Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Гигантские боевые игры

Пять главных достижений японской индустрии интерактивных развлечений

Игра Nioh
Кадр из видео KOEITECMOofficial / YouTube

Плакаты с Fallout 4 от американской студии Bethesda и настоящий немецкий танк в честь белорусской World of Tanks встречали посетителей выставки Tokyo Game Show, которая ежегодно проходит в Японии. Но на самом мероприятии большинство демонстрируемых новинок — от азиатских производителей.

В этом году выставка стала заметно больше. Организаторы называют ее крупнейшей в истории. В одном из залов возвышалась воспроизведенная в масштабе один к одному модель летающего корабля из мобильной игры Granblue Fantasia, в другом — стенд в виде крепости, охраняемой боевыми зомби из Clash of Clans. Эти инсталляции — осязаемое свидетельство того, насколько создатели развлекательных приложений для смартфонов и планшетов усилили свое присутствие на TGS. Google продвигает Youtube, а Amazon — Twitch, сервисы для стриминга игр, которые пока не слишком популярны в Японии.

В то же время такое расширение TGS идет не в ущерб традиционным играм для консолей и ПК. Им уделено не меньше внимания, и именно они представляют наибольший интерес для российских геймеров. «Лента.ру» расскажет о пяти новинках от японских компаний, которые стоят девятичасового перелета из Москвы.

Nioh

Одинокий беловолосый самурай, похожий на ведьмака Геральта, странствует по средневековой Японии, где путников подстерегают как обычные бандиты, так и демоны из местных преданий. Поединки больше всего напоминают об играх Dark Souls, знаменитых требовательностью к мастерству геймера. Враги не приходят отрядами по двадцать и более бойцов, как, например, в цикле Dynasty Warriors от того же разработчика, а сам герой не может парой ударов уложить всех на месте. Даже озверевший крестьянин с вилами — серьезная угроза. Если не уворачиваться от его выпадов — быстро погибнешь.

Противники устраивают засады за стенами амбаров, прячутся в тени деревьев, чтобы неожиданно кинуться на персонажа, когда тот проходит мимо. В арсенале героя представлены и катаны, и пики, и луки. Выстрел в голову убивает врага на месте. Магический суперудар — призыв какого-нибудь могущественного духа — не позволяет легко расправиться с толпой неприятелей и не отменяет необходимости осторожничать.

Как ни странно, похожих по сеттингу экшенов сейчас не так много. Цикл Onimusha от Сapcom, в свое время ставший знаменитым благодаря участию Жана Рено в Onimusha 3, давно не продолжают. Экшены Genji, выходившие на PS2 и PS3, также забыты. Попытка продолжить цикл Ninja Gaiden — Ninja Gaiden III — оказалась неудачной, и новую часть пока не анонсируют. Кстати, именно из-за Ninja Gaiden разработка Nioh сильно затянулась: в Koei решили, что обе игры слишком похожи. Судя по всему, популярность цикла Dark Souls стала поводом возобновить разработку. Концепцию полностью переделали, чтобы сделать ее близкой по содержанию к Dark Souls, но другой по антуражу.

Star Ocean V

Космические путешественники прибывают на планету, где уклад жизни значительно отличается от знакомого им, — так обычно развиваются события в ролевых играх Star Ocean. В первых частях герои главным образом изучали миры, где царит условное Средневековье и действует магия, происходящее больше напоминало «Властелина Колец», чем космооперу в духе «Вавилона-5». Однако в дальнейшем межзвездным вояжам стали уделять больше внимания. Особенно отличились авторы Star Ocean IV, вышедшей для PS3. Сюжет в ней выстроили таким образом, что герои сумели побывать еще и на альтернативно-исторической Земле 50-х годов, причем последствия оказались крайне разрушительными для местного населения.

Будут ли похожие неожиданные миры в новой части, пока неизвестно. На Tokyo Game Show показали типичный фантастический мир, населенный хищными драконами, летающими многоглазыми существами со щупальцами и агрессивными фиолетовыми летучими мышами. В отличие от Final Fantasy, в которой героев пытаются показать пусть и сильно идеализированными, но все же похожими по внешности на реальных людей, в Star Ocean персонажи намеренно стилизованы.

Сражения идут в реальном времени, враги сразу видны на карте мира, и хотя теоретически существует возможность избежать драки, в демо местность спроектирована так, что убегать незачем и некуда. Герой непосредственно управляет только одним бойцом, базовое поведение остальных можно задать заранее, приказав кому-то, например, постоянно атаковать самых слабых противников.

Star Ocean V
Видео: Square Enix NA

Похожие по размаху японские RPG сейчас выходят достаточно редко, и их очень мало по сравнению c тем, как жанр был представлен на PlayStation 2 в начале 2000-х. У Star Ocean V не так много альтернатив. Есть Tales of Zestiria — про фэнтезийный мир и магию. Готовится Persona 5 — про современный мир, в котором творится разная чертовщина. Самой ожидаемой RPG остается Final Fantasy XV — ее ждали еще на PS3, однако разработка затянулась настолько, что игра успела сменить и платформу, и название. На этой TGS издатель Square Enix решил не делать акцент на Final Fantasy XV, уделив основное внимание как раз Star Ocean V.

