Дорогой мой алкоголь

Кризис-2015: россияне стали меньше пить и курить?

Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Во времена экономического спада так называемые индустрии греха, к которым относятся табачная и алкогольная промышленности, обычно набирают обороты. Однако нынешний кризис оказался исключением: россияне снизили потребление этих групп товаров. С чем это связано? «Лента.ру» попыталась разобраться.

Согласно официальной статистике, кризис ударил по всем категориям так называемой нездоровой продукции. Продажи пива, крепкого алкоголя и табака в натуральном выражении уменьшаются, говорится в исследовании компании Nielsen. В период с августа 2014-го по июль 2015-го объем продаж сигарет снизился на 11 процентов, пива — на 9 процентов, крепкого алкоголя — на 10 процентов. В последней категории сильнее всего просели обороты джина — на 24 процента, ликера — на 14 процентов, водки — на 8.

Правда, в денежном выражении все три индустрии продолжают расти вместе с ростом цен. Так, в среднем, пачка сигарет за год подорожала на 23 процента, литр пива — на 10 процентов, а литр крепкого алкоголя — на 11 процентов. Но, отмечают аналитики компании Nielsen, в 2015 году подобное увеличение ценника не воспринимается покупателями как исключительное — на фоне роста цен на все товары массового спроса.

Поэтому, казалось бы, россияне не должны экономить на «вредных» товарах. Тем более в стрессовой ситуации. «В кризис так называемые индустрии греха, к которым относятся табачная и алкогольная промышленности, обычно растут», — говорит Александр Базыкин, управляющий партнер консалтинговой компании Heads. И поясняет: чувствуя тревогу за свое будущее, люди все чаще прибегают к столь дешевым и доступным рецептам счастья.

Идем другим путем

Однако этого не происходит. Почему? Эксперты уверены — основная причина кроется в увеличении потребления контрафакта, который статистикой не учитывается. Рост цен на легальную часть рынка на фоне резко упавших доходов населения привел к тому, что многие потребители переключились на «серую» продукцию.

«Конечно, во всех трех индустриях существует теневой рынок», — утверждает Марина Лапенкова, руководитель группы по работе с компаниями табачного и алкогольного рынка Nielsen Россия. Так, эксперты отмечают рост теневого рынка пива. Особенно нелегальной торговлей злоупотребляет малые и средние российские компании в секторе разливного пива, говорит директор по развитию компании «Градиент Альфа» Светлана Гагарина.

Однако куда более масштабен нелегальный рынок крепкого алкоголя. В стране растет потребление суррогата и напитков кустарного производства. Руководитель Росалкогольрегулирования Игорь Чуян жаловался, что в 2014 году в России многократно выросли продажи устройств для изготовления самогона. «Одним из ярких свидетельств неготовности населения к высоким ценам на крепкий алкоголь является развитие самогоноварения — в три-четыре раза по сравнению с прошлым годом (2013-й — прим. «Ленты.ру») выросло число проданных самогонных аппаратов», — говорил Чуян.

Угрожающими темпами развивается и производство нелегальной водки, которая выпускается в промышленных масштабах на тех же предприятиях, что и легальная продукция. С одной стороны, по качеству эта водка в подавляющем большинстве случаев не отличается от продукции, с которой государство получает акциз, с другой стороны, она дешевле, поскольку не облагается налогами. Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА» считает, что около 30 процентов рынка крепкого алкоголя приходится на суррогаты, еще столько же — на продукцию легальных заводов, производящих больше, чем заявлено в документах на лицензирование.

Эти данные подтверждаются оценками Nielsen, по которым 50-60 процентов всей продаваемой водки реализуется нелегально. Марина Лапенкова утверждает, что в натуральном выражении легальный рынок водки в России за январь–август сократился на 8 процентов. И даже февральское снижение минимальной цены на крепкий алкоголь до 185 рублей за 0,5 литра (до августа 2014 года минимум составлял 199 рублей, после — 220) не дало позитивного эффекта с точки зрения легализации водочного сектора на фоне резко упавших доходов населения. Крупные федеральные игроки не могут предложить такую цену: учитывая все издержки на производство, логистику и отчисления в бюджет, она будет ниже себестоимости. А потому водочные гиганты всеми способами борются с ростом акцизов, их представители настаивают на том, что это еще больше ударит по легальному бизнесу.

