Соль зимы русской

Можно ли содержать улицы в чистоте, не засыпая их реагентами

Уборка снега на улицах Москвы
Фото: Кристина Кормилицына / «Коммерсантъ»

В Санкт-Петербурге нынешней зимой решили полностью отказаться от использования реагентов. Инициатива городских властей добавила забот коммунальщикам, но петербуржцы оценили белый снег под ногами и чистые автомобили. Опыт Северной столицы заставил власти других городов по-новому взглянуть на зимнюю уборку улиц.

«За последние три дня в комитет по благоустройству пришло большое число благодарностей "за чистый белый город", "за скрипящий, а не хлюпающий под ногами снег", "за возможность возить детей по улицам на санках". Спасибо вам за поддержку и высокую оценку нашей работы!»

Эти отзывы и комментарии на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга — первый итог эксперимента по отказу от использования соли и реагентов в борьбе со снегом и льдом на улицах Северной столицы. Более тысячи единиц техники, 165 тысяч кубометров снега, убранного за первую половину января. Только за 12 и 13 января, как указывают городские власти, с улиц убрано 77 тысяч кубов.

Алгоритм прост — дворники с лопатами и грузовик до ближайшей снегоплавилки. Это не единственное, но оптимальное решение в случае отказа от соли и прочих реагентов. Многие эксперты признают, что мелкая гранитная крошка, которую используют в Финляндии едва ли не со времен Российской империи, была бы идеальным вариантом для борьбы со льдом и снежным накатом. Карьеры для ее производства можно найти неподалеку от города. Однако питерская ливневая канализация, куда рано или поздно попадет этот абразив, с ним вряд ли справится. Россия пока не владеет технологией выделения гранитной крошки из талого снега и едва ли получит ее в условиях международных санкций. Потому прометание и вывоз снега с дорог и тротуаров остается безальтернативным методом. Смесь песка и соли (не более десяти процентов) используют в точечном режиме: пешеходные переходы, мосты, сложные перекрестки.

Результат — белоснежные виды Петербурга, которые корреспондент «Ленты.ру» оценил лично, пройдя от Петроградской стороны до Дворцовой площади. Если под ногами не асфальт, то плотный белый снег. Убрано далеко не везде — средней силы снегопад теперь приносит коммунальщикам в разы больше работы, и власти извиняются за такие задержки. Зато на обуви — никаких разводов. Нет грязи и на машинах. Для Питера в бессолевой диете, как здесь называют новый принцип борьбы со снегом, есть и дополнительный бонус: реагенты не разъедают штукатурку первых этажей зданий, среди которых немало памятников того или иного значения.

Аргументы за — очевидны. Но есть и противники, которые прежде всего указывают на трудоемкость процесса, при том что штат питерских дворников не увеличился. Из-за этого после очередного снегопада далеко не все районы одинаково быстро приводят в порядок. Действительно, соскребать снег и колоть лед труднее, чем сгребать на обочину растворенную реагентом жижу. «Если где-то еще не убрали снег, то только потому, что все единицы, которые имеются в наличии, перенаправлены на другие участки, — говорят в городском комитете по благоустройству. — Основные силы и средства направлены на уборку и плавление».

Еще с начала 2010-х отношения петербуржцев и коммунальщиков стабильно обострялись именно зимой. От общественных протестов остались несколько образцов сетевого фольклора — связанного, главным образом, с «сосулями». Сейчас на сайте change.org, где обычно размещают жалобы на действия власти, группа горожан во главе с художником Керимом Рагимовым запустила петицию с благодарностью комитету по благоустройству и его главе Владимиру Рублевскому. По словам Рагимова, он, как живописец особенно остро ощутил изменение пейзажа к лучшему.

