Новости партнеров

Корабли постоят

Пойдет ли ко дну рынок суперъяхт

Яхта «Rising Sun»
Фото: Alamy / ТАСС

После удвоения объемов строительства и продаж суперъяхт в 2009-2014 годах, совпавшим с удвоением числа долларовых миллиардеров в мире, в 2015-м признаки бума в индустрии самых дорогих индивидуальных средств передвижения по воде стали сходить на нет. «Лента.ру» попробовала разобраться, есть ли основания для тревоги.

По данным Boat International, одного из самых авторитетных международных изданий в области яхтинга, количество проданных новых (не считая вторичный рынок) суперъяхт во втором десятилетии этого века неуклонно росло: со 194 в 2010 году до 412 в 2014-м. Тренд был восходящим всю первую половину десятилетия, безотносительно характерных и для этого рынка сезонных скачков (пик продаж приходится обычно на второй и четвертый кварталы года). Объяснением этому буму могут, очевидно, послужить данные Forbes, согласно которым за тот же период в мире удвоилось и количество сверхбогатых: если в 2009 году на Земле было 793 долларовых миллиардера, то в 2014 — 1826. Именно в это время были спущены на воду самые большие яхты в мире — Eclipse Романа Абрамовича в 2010-м (162,5 метра, 376 миллионов долларов; отдельные источники указывают возможную цену после всех доработок в 1,1 миллиардов долларов) и Azzam эмира Абу-Даби Халифы ибн Зайда Аль Нахайяна в 2013-м (180 метров и 600 миллионов долларов). Любопытно, что, согласно сведениям журнала Motor Boat & Yachting, еще одного авторитетного яхтенного издания, оба судна зарегистрированы как чартерные. Это позволяет снизить налоговую нагрузку (чартерные яхты не подлежат налогу на имущество) — хотя в реальности владельцы не сдают их в наем. Впрочем, предоставление в чартер своих яхт, включая и классифицируемых как «супер» (таковыми считаются любые моторные яхты длиной более 24 метров — они должны иметь постоянную команду и соответствовать ряду других дополнительных условий), — весьма распространенный источник дополнительного дохода для их владельцев. Это вполне объяснимо, учитывая, что только годовые эксплуатационные расходы на содержание такого судна могут достигать 20 миллионов долларов.

В 2014 году было объявлено о начале строительства яхты проекта Triple Deuce длиной 222 метра и проектной стоимостью в 1,1 миллиарда долларов — самой большой и самой дорогой суперъяхты в мире. О планируемом спуске яхты на воду в 2018 году известила американская брокерская фирма 4Yacht, однако эксперты рынка относятся ко всему этому со скепсисом. Юрист Джон Леонида отметил необычность столь раннего объявления проектной стоимости: «Эта индустрия очень закрыта от посторонних. С чего бы будущий владелец захотел сообщить о желании потратить миллиард долларов? К тому же тратой такого масштаба наверняка заинтересуется правительство США». Глава брокерской фирмы Burgess Джонатан Беккетт в интервью изданию Yachting был более категоричен и попросту назвал эту информацию слухами. Практически все эксперты указывают, что 4Yacht так и не назвала верфь, на которой будет размещен заказ, что также вызывает большие сомнения в реальности проекта.

Как бы то ни было, наблюдаемый на рынке тренд ставит под вопрос будущее Triple Deuce, даже если проект действительно продвигается. По данным Boat International, после рекордного 2014-го, когда на приобретение 412 суперъяхт было потрачено 3,71 миллиарда долларов, в уходящем году было продано лишь 376 судов на сумму 3,2 миллиарда долларов. Кроме того, не наблюдалось и привычного роста продаж в четвертом квартале после столь же традиционного снижения в третьем.

Количество проданных в мире суперъяхт (по данным Boat International)

2014 2015 Кварталы
80 87 1
146 112 2
92 91 3
94 85 4

Тревожной можно считать и прослеживающуюся тенденцию избавляться от дорогостоящих плавучих игрушек. Так, в декабре 2015 года СМИ сообщали о якобы намеченной владельцем банка «Русский Стандарт» Рустамом Тарико продаже его 56-метровой яхты. Источники уточняли, что 25 миллионов евро, вырученные от сделки, должны пойти на то, чтобы закрыть дыру в капитале его банка.

Однако многие эксперты рынка (в первую очередь все тот же Boat International) оценивают ситуацию оптимистически, указывая, что в настоящее время в стадии строительства находится рекордное количество суперъяхт — 755, по данным «Глобального списка заказов» (Global Order Book), который ежегодно публикуется выходящим в США изданием ShowBoats International. Специалисты также отмечают девятипроцентный рост спроса на яхты среднего размера (8-12 метров) и интерес к яхтам ледового класса «Эксплорер», пригодных к плаванию в высоких широтах (17-процентное увеличение продаж по сравнению с 2014 годом). Возможно, уменьшение интереса к суперъяхтам повлечет за собой всплеск числа покупок более экономичных (во всех отношениях) люксовых судов для отдыха, хотя в настоящий момент, вероятно, еще слишком рано делать какие-либо далеко идущие выводы.