В погоне за дешевизной

Среди потребителей, не перешедших на нелегальный товар, часть продолжила приобретать более экономичный вариант продукта. «Кто-то переходит на более дешевые сигареты: об этом свидетельствует некоторый рост продаж дешевых марок, хотя заядлые курильщики и неохотно меняют свои привычки», — говорит Светлана Гагарина. Вероятно поэтому, на рынке растет доля отечественных производителей, имеющих возможность предлагать относительно недорогие продукты и регулировать рост цен, утверждается в исследовании Nielsen.

Кроме того, существенно выросла доля компактных упаковок: разница в цене по сравнению со стандартной пачкой — примерно 3 рубля. Другой популярный формат в сигаретной категории — большие пачки (25-30 сигарет), также позволяющие сэкономить в среднем до 10 процентов за сигарету. Продажи табачной продукции в таких пачках выросли почти втрое за последний год и занимают примерно 3 процента рынка в натуральном выражении.

Те же тенденции и в пивном секторе. По оценке Nielsen, увеличивается доля разливного пива, которое сейчас занимает около 6 процентов рынка. Большая часть разливного пива изготавливается локально отечественными производителями, и цены на него невысокие. «Растет российский крафт как альтернатива безумно дорогой Великобритании и просто дорогой Бельгии. И это при том, что в целом пива пьют меньше», — подтверждает Александр Ендовин, совладелец компании Ze Bir (управляет бельгийской пивной «0,33»).

Глава Союза российских пивоваров (СРП) Андрей Губка также обратил внимание на то, что в этом году наблюдается 30-процентное падение продажи пива в секторе HoReCa (кафе, бары, рестораны, включая гостиничные). Число заведений увеличивается, но объем продаж снижается. По прогнозам гендиректора «Московской пивоваренной компании» Игоря Дементьева, в следующем году пивной рынок при повышении акциза с 18 до 20 рублей может упасть еще на 10 процентов.

В связи с этим производители пива намерены обратиться к правительству с просьбой на ближайшие несколько лет ввести мораторий на дальнейшие ограничения производства и распространения пенного напитка (включая увеличение возраста употребления до 21 года), а также заморозить акцизы. Предлагается частично снять ограничения на рекламу пива и подумать над тем, чтобы вернуть пиво в ларьки и киоски, а также разрешить его продажу на стадионах.

Очевидно, что в кризис резко выросло потребление водки экономсегмента: по экспертным данным, с 40 до 60 процентов. По словам ретейлеров, хорошо продается водка только в самом низком ценовом сегменте — от 185 рублей за 0,5 литра. Сегодня потребителю гораздо в меньшей степени, чем раньше, важен бренд и компания-производитель напитка, на первый план выходит его цена.

box#1687387

Также из-за желания покупателей сэкономить отмечается увеличение продаж небольших упаковок крепкого алкоголя, говорится в исследовании компании Nielsen. Плюс ко всему, с точки зрения каналов дистрибуции, растет популярность дискаунтеров, таких как сеть «Пятерочка», «Дикси», «Карусель» и т.д. Географическая доступность, расширяющийся ассортимент и консервативная ценовая политика — ключевые факторы для перетока объемов продаж крепких напитков в данный формат, говорят эксперты.

Конечно же, помимо кризиса на объемах потребления «вредных» групп товаров, сказывается и политика государства. Возрастной запрет продаж, отмена рекламы на телевидении, цензура в кино и сериалах в совокупности сократили потребление алкоголя на 25 процентов за последние 5 лет. Эти цифры озвучивал Минздрав, основываясь на подушевом потреблении алкоголя.