Umbrella Corps

Вездесущая корпорация Umbrella и люди, превратившиеся под воздействием вирусов в зомби, — эти знакомые приметы вселенной Resident Evil воспроизведены в многопользовательском шутере Umbrella Corps для PC и PS4. Играть в него нужно с видом от третьего лица, иногда переходя в вид от первого. Cогласно предыстории, корпорация пала, и по опустошенным лабораториям рыщут наемники вражеских компаний, надеясь разыскать пробирку-другую с еще одним штаммом Т-вируса.

На TGS показали соревновательный командный режим. По достаточно компактному уровню бродят бойцы двух противоборствующих отрядов и контролируемые компьютером зомби. Они вроде бы равнодушны к игрокам, их легко убивать, но в то же время живые мертвецы способны загрызть бойца, если тот поведет себя особенно беспечно. По сюжету это объясняется так: на спине у каждого наемника есть генератор, который делает его незаметным для монстров. Если подкрасться к другому солдату со спины и выстрелом уничтожить его генератор, зомби сразу на него кинутся. Кроме того, участники могут хватать монстров и использовать их вместо живых щитов.

Укрываться можно также за обломками стен и другими импровизированными заслонами, причем из-за них разрешено и подняться почти во весь рост, чтобы начать обстрел противника, и едва высунуться — в таком случае меткость снижается, но и риск получить пулю ниже. В случае гибели игрока переводят в режим зрителя — он следит за происходящем по карте и может подсказать союзникам, как действовать.

Umbrella Corps очень похожа на западные военные шутеры — от Call of Duty до Battlefield. Антураж Resident Evil позволяет добавить интересные штрихи, вроде тех же генераторов. В демо на TGS сами уровни были настолько компактными, что матчи между шестью участниками разворачивались очень динамично. При этом игра поощряла не только атаки в лоб. Например, умение передвигаться ползком помогало бойцу оставаться незаметным и хитрить, заходя неприятелю в тыл.

Yakuza

Мир якудза и достоверно воспроизведенная современная Япония — главные козыри экшенов Yakuza (на родине используется название Ryu ga Gotoku). Герои отмахиваются от уличной шпаны кулаками и крышками от мусорных баков (огнестрельное оружие по закону при себе иметь нельзя), отводят душу в подпольных тирах и аркадных залах, спускают деньги на общение с улыбчивыми хостес в барах и участвуют в клановых войнах. Разговоры о чести, достоинстве и долге — в обязательной программе.

Для TGS издатель Sega приготовил два сюрприза: HD-ремейк самой первой Yakuza, где впервые показали район Камуро-те, очень похожий на реальный «веселый квартал» Кабуки-те в Токио, и новую номерную часть — Yakuza 6. До западных поклонников Yakuza они доберутся еще не скоро. Даже на родине Yakuza 6 выйдет только осенью 2016 года. Однако за океан до конца 2015 года прибудет предыдущая номерная часть — Yakuza 5. Помимо уже показанных в цикле Токио и Осаки герои побывают в Саппоро — столице зимних Олимпийских игр 1972 года. Также намечены туры в Фукуоку и Нагою.

Создатель цикла Тосихиро Нагоси традиционно воздерживается от ответов на вопрос, консультировался ли он с местными криминальными авторитетами при подготовке Yakuza. Но при этом когда игру показали настоящим якудза, те отметили, что большинство персонажей достаточно реалистичны и общаются между собой именно так, как принято разговаривать в их среде. Однако они раскритиковали главного героя за постоянные драки с гопниками, заметив, что в реальности лидер банды никогда бы не стал ввязываться в уличные свары и привлекать к себе внимание.

PlayStation VR

Как и на Е3, шлем виртуальной реальности от Sony на TGS показали на примере различных демоверсий. В большинстве случаев это не готовые игры, а интерактивные отрывки, чье предназначение — показать, как могут выглядеть проекты различных жанров для устройства.

В некоторых демоверсиях — например, Summer Lessson — толком делать ничего нельзя. Геймеру показывают воспроизведенную в мельчайших деталях комнату или крыльцо дома на побережье, где живет виртуальная девушка, которая завязывает с ним общение. Например, предлагает объяснить непонятное ей слово из книги. Главная цель этой демонстрации — показать, какими способами виртуальная реальность позволяет усилить иллюзию, будто выдуманный персонаж — действительно живой человек.

На традиционную игру больше похожа RIGS: Machine Combat League от Guerrilla Games — образец командного многопользовательского шутера для шести участников. Одна из главных трудностей интерактивных развлечений для виртуальной реальности — убедительное управление движениями персонажа. Если пользователь будет передвигать аватар с помощью традиционного контроллера, это разрушит иллюзию, будто они едины. Создатели RIGS (они же делали шутеры Killzone) нашли такое решение: сделать игроков пилотами гигантских роботов. Стрельба по врагам, ходьба — за все эти функции отвечает контроллер, однако при желании можно выбрать альтернативный способ управления и осуществлять повороты налево и направо, просто двигая головой в нужную сторону.

РlayStation VR — новое название Project Morpheus. На выставке также стало известно, что цена на устройство будет сопоставима с ценой игровой консоли на запуске (например, на старте PlayStation 3 стоила в Европе 500 евро, а PlayStation 4 — 400 евро), при этом для запуска игр потребуется PlayStation 4 (cейчас российские магазины просят за нее в среднем 30-32 тысячи рублей, в Европе цена приставки — 400 евро). Для сравнения: Брендан Ирибе, глава Oculus VR, заявил, что стоимость потребительской версии cоздаваемого его компанией шлема виртуальной реальности вместе с компьютером достаточной мощности составит около 1500 долларов. Точная дата релиза PlayStation VR пока не известна.