Мария Шарапова в 18-й раз подряд проиграла Серене Уильямс и не смогла выйти в полуфинал Открытого чемпионата Австралии. После матча россиянка отказалась играть за сборную в феврале, вызвав жесткую критику со стороны президента Федерации тенниса России Шамиля Тарпищева. «Лента.ру» рассуждает о проблемах лучшей теннисистки страны.
День сурка
«Мне нужно залечить травму предплечья. Сейчас это приоритетная для меня задача. Конечно, я приеду в Москву, чтобы поддержать сборную, но, по всей видимости, играть не буду», — эти слова раздосадованная Шарапова произнесла на пресс-конференции после поражения от Серены Уильямс, которое стало для нее 19-м в карьере и 18-м подряд.
Неудачи в поединках с американской теннисисткой стали для Шараповой своеобразным днем сурка. Как это было в подавляющем большинстве случаев, Мария проиграла безоговорочно. Равная борьба продолжалась до счета 4:4 в первом сете, после чего чаша весов качнулась в сторону Уильямс столь же стремительно, как если бы Мария и Серена встали на настоящие весы.
Американка вцепилась в подачу Марии, сделала решающий брейк и начала доминировать. Шарапова известна мощью своих атакующих ударов, но Уильямс — одна из считанного количества теннисисток, которые заставляют ее защищаться, а этого она не любит и, давайте будем честными, не умеет. Серена выиграла матч со счетом 6:4, 6:1. Счет в противостоянии Шараповой и Уильямс стал 19:2 не в пользу россиянки.
После игры Мария отдала должное сопернице, у которой не может выиграть с 2004 года: «Серена меня мотивирует, потому что она на другом уровне. Она заставляет что-то придумывать — не только меня, но и многих других игроков. Она заставляет работать. И это вдохновляет».
Аналогичный комплимент сделала в адрес россиянки и Серена: «Что-то есть в ее игре. Мне нравится, как она бьет. Плюс я знаю, что когда играю с ней, то мне нужно прибавлять. Мне кажется, она заставляет меня играть лучше».
Игра Марии, учитывая недостаток игровой практики после травмы запястья, оставила тягостное впечатление. На протяжении первых 40 минут Шараповой удавалось справляться с мощными ударами Уильямс под линию и самой проводить разящие контрвыпады. Но затем Уильямс прибавила, а у Маши перестала работать подача и посыпались невынужденные ошибки.
Невежливый отказ
Не меньше расстроило и решение отказаться от игры за сборную, принятое, как показалось, на эмоциях. C одной стороны, капитан женской сборной России Анастасия Мыскина еще в ноябре сообщила, что Мария за сборную может больше не выступить: «Для Шараповой это точно был последний сезон в Кубке Федерации. В следующем на первый план выходит Олимпиада. Мы будем меньше дергать девочек, так как хорошо выступить на Олимпиаде — важнее».
В декабре Мыскина свои слова скорректировала и сообщила о личном решении Шараповой сыграть за сборную с голландками: «Мы очень рады, что Мария вновь выступит за национальную команду. Это решение Шарапова приняла самостоятельно. Как мне кажется, для нее важно вновь появиться перед российскими болельщиками, тем более в Москве, в спортивном комплексе "Олимпийский"».
Действительно ли причина участия Марии в далеко не самом важном и трудном матче — лишь желание сыграть перед московской публикой, в спорткомплексе «Олимпийский»? Разумеется, нет. То есть сыграть в Москве Шараповой важно и наверняка приятно, но дело не только в этом.
На носу Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро. Чтобы на них квалифицироваться, одного высокого рейтинга мало. По регламенту Международной федерации тенниса (ITF) необходимо за четырехлетний цикл хотя бы трижды сыграть за свою сборную. Мария пока сыграла лишь дважды — с командами Польши и Чехии в 2015 году, во всех матчах одержав победы.
Об этом правиле ITF напомнил и президент Федерации тенниса России (ФТР) Шамиль Тарпищев: «Если Шарапова хочет участвовать в Олимпиаде, ей придется сыграть за сборную. Есть регламент ITF. Если Мария не хочет играть за сборную, но хочет сыграть на Олимпиаде, ей придется "бодаться" с ITF. Я не знаю, почему она сделала такое заявление после игры с Уильямс. Возможно, ей и ее менеджерам надо все хорошо обсудить еще раз».
Со стопроцентной уверенностью говорить об участии или неучастии Шараповой в матче с Нидерландами, который состоится 6-7 февраля, пока рано. В любом случае — с Марией или без нее — сборная России будет абсолютным и безоговорочным фаворитом: у голландок нет ни одной теннисистки в первой сотне рейтинга WTA.
Это будет матч стартового раунда Кубка Федерации. Шарапова и раньше практически никогда не играла в подобных встречах, и это совершенно нормальная практика для современного тенниса. Роджер Федерер всегда (помимо сезона 2014 года) играл за швейцарскую сборную только стыковые матчи за право остаться в элите, Новак Джокович не выступает за сербов с 2011 года, сестры Уильямс за последние десять лет сыграли за США всего пару раз.
Теннис — индивидуальный вид спорта, и для многих ведущих игроков матчи за свои сборные — лишнее тяжелое, стрессовое и травмоопасное мероприятие, к тому же абсолютно бесплатное. Все вышеперечисленные спортсмены, в том числе и Шарапова (в 2008 году), уже приносили своим странам победы в Кубках Дэвиса и Федерации и чувствуют себя вправе считать эту миссию выполненной.
Федерер, Джокович и сестры Уильямс — национальные герои в своих странах. Марию же некоторые считают едва ли не предательницей. Почему? Вопрос риторический.