Не красоту пейзажей, но чистоту машин и обуви оценили автомобилисты и пешеходы. В опросе популярного автосообщества Санкт-Петербурга вариант ответа «Очень доволен, чистая машина, чистые стекла» выбрали 60 процентов участников. Вариант «Верните соль, мне скользко тормозить» — отметили 6 процентов опрошенных. Примерно такое же соотношение и среди пешеходов: около 32 процентов «Очень рады белому снегу и чистой обуви» и два с половиной процента считают, что «Лучше соль и грязь, чем ломать руки-ноги на льду».

Такой бессолевой консенсус властей и жителей Санкт-Петербурга вывел тему зимней уборки улиц на федеральный уровень. О собственных успехах в борьбе со снегом — вывоз около 100 тысяч тонн за несколько снежных дней — доложили власти Нижегородской области. А на Урале крупные муниципалитеты вот-вот вступят в соревнование по уборке снега без реагентов. Так, мэр Челябинска Евгений Тефтелев, чьи усилия по уборке города до сих пор не всегда соответствовали ожиданиям горожан, заявил относительно скромные 13 тысяч кубометров снега в сутки — и более четырех тысяч тонн реагентов. При этом челябинский градоначальник особо отметил, что на Южном Урале снег убирают лучше, чем в Екатеринбурге, «несмотря на то, что техники у них на сто единиц больше, чем у нас». Надо полагать, столица Уральского федерального округа не промедлит с ответом.

Однако красота пейзажей и чистота ботинок — лишь одна сторона медали. Как обстоят дела с безопасностью на улицах?

«В первую неделю января в Петербурге было на 10 процентов меньше аварий, чем за тот же период прошлого года, причем число аварий с пострадавшими сократилось на 40 процентов», — зачитывает специалист «Гринпис России» Нина Лесихина сводки питерской ДПС. Водители культурной столицы — и без того не склонные к агрессивному вождению — по сравнению с бесснежным декабрем стали ездить более осторожно. Все же под колесами уже не асфальт.

В Госдуме отказ от реагентов не приветствуют. Около недели назад депутаты отклонили поправки к закону «Об охране окружающей среды» и КоАП, регламентирующие использование противогололедной химии.

«Реагент — помощник лопаты дворника, но никак не ее заменитель, — возражает своим коллегам автор поправок, депутат от КПРФ Олег Лебедев. — Необходимо четко понимать, где можно использовать соли и тому подобные средства, а где от них следует воздержаться. Реагент вполне уместен на проезжей части — прежде всего, с точки зрения безопасности движения. А вот тротуары, остановки, дворы, детские площадки и тому подобное — только лопата».

Схожей позиции придерживаются и правозащитники из президентского Совета по правам человека (СПЧ). Накануне снежного сезона глава Совета Михаил Федотов направил письмо спикеру Госдумы Сергею Нарышкину. По мнению членов СПЧ, бесконтрольное применение реагентов в крупных городах наносит вред людям, природе — и, следовательно, антиконституционно. Однако проблема в том, что вопрос о применении химии сейчас решают регионы. И, разумеется, чаще всего там идут по пути наименьшего коммунального сопротивления.

Впрочем, есть немало шансов на то, что питерский опыт распространится и в других мегаполисах. В Москве, как заявил «Газете.ру» глава комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов, собираются всесторонне изучить практику отказа от реагентов. А в самом Питере планы на уборку в следующем сезоне будут строить, исходя из пожеланий жителей.

Чем больше городов будет участвовать в этом эксперименте, тем лучше. Так экспертам будет проще обобщить данные и понять, есть ли у этой идеи какие-то плюсы, помимо чистой обуви и красивых пейзажей. Об экономической целесообразности того или иного способа очистки улиц можно будет с уверенностью говорить лишь по окончании зимнего сезона. А влияние бессолевых методов на зеленые насаждения можно будет оценить лишь через два-три «чистых» сезона — когда «просоленные» почвы начнут приходить в нормальное состояние. Правда, неизвестно, насколько чистым будет этот эксперимент. Депутат Лебедев опасается, что вместе с последним снегом на дороги выплеснутся остатки реагентов, чтобы крупные города смогли вновь вписать эту статью расходов на следующий год.