можно предположить, что внешний облик здания не будет вступать в диссонанс с офисной меккой города.

Во втором случае — размещении штаб-квартиры вне центра, это на сто процентов новое строительство с выбором необычных дизайнерских решений в архитектуре зданий. «Во многих случаях облик здания становится частью бренда, формирует имидж. Такие здания привлекают внимание, при создании должной инфраструктуры и общественных пространств они становятся достопримечательностями, новым лицом города, притягивая туристов», — говорит исполнительный директор АО МФК «Лахта центр» Александр Бобков.

Роль такой достопримечательности отведена новой штаб–квартире группы «Газпром» — «Лахта центру», строящемуся в Санкт-Петербурге. За счет своей многофункциональности и запланированных социальных пространств комплекс призван стать не только стильным архитектурным, но общественно значимым объектом. Помимо офисной функции, он возьмет на себя и роль новой городской точки притяжения: в «Лахта центре» соединятся деловой, культурный и общественный центры с разнообразным наполнением — от планетария и залов-трансформеров до смотровой площадки.

«В существующей ситуации задача девелоперов в российских городах — создание качественной городской среды, которая обеспечит комфорт местному населению, создаст эстетически приятные пространства для жизни и отдыха и спровоцирует возникновение новых рабочих мест», — считает Александр Бобков.

И все же столичные офисы, какими бы инновационными они ни были, вынуждены подчиняться законам города, первый из которых — экономия места. Другое дело — строительство «офисных кластеров» за пределами городских рамок, по примеру компаний Apple и Google. Тут полет фантазии ограничен разве что бюджетом (к обеим компаниям слова «ограничение бюджета» не относятся).

Обе штаб-квартиры обещают стать не просто офисами, но и точками развития на многие мили вокруг. За счет роста числа рабочих мест, в районах создается новая транспортная и иная инфраструктура. Сами офисы запланированы исключительно как «зеленые» и энергоэффективные. Apple Campus 2 будет потреблять на 30 процентов меньше энергии, чем аналогичные проекты. Транспортная система в районе штаб-квартиры Apple станет более экологичной. На 20 процентов будет расширена существующая программа использования общественного транспорта. Это означает, что более трети из почти 15 000 сотрудников, работающих в центре, смогут ездить на биотопливных автобусах, общественном транспорте, велосипедах, совместно используемых автомобилях и даже ходить пешком. Особое внимание при проектировании и строительстве Campus 2 уделено экологии: используются безвредные материалы, а крышу штаб-квартиры покроют солнечными батареями. Таким образом офис Apple окажется на самообеспечении электроэнергией.

В Кремниевой долине в городе Маунтин-Вью, где располагается штаб-квартира Google, будет создан комплекс из четырех объектов. Кампус должен стать привлекательным местом для прогулок и общения, причем руководство Google собирается открыть его и для местных жителей. В отличие от штаб-квартиры Apple, территория которой по плану пока будет доступна только сотрудникам и гостям компании.

Старый комплекс Google окружен парковками, но в новой штаб-квартире необходимость в них должна отпасть благодаря использованию сотрудниками «беспилотных» электромобилей, разработкой которых занимается Google, а также велосипедов. Пять тысяч домов для сотрудников Google будут построены отдельно на территории Маунтин-Вью. Предполагается, что жители этих домов смогут добираться на работу в офис Google пешком, на велосипедах или на автобусах компании, что поможет снизить нагрузку на местные дороги и автопарковки.

Под огромными стеклянными кровлями разместятся легко трансформируемые рабочие и рекреационные зоны: руководство компании считает, что за ближайшие 10–20 лет требования к рабочему месту могут кардинально измениться, поэтому надо быть готовым к видоизменениям внутри зданий. Помещения планируется покрыть большими полупрозрачными навесами, которые помогут контролировать микроклимат внутри, регулируя поступление света и воздуха. Часть энергии будут генерировать возобновляемые источники.

Примечательно, что у обеих корпораций будущее интеллектуального труда ассоциируется с лугами, рощами и природными ландшафтами, что нас, несомненно, сближает — лугов и рощ у нас тоже немало, так что, возможно, и в России, где-нибудь в Сколково, в будущем появятся инновационные штаб-кластеры, которые изменят окружающий мир.

Дом00:0621 августа

Солнечный удар

Россияне скупают жилье в Крыму, не задумываясь о последствиях. Они могут пожалеть
Дом00:0115 августа

Божья воля

В Москве строят сотни храмов, несмотря на гнев жителей. Кому это выгодно?
Дом00:03 9 августа

Горящая земля

Россияне бегут из этого города, бросая свое жилье. Их квартиры никто не купит