2 октября в Париже прошла третья встреча в нормандском формате. На этот раз радушным хозяином был президент Франции Франсуа Олланд. В Елисейский дворец один за одним прибыли президент России Владимир Путин, канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Украины Петр Порошенко. Февральские переговоры «нормандской четверки» в Минске, затянувшиеся на долгие шестнадцать часов, стали рекордными по продолжительности. Встреча во французской столице была много короче и не завершилась подписанием судьбоносных документов. Однако ряд важных решений главы государств все же приняли: они продлили действие минских соглашений и всесторонне обсудили сирийский вопрос. А уже на пресс-брифинге неожиданное заявление сделала канцлер ФРГ. «Лента.ру» наблюдала за происходящим в Елисейском дворце.
Восток и Ближний Восток
Хозяин Елисейского дворца начал день с обещания. «Гарантирую, что ночь мы здесь проводить не будем», — несколько двусмысленно подчеркнул французский лидер, явно намекая на предыдущие переговоры, продлившиеся более 16 часов. И это говорило о многом: Франсуа Олланд как будто знал, что никаких новых документов стороны прорабатывать не станут. Иначе расписание не было бы таким по-французски воздушным — встреча должна была начаться в три часа дня, и многие подумали, что ночную подсветку Елисейского дворца никто не увидит. Эти прогнозы почти сбылись.
Не настаивала на продолжительном рандеву и канцлер ФРГ Ангела Меркель — по неофициальной информации, в ее графике вылет значился уже через три часа после запланированного старта переговоров. Торопиться было отчего: у германского лидера запланированы важные мероприятия в честь 25-летнего юбилея объединения страны. При этом, если верить французскому телевидению, Украина «нормандскую четверку» интересовала уже не слишком сильно: все политические обозреватели с экрана в один голос указывали на центральную тему переговоров — Сирию. Похоже, далекий Ближний Восток европейских партнеров волновал значительно больше собственных восточных рубежей.
В полдень по парижскому времени под звуки марша во двор перед Елисейским дворцом въехал автомобиль президента России. Франсуа Олланд вышел навстречу. Никаких объятий и приветствий на камеру — только рукопожатие, улыбки, несколько дежурных фраз. И считанные мгновенья на крыльце для того, чтобы фотографы успели поймать пару кадров. Встреча выглядела сдержанной, но лица президентов не выражали озабоченности. Путин с Олландом прошли в Зеленый зал, где еще дали фотографам несколько секунд. После чего Олланд взмахнул руками, и прессу попросили покинуть помещение.
Примерно через час прибыл автомобиль следующего гостя. Меркель и Олланд встретились как старые друзья. На полпути к крыльцу они обнялись и поцеловались, канцлер сияла. Известная своим пристрастием к темным пиджакам, в этот день Меркель предпочла романтичный синий цвет.
В распахнутых дверях Елисейского дворца журналисты разглядели российскую делегацию. Путин ожидал встречи с Меркель. Их двусторонние переговоры прошли в Зале послов. От каждой из сторон присутствовали по четыре помощника. А также переводчик, услуги которого не понадобились. Путин говорил по-немецки.
Последней во двор вкатилась машина украинского президента. В этот раз церемониал был нарушен основательно — Порошенко очень долго по меркам протокола и увлеченно что-то рассказывал Олланду. И когда тот развернулся ко входу, украинский президент показал прессе большой палец. Пояснить свой жест он не успел: президенты поспешили на переговоры.
Без прессы
После двусторонних встреч наступило время основных переговоров в нормандском формате. Для этого предназначался зал «Мюрат». Однако лидеры решили начать на свежем воздухе и расположились за скромным деревянным столиком во дворе дворца. Инородным телом на переговорах выглядела пустующая пепельница — рассказывают, что французский лидер время от времени предается размышлениям с сигаретой в руках.
Информации непосредственно о ходе беседы было катастрофически мало: быть может, такова особенность третьей по счету встречи в «нормандском формате», но вероятнее всего, так тут вообще принято. Прессе выделили отдельное помещение через дорогу от основного. При всем желании подкараулить лидеров у дверей, подсчитать, сколько раз и с каким выражением лица они выходили из переговорной, не получилось бы.
