Власти готовятся спасти экономику, влив в нее почти триллион рублей. Деньги, которые удалось сэкономить на нынешних и будущих пенсионерах, а также бюджетниках, раздадут регионам и промышленности. «Лента.ру» постаралась ответить на главные вопросы о новом антикризисном плане правительства.
Почти триллион рублей. За подготовку нового плана отвечает глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Он заявил, что программа поддержки экономики предполагает расходы в 750 миллиардов рублей. Источник финансирования — федеральный бюджет (ранее ради экономии государственных средств решили индексировать пенсии не по уровню инфляции, а на 4 процента; зарплаты госслужащих, военных и судей вообще не будут повышаться в 2016 году). Кроме того, есть специальный антикризисный фонд правительства. Он, к слову, был сформирован благодаря третьей заморозке пенсионных накоплений. Государство изъяло у населения более 340 миллиардов рублей осенью прошлого года. Каждый, кто решил формировать накопительную часть пенсии, теперь принудительно вносит вклад в спасение экономики от рецессии.
В 2016-м государство явно намерено сэкономить. Напомним, что власти поддерживают экономику специальными антикризисными мерами второй год кряду. План-2015 предполагал выделение 2,3 триллиона рублей. Причем 1 триллион направили на докапитализацию банков. Теперь объем программы поддержки упал в три раза. Вероятно, это связано с тем, что предоставление больших объемов средств не привело к желаемым результатам.
Да, в целом правительство осталось довольно прошлогодней программой. Премьер-министр Дмитрий Медведев говорил об антикризисном плане так: «Он позволил в значительной мере, не полностью, конечно, но в значительной мере нейтрализовать влияние внешних воздействий на экономику».
Но с ним спорила глава Счетной палаты Татьяна Голикова, которой было поручено следить за исполнением плана. «Наверное, мы расходимся в оценках», — отмечала глава контрольного ведомства. По ее мнению, не все пункты программы дали ощутимый результат. Наблюдались проблемы и с ее реализацией — по части проектов срывались сроки исполнения, были проблемы с принятием необходимых законов и сокращением расходов в регионах.
Именно регионам и направят значительную часть средств — 310 миллиардов рублей (41 процент от общего объема антикризисного плана). Субъекты Федерации страдают от высокой долговой нагрузки и нехватки денег в бюджетах. Им действительно нужны средства. В особенности на выполнение социальных обязательств — выплату зарплат учителям и врачам, предоставление различных пособий. Выделенных в рамках программы поддержки средств не хватит, чтобы покрыть дефицит в казне регионов. По оценке министра финансов Антона Силуанова, в 2016 году он будет равен 412 миллиардам рублей.
В плане прописана и поддержка промышленности. Автопром, к примеру, получит почти 140 миллиардов рублей. По итогам прошлого года продажи автомобилей в России упали на 35,7 процента, сообщает Ассоциация европейского бизнеса. Россияне купили 1,6 миллиона машин (минус 890 тысяч штук). Деньги понадобятся на восстановление продаж — традиционно стимулирующими мерами в РФ являются программа утилизации транспорта, льготное автокредитование и развитие лизинга.
Помогут и падающим отраслям: в машиностроение вольют до 10 миллиардов, в легкую промышленность — 1,4 миллиарда. Сельское хозяйство, которое выполняет одну из ключевых ролей в импортозамещении, потребует помощи объемом 35 миллиардов рублей. Особенно рады деньгам будут молочники, регулярно жалующиеся на проблемы с производством сырого молока, на сокращение поголовья скота и девальвацию рубля (она привела к росту цен на зарубежные закупки, например, сухого молока).
Основное отличие текущей программы от прошлогодней — в ней не предусмотрена помощь банкам. Судя по всему, в правительстве считают, что финансовый сектор чувствует себя нормально. Тем не менее прибыль кредитных организаций в 2015 году обвалилась в три раза, до 192 миллиардов рублей. Многие крупные игроки закончили год в минусе (Россельхозбанк, Газпромбанк, Связь-банк и другие).
