Сеанс коллективной игры

Все, что нужно знать об «Игромире-2015»

Фото предоставлено организаторами выставки «Игромир»

С 1 по 4 октября в московском выставочном центре «Крокус Экспо» проходит «Игромир» — крупнейшее в России мероприятие для поклонников компьютерных игр. Зрелищные ролики на больших экранах, обстоятельные презентации на стендах, переодетые героями игр энтузиасты и приглашенные модели, конкурсы с призами — только часть шоу. Одна из самых привлекательных особенностей «Игромира» — возможность не только посмотреть, но и в числе первых в стране опробовать многие ожидаемые новинки.

Даже в день открытия к самым востребованным новинкам тут же выстраиваются очереди. При этом в залах — сплошь представители индустрии и журналисты. Из рядовых посетителей — только обладатели VIP-абонементов, не пожалевшие 7 тысяч рублей на знакомство с играми без толчеи, сопутствующей дням «Игромира» для широкой публики (2-4 октября). Они не выбирают наугад, что смотреть — пришли лишь самые верные поклонники тех или иных игровых циклов и издательств. Преобладает молодежь: студенты в возрасте от 16 до 25 лет. Готовые опровергнуть стереотип о подростковой аудитории игр взрослые геймеры временно в меньшинстве. Все-таки четверг — рабочий день.

«Играл во все предыдущие Call of Duty, — рассказывает корреспонденту «Ленты.ру» двадцатидвухлетний Роман, вставший в очередь на шутер Call of Duty: Black Ops 3. — Новой частью заинтересовался в основном из-за сюжета. Многопользовательские режимы мне тоже важны, но сюжетку всегда обязательно прохожу для начала». Восемнадцатилетние Максим и Иван ждут очереди на стелс-экшн Hitman, рассказывающий о похождениях киллера с талантом к переодеваниям. «Собираемся покупать, решили посмотреть, — объясняют они свой выбор. — До сих пор ни одного выпуска не пропускали. Нравится сам жанр, нравится главный герой». Ожидается, что игра поступит в продажу весной 2016 года и, в отличие от выпущенной в 2012 году, станет менее линейной: при решении заданий позволят импровизировать, используя разные средства для достижения цели.

В разговорах геймеры делают прогнозы насчет многочасовых очередей 3 и 4 октября. Выходные — наиболее посещаемые дни выставки (билет на один день сейчас стоит от 1300 до 1700 рублей). Посетителям кажется, что любое ожидание — это ненормально. «Если бы была возможность убрать очереди и каждому выдать по консоли, мы бы с удовольствием этим воспользовались, — говорит Сергей Клишо, генеральный менеджер PlayStation в России. — Но аналогичные европейские и азиатские выставки — GamesCom в Кельне, французская Paris Games Week, японская Tokyo Game Show — в этом плане ничем от "Игромира" не отличаются. Людей всегда слишком много, чтобы дать всем сразу возможность поиграть. Но даже зная об этом, многие приходят, чтобы составить для себя общую картину новинок. Подмечают изменения, смотрят на тренды».

Маркетологи в кулуарах обсуждают, как кризис повлиял на индустрию и насколько выгодно показывать игры на выставке. Одно из наиболее заметных изменений -— отсутствие в этом году стенда Microsoft. Хотя на осень издательство запланировало крупный релиз — 27 октября выйдет научно-фантастический шутер Halo 5: Guardians для консоли Xbox One, продолжение крайне популярного в США цикла Halo. Однако российская премьера шлема виртуальной реальности PlayStation VR — здесь, на «Игромире». А японская компания Capcom приурочила к выставке анонс нового бойца Street Fighter V: к списку доступных героев присоединится хорошо знакомый поклонникам файтинга русский силач Зангиев. Это мировая премьера — похожую в прошлом году провела команда Mortal Kombat X, именно на «Игромире» показав мага Куан Чи.

У издательства Electronic Arts нет отдельного стенда, но многопользовательский шутер Star Wars: Battlefront по мотивам «Звездных войн» широко представлен на стендах партнеров компании — Sony и Disney. Wargaming впервые устроила открытый показ стратегии Master of Orion и рассказала об обновлении для World of Tanks — режиме «Бой до последнего», выполненном в нестандартном для этой игры альтернативно-историческом мире.

Год назад «Игромир» объединили с выставкой для поклонников кино, комиксов и настольных игр — Comic Con. Организаторы рассказывали, что по итогам первых дней решили разнести оба мероприятия, однако в этом году они снова объединены. «К сожалению, экономическая ситуация пока не позволяет сделать два больших отдельных мероприятия, — объяснил «Ленте.ру» Максим Маслов, генеральный менеджер «Игромира». — А наша цель — именно делать масштабные праздники для многих десятков тысяч людей». В 2014 году за четыре дня на шоу побывало примерно 152 тысячи посетителей, в этом году организаторы рассчитывают принять около 170 тысяч.

