Нефть продолжает дешеветь. Марка Brent упала до 32,45 доллара за баррель, а американская и европейская валюты подорожали сразу на три рубля. В мире идет нефтяная война за место на рынке, утверждают эксперты. Пока Россия остается на «нефтяной игле», ход этой войны влияет на благосостояние населения и бюджет государства.
Нижний уровень
Начало 2016 года отмечено рекордным падением нефтяных котировок. С 4 января марка Brent подешевела с 37,22 до текущих 33 долларов, техасская WTI — с 36,76 до 32,59 доллара, корзина ОПЕК — c 31,79 до 28,46 доллара. Цена снижается до рекордных минимумов.
Сырьевой рынок оказался под давлением Китая. Девальвация юаня и очередной обвал индекса Shanghai Composite вызвали цепную реакцию по всему миру — задело и США, и Россию. Поскольку КНР — ключевой потребитель энергоносителей, экономические трудности в стране приводят к падению стоимости нефти (спрос на углеводороды снижается, поскольку экономика развивается не так быстро, как ожидалось).
Рубль отреагировал на обвал нефти с опозданием, поскольку Московская биржа была закрыта с 7 по 10 января. 11 января, в понедельник, доллар на открытии торгов резко подорожал до 76,49 рубля, евро — до 83,98. Позднее рынок чуть остыл: курс американской валюты снизился до 75,26 рубля, единой европейской — до 82,02 (данные на 15:10 мск). Официальный доллар на 12 января — 75,95 рубля, евро — 82,81. Их стоимость выросла сразу на три рубля.
Российская валюта по-прежнему привязана к нефтяным котировкам. Их движение продолжает оказывать значительное влияние на курс рубля. По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, национальная валюта могла бы быть крепкой при двух условиях: либо стабилизируется нефть, либо диверсифицируется экономика — то есть снизится ее зависимость от производства и продажи углеводородов. Государству нужно выбрать одно из двух — ждать или же развивать не нефтегазовые сектора. С учетом того, что в бюджет заложена стоимость «черного золота» в 50 долларов за баррель, пассивный режим может оказаться губительным.
Казна не резиновая
Эталонная нефть Brent 11 января падала ниже отметки 33 доллара за баррель. В ходе торгов на лондонской бирже ICE ее стоимость опускалась до 32,45 доллара — так мало североморская марка не стоила уже более 10 лет. Текущие нефтяные котировки — на уровне 2004 года.
Тогда в бюджет России была заложена стоимость нефти в 20 долларов. Правительство предпочитало осторожный, консервативный подход к формированию казны. В январе 2004 года Brent в среднем стоила 31,2 доллара, в декабре — 29,9. Так что власть решила подстраховаться: доходы и расходы были сбалансированы даже при пониженной до 20 долларов стоимости нефти. Согласно федеральному закону о бюджете на 2004 год, государство планировало заработать 3,3 триллиона рублей, потратить — 2,8 триллиона (профицит — 505,8 миллиарда рублей).
Ситуация с бюджетом на 2016 год диаметрально противоположная. Правительство утвердило его, исходя из предположения о том, что среднегодовая цена нефти составит 50 долларов за бочку. Сейчас — около 33 долларов. Ожидаемые доходы казны — 13,7 триллиона рублей, расходы — 16,1 триллиона (дефицит — 2,4 триллиона). Если нефть останется на текущих позициях или продолжит дешеветь, государству придется пересматривать свои траты. Государство еще не начинало новый год с таким разрывом между реальностью и прогнозом. Более того, глава Минфина Антон Силуанов допускал, что котировки могут обвалиться ниже 30 долларов. «Цены на нефть мы закладывали в бюджет 50 долларов за баррель, сейчас уже около 36-37 долларов за баррель. Непонятно, что будет дальше», — сетовал чиновник.
Руководитель отдела международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин попробовал представить, что же будет дальше. «Вариантов на самом деле немного: либо повысить налоги, либо включить печатный станок, либо и то, и другое», — отметил он в беседе с «Лентой.ру». Эксперт отметил, что также можно наращивать госдолг. Впрочем, у правительства есть еще одна возможность — начать стимулировать производство. В том числе, путем снижения налогов и создания максимально благоприятного делового климата в стране. Но этот вариант Миркин назвал фантастическим.
Нефть не по карману
Сейчас главный вопрос для государства, сколько будет стоить нефть в течение года. От этого зависит, не придется ли правительству резать расходы, особенно — социальные. Помимо фундаментальных причин (превышение глобального предложения над спросом) на котировки нефти также влияет множество других факторов. В том числе — политика. Обострение отношений между членами ОПЕК — Саудовской Аравией и Ираном — внесло свой вклад (пусть ограниченный и краткосрочный) в снижение стоимости сырья. Кроме того, рынок ждет окончательного снятия санкций с Тегерана. Когда Исламская республика начнет продавать свою нефть, объем предложения увеличится при падающем спросе.
Дополнительный негативный для нефти фактор — укрепление доллара (стоимость барреля номинирована в американской валюте, чем она дороже, тем дешевле бочка горючего). Аналитики Morgan Stanley предупредили, что из-за этого котировки могут упасть до 20 долларов за баррель.
Яков Миркин отметил, что тенденция падения нефтяных цен — долгосрочная. «Согласно нашему прогнозу, цена должна плавно снижаться в течение 2018-2019 годов, причем нижнюю границу стоимости барреля Brent мы указывали на уровне 35-33 долларов. Сейчас нефть уже опустилась до 33 долларов за баррель», — комментирует экономист. По его словам, в мире идет нефтяная война: государства-экспортеры нефти демпингуют, чтобы сохранить свою долю на рынке. «Пока российские нефтяники находятся в прибыльной зоне, однако резко снижается рента, которую получает государство и, соответственно, мы все», — предупреждает Яков Миркин.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин подчеркивает, что динамика цен определяется прежде всего стремлением нефтедобывающих стран удержать или расширить свою долю на рынке. По его мнению, стоимость нефти могла бы превысить 200 долларов за баррель, если бы между Ираном и Саудовской Аравией разразилась война, в результате которой танкеры не смогли бы перемещаться в Персидском заливе. «Однако такой сценарий крайне маловероятен — обеим сторонам конфликт невыгоден, а удерживать доли на нефтяном рынке критически важно», — указал эксперт.
Борьба продолжается. Никто не хочет сокращать добычу и снять излишек нефти с рынка. Наоборот, ОПЕК на последнем заседании в 2015 году приняла решение наращивать производство. Теперь все углеводородные державы (в том числе и Россия) вынуждены торговать стремительно дешевеющим товаром. Вслед за нефтью падают рубль, доходы россиян и государства в целом. «Нефтяная игла» оказалась длиннее, чем предполагалось. Чтобы слезть с нее, потребуется больше времени. Остается надеяться, что правительство потратит его не на пассивное ожидание возвращения эры дорогих энергоносителей, а на реформирование экономики.