Зато за всех отдувалась пресс-служба украинского президента. Именно она сообщала, что Порошенко и Олланд скоординировали позиции перед переговорами в «нормандском формате» и коснулись вопроса реформирования ООН. Под занавес украинский лидер пригласил французского коллегу посетить Украину с официальным визитом. Хозяин Елисейского дворца отказываться не стал.
Томительное ожидание итогов переговоров в этот раз не скрашивали заявления хозяев мероприятия о количестве выпитого и съеденного (на предыдущем заседании в Минске 12 февраля Александр Лукашенко по-хозяйски заметил, что гости «ели яичницу, сыр, молочные продукты, выпили несколько ведер кофе»). Лишь однажды в дверях промелькнул силуэт фрау Меркель, вызвав небольшой ажиотаж. Но канцлер не вышла.
Зато финал был поистине стремительным. На крыльце показались Путин и Олланд, журналисты наперебой начали спрашивать об итогах встречи. Несколько раз послышалось слово «Сирия». Российский лидер приложил ладонь к уху, однако до него, похоже, долетали только отдельные слова. Так и не дав ни одного комментария, Путин уехал (позднее итоги встречи прокомментировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков). Следом к автомобилю прошел Порошенко. Со всех сторон посыпались вопросы на английском, но глава украинского государства тоже не задерживался: кого-то на ходу поблагодарил и отбыл. Хозяевами вечера остались Олланд и Меркель.
«Это не касается Крыма»
Нельзя сказать, что они говорили долго и информативно, однако несколько важных фраз все-таки прозвучало. Французский лидер, например, вполне однозначно дал понять, что стороны пришли к согласию по главному вопросу текущей повестки — переносу действия минских соглашений на 2016 год. Правда, заявление об этом получилось несколько двусмысленным.
«В течение всего дня мы оценивали результаты реализации минских соглашений и стремились обсудить их перспективы. По всем пунктам мы должны уложиться в предусмотренные минскими соглашениями рамки», — заметил Олланд. И тут же добавил, что работать придется «дольше сроков, отпущенных для этих процессов минскими договоренностям, то есть после 31 декабря».
Второй важной темой ожидаемо стал вопрос местных выборов — об этом высказались оба оставшихся на пресс-брифинг лидера. Насколько можно судить по округлым дипломатичным формулировкам, «нормандская четверка» договорилась об отмене выборов на Украине и в Донбассе и, главное, предписала Киеву вступить в переговорный процесс с ополченцами, от чего администрация украинского президента уклонялась все это время, не считая их стороной переговоров.
Все это указывает на очень важный результат заседания: на Киев оказывается нешуточное давление с целью добиться элементарного выполнения требований документа под названием «Комплекс мер по выполнению минских соглашений». Насколько можно судить из заявлений лидеров двух государств, Украине придется согласовать выборы с ЛДНР, а главное — предстоит прописать особый статус Донбасса в конституции страны.
Это значит, что Киеву придется отзывать из Рады пакет конституционной реформы (который и без того был проведен через парламент в первом чтении с большим трудом) и дорабатывать его, что с учетом внутриполитической ситуации на Украине представляется весьма сложным процессом. Видимо, по этой причине европейские лидеры, как и предполагала «Лента.ру», в центр переговоров по Украине поставили именно вопрос смещения окончательной даты реализации минских соглашений на 2016 год — то есть запустили процесс заморозки конфликта.
Тому есть вполне объективные причины: конфликт на юго-востоке Украины ожидаемо зашел в тупик, и единственной актуальной задачей дипломатии сейчас можно считать только прекращение кровопролития в Донбассе. Кроме того, на украинскую повестку очень сильно повлияла Сирия — даже в ходе парижской встречи очень большое значение придавалось двусторонним контактам европейских лидеров с Владимиром Путиным, в ходе которых, по словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, российский лидер рассказывал своим визави об основных целях операции Воздушно-космических сил России на Ближнем Востоке.
И уже в этом контексте очень любопытными выглядят слова фрау Меркель, произнесенные ею на пресс-брифинге. Германский канцлер заявила, что «Украина с полным правом ожидает восстановления своего территориального суверенитета». И внезапно добавила: «Пока это не касается Крыма, пока это касается остальной территории страны».