Отдельной строкой обозначена поддержка малого и среднего бизнеса. Государство обещает сократить свое участие в коммерческом секторе, уменьшить количество проверок предпринимателей и повысить качество работы судебной и правоохранительной системы.
Впрочем, власти уже давно говорят о том, что в России будут созданы комфортные условия для открытия и ведения своего дела. «Хватит кошмарить бизнес!» — призывал в далеком 2008-м тогда еще президент Медведев. С 2009 года в рейтинге Doing Business наша страна поднялась со 120-го до 51-го места (в прошлом году мы уступили Таиланду, Перу и Чили). Определенные успехи есть. Но остаются и проблемы. Например, трудно оформить разрешение на строительство (для этого нужно 19 процедур, в среднем занимающих 263 дня) или получить разрешение на международную торговлю.
Минэкономразвития не стало трогать богатых россиян. Минтруд хотел включить в антикризисный план введение прогрессивной шкалы налогообложения. Иными словами, ведомство Максима Топилина предложило брать с состоятельных граждан больше денег. Дополнительная мера от министерства труда и социальной защиты — ограничение уровня зарплат топ-менеджмента госкорпораций. Сэкономленные таким образом деньги можно было бы направить «наименее оплачиваемым работникам».
Алексей Улюкаев отверг данные пункты. Зато рассматривается возможность ущемить работающих пенсионеров с годовым доходом выше миллиона рублей. Их 400 тысяч человек. Если им не платить, можно сэкономить 60 миллиардов рублей.
Министр экономического развития считает, что все более-менее хорошо. «Мне кажется, что мы сможем с умеренным, осторожным оптимизмом входить в год», — доложил Улюкаев президенту Владимиру Путину.
Официальная статистика показывает иную картину. По информации Росстата, в 2015 году ВВП РФ уменьшился на 3,7 процента. Промпроизводство сократилось на 3,4 процента, розничная торговля — на 10 процентов, реальные зарплаты населения — на 9,5 процента. Цены выросли на 15,5 процента, безработица в плюсе на 7,4 процента.
Еще немного цифр. Текстильное и швейное производство упало почти на 12 процентов (меньше штанов и рубашек при запущенном вроде бы импортозамещении), производство обуви и кожи — на 11,4 процента, машиностроение — на 11,1 процента. Электроника — минус 8 процентов, строительство — минус 7, металлургия — минус 6,5. Ключевая отрасль отечественной экономики — добыча полезных ископаемых — завершила год на грани спада. Она показала положительный результат в 0,3 процента.
Прогнозы на 2016 год не сулят экономике восстановления. МВФ ожидает спад на 1 процент. В американском банке Morgan Stanley говорят о сокращении на 0,8 процента, во Всемирном банке — на 0,7 процента. В Альфа-банке предсказывают уменьшение ВВП на 1,5 процента. Даже в «умеренно оптимистичном» Минэкономразвития прогнозируют падение на 0,8 процента. В общем, еще год рецессии. И антикризисный план вряд ли изменит ситуацию.
«Программа поддержки не поможет экономике вырасти. Она сможет стабилизировать ее спад», — сказала в беседе с «Лентой.ру» главный аналитик Промсвязьбанка Екатерина Крылова. По ее мнению, даже с учетом антикризисных мер ВВП государства упадет на 2,2 процента. Она также отметила, что сегодня в помощи сильнее всего нуждаются население и промышленность.
«Экономический эффект от принятия антикризисного плана в его текущей редакции будет околонулевым или в лучшем случае умеренно положительным», — полагает финансовый аналитик группы компаний «Финам» Тимур Нигматуллин. Дело в том, что план предусматривает выделение уже предусмотренных в бюджете денег. Значит, объем госрасходов увеличен не будет — эффект мультипликатора (рост доходов экономики за счет роста инвестиций, проще говоря, умножение вложенных денег) не сработает. «Впрочем, структурирование и оптимизация госрасходов и поддержка наиболее слабых участков — предоставление дешевых кредитов регионам, поддержка автопрома и аграриев, снизит системные риски в экономике», — заключает эксперт.