Предыдущий Comic Con прошел под знаком многотысячных толп поклонниц Миши Коллинза — актера, исполнившего одну из ключевых ролей в телесериале Supernatural. Девушки буквально запрудили отведенный под выставку зал «Крокус Экспо», рассчитывая увидеть кумира и получить браслет, служащий пропуском на автограф-сессию. «Хочу браслет», «подарите браслет» — нарисованные от руки таблички, с которыми неприкаянно бродили сотни фанаток, стали одним из мемов мероприятия. Ходили слухи, что особо отчаянные девицы срывали с представителей прессы именные бейджи, надеясь таким образом получить карт-бланш на общение с Мишей.

«Мы учли этот опыт, — говорит Максим Маслов. — В этом году приезжают другие знаменитости. Их целевая аудитория — более взрослая, более рассудительная, это не аудитория Миши Коллинза. Так что прошлогодняя история не повторится». Такой гость, например, — Тришия Хелфер, в чьем послужном списке — не только роль человекоподобного робота Шестерки в фильмах по Battlestar Galactica, но и озвучка Сары Керриган в двух уже вышедших частях стратегии StarCraft II. Также среди приглашенных звезд — Энтони Дэниелс (дроид C-3PO из «Звездных войн»), Альфи Аллен (Теон Грейджой из «Игры престолов»), Саммер Глау (Ривер из телесериала «Светлячок» и снятого по его мотивам фильма «Миссия Серенити»). Расширилась и территория Comic Con: теперь выставка занимает два зала.

Сomic-Con интересен не только Disney и Warner Bros. Именно здесь предпочитает размещать свой стенд Nintendo. Действительно, показывать научно-фантастическую ролевую игру Xenoblade Chronicles X, отчасти напоминающую Final Fantasy, куда логичнее по соседству с «Звездными войнами», чем, например, с World of Warships. Мероприятие поддерживает и Riot Games, издатель популярной MOBA-игры League of Legends, по которой регулярно проводятся киберспортивные состязания.

Устраивать крупные турниры на «Игромире» Riot не слишком интересно. По словам PR-менеджера Владимира Торцова, для большинства посетителей выставки эти соревнования — все еще что-то немного диковинное. «Нам с организационной точки зрения очень сложно провести вписывающееся в формат "Игромира" состязание, которое бы одновременно отвечало нашим высоким требованиям по звукоизоляции, работе со светом, размеру экранов», — пояснил он «Ленте.ру». Зато Comic Con, на его взгляд, — отличная площадка для шоу-программы по League of Legends. Так, в субботу на одной из сцен мероприятия состоится финал косплей-конкурса по игре: двадцать пять участников, победивших на региональных отборах, продемонстрируют искусство воссоздавать костюмы персонажей. «Мы рассчитываем, что такой формат будет интересен тем, кто приходит на Comic Сon за яркими впечатлениями — не только хардкорным геймерам, но и, например, поклонникам "Звездных войн"», — говорит Торцов.

Мобильные игры на «Игромире» традиционно почти не выставляют. Одна из причин — многие из них рассчитаны на совсем другой тип пользователей. «Наша самая популярная игра сделана в жанре "три в ряд", и ее основная целевая аудитория — женщины 25-30+ лет. Причем сами они себя, как правило, игроками не считают, связывая образ геймера исключительно с подростками, и на игровые выставки не ходят. Поэтому вложения в участие, стенд, рекламу с большой вероятностью просто не окупятся, — объяснил «Ленте.ру» Павел Ряйкконен, сооснователь и исполнительный директор Nevosoft. — Искать партнеров по бизнесу тут тоже было бы не совсем верно. Все-таки эта выставка изначально ориентирована на потребителей. Другое дело — профильные индустриальные мероприятия, как, например, White Nights». Вместе с тем Ряйкконен считает, что если целевая аудитория проекта близка к профилю посетителей «Игромира», то участие вполне оправдано. Подтверждение его словам — стенд компании Game Insight, посвященный X-Mercs — новинке для мобильных платформ, похожей на смесь Jagged Alliance и X-Com.

Ведущий геймдизайнер проекта Nitro Nation студии Creative Mobile Святослав Торик указывает на другой важный момент: «Мобильным играм необходима огромная аудитория. Вот авторы Clash of Clans любят отчитываться, что их разработку установили 200 миллионов раз. Количество людей, скачавших приложение, — ключевой показатель, например, для тех, кто выпускает бесплатные игры, где крутят обязательную для просмотра рекламу. Здесь таким компаниям не резон выставляться».

Любопытно, что на японской Tokyo Game Show именно в этом году появился стенд по Clash of Clans, так что российской выставке есть к чему стремиться. Другое дело, что расширение «Игромира» ограничено возможностями выставочного центра «Крокус Экспо»: на сей раз даже бизнес-зону пришлось вынести на чердак соседнего павильона. В итоге создатели Armored Warfare организовали шоу-программу на улице у главного входа, а Ubisoft арендовала ресторан поблизости и плотно набила его консолями с демоверсиями новинок. Если бы вся российская игровая индустрия была представлена в «Крокус Экспо», то «Игромир» вполне мог бы потягаться с немецкой Gamescom за звание самой популярной профильной выставки в Европе.