Подобная же динамика отмечается и с курением: по данным последнего опроса ВЦИОМа, число курильщиков сократилось на 17 процентов за последние 3 года, чему способствовал запрет на курение в общественных местах и продаж на открытых прилавках. Но какие факторы — административные или экономические — сильнее повлияли на поведение нашего потребителя, большой вопрос. Все-таки рубль — гораздо более весомый аргумент, чем воспитательные меры.

Обсудить
Бизнес
 — 
07:05 22 февраля 2017

Кислая ситуация

Почему российский рынок еще долго не избавится от дефицита молока
«У молодых вообще нет собственной позиции»
Почему современные студенты инфантильны, аполитичны и боятся протестов
Валентина ТерешковаПо космическим законам
Как Терешкова принесла соревнование с американцами из космоса в политику
Казус Чудновец
Чем закончится дело жительницы Катайска, осужденной за репост. Репортаж
Тень независимости
Может ли Россия признать ДНР и ЛНР
Без ствола
Российские власти сокращают число владельцев гражданского оружия
Мне хардбольно
Как играют в самую травмоопасную военно-спортивную игру
Недостаток ресурсов при избытке амбиций
Что не так с индийской системой закупок оружия
Тир во время чумы
Как тренировка в стрелковом клубе обернулась смертью инструктора и ученика
Допрос обвиняемого - митрополита Петроградского Вениамина на судебном процессе по делу об изъятии церковных ценностей, проходившем в зале филармонииСидеть!
Как молодая советская власть карала своих граждан
Стрелять, Карл!
Подстреленный Гитлер и отпуск в фашистской Италии: обзор Sniper Elite 4
Ястреб сбит, ястреб сбит!
Пушка-ловушка, орлы и другие неожиданные способы уничтожить беспилотник
twen, Nr. 6, 1969, Фотография: Гвидо Мангольд, графика: Вилли Флекхаус«Опаснее тысячи порножурналов»
Король книжного и журнального дизайна Вилли Флекхаус
Pierre et Gilles, Sainte Marie MacKillop (Kylie Minogue), 1995, Collection privée (c) Pierre et GillesГолубо-розовое
Транссексуалы, проститутки и панки в латексе на снимках гей-пары Пьера и Жиля
Белая вдова
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Джеки» до «Тони Эрдманна»
Орхан Памук«Ни одна жизнь не достойна романа»
Орхан Памук о современной Турции и противостоянии Востока и Запада
Смерть вождя
Роли, по которым мы запомним Алексея Петренко
В отпуск с кошкой
Как правильно организовать путешествие с домашними животными
Страна оленья
Почему Якутия — главное направление для путешествий в этом году
Руины господского дома в усадьбе Ольгово. Дмитровский район, Московская область
Призрак Пиковой дамы
Где в Подмосковье можно встретить привидение
Северно-ледовитая Венеция
Почему российским туристам стоит заглянуть в немецкий Нюрнберг
Мимимиметр сломался
Азиатский бум на умилительных собак пришел в Instagram
Фильтр «зависть»
Звезда Instagram из Нью-Йорка показала изнанку интернет-славы
Натянуть уши на нос
Шесть необычных поводов для обращения к пластическому хирургу
Мусорщик в ИндииУ каждого дела запах особый
Daily Mail выбрала самые отталкивающие профессии в мире
Лучшее от Italdesign за 10 лет
Девять проектов Italdesign Giugiaro, которые не оставят равнодушными
20 роскошных авто. В камуфляже
Маскировка, которая нужна, чтобы стать заметным
Что купить за цену Lada Vesta в Европе
От каких моделей Lada Vesta собирается отвадить немцев
6 самых необычных военных машин
Военная техника, от которой волосы встают дыбом
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Дворянское гнездо
Один из самых шикарных в мире домов нашли в диком лесу
«Пусть меня захоронят в отравленную, но родную землю»
Почему люди отказываются покидать чернобыльскую зону: реальные истории
Поставили баком
Англичане сделали идеальный дом из резервуара для воды