В Узбекистане который день обсуждают аморальное поведение местной певицы Тамилы (настоящее имя — Эсмеральда Рахматова). Возмущение общественности вызвали откровенные видеоролики с ее участием. 2 февраля чиновники государственного эстрадного объединения «Узбекнаво» лишили артистку лицензии. Скандалы с представителями шоу-бизнеса в среднеазиатских республиках — явление нередкое. «Лента.ру» удивилась бескомпромиссности узбекских чиновников.
Культурный шок чиновники «Узбекнаво» получили в первый день февраля, когда некий аноним распространил через мессенджер Telegram любопытное видео с участием певицы. В кадре некий мужчина, лица которого не видно, спрашивает Тамилу, чем она занималась до эстрадной карьеры. В ответ девушка поднимается с места и снимает с себя брюки.
На другом ролике обнаженная молодая женщина идет по улице. Тамила в беседе с журналистом сайта Sayyod.com подтвердила, что брюки снимала действительно она. А вот второй ролик не имеет к ней никакого отношения. Официальные чиновники назвали видеоматериалы «бесстыжими» и пообещали наказать артистку.
В социальных сетях на певицу обрушился шквал критики. Ей пришлось даже удалить свой аккаунт в Instagram. Но скандал на этом не закончился. 2 февраля «Узбекнаво» лишило исполнительницу лицензии.
«Прекращено действие лицензии певицы Эсмеральды Рахматовой (Тамилы) в связи с нарушением исполнительницей требований и условий лицензионного соглашения, а также положения о лицензировании концертно-зрелищной деятельности», — говорится в официальном сообщении организации. В этот же день опозоренная певица решила уехать из страны. СМИ сообщили, что на данный момент Тамила находится в Казахстане.
Эсмеральда Рахматова — не первая жертва борцов за нравственность в республике. Ташкент всегда строго следил за моралью поп-исполнителей. Так, еще в 2013 году «Узбекнаво» отозвал лицензии у некоторых артистов за «бессмысленность песен» и утрату «требовательности к себе».
Причем пострадали известные коллективы и именитые исполнители — группы «Уммон» и «Манго», заслуженная артистка Узбекистана Дилфуза Рахимова, лауреат государственной премии «Нихол» для молодых исполнителей Отабек Муталхужаев.
Власти республики требуют от артистов и соблюдения высоких стандартов трудовой этики. В том же 2013 году «Узбекнаво» лишил лицензии Жасура Умирова, не поехавшего с концертами на хлопкоуборочную кампанию: «за несоблюдение требований, установленных в договоре при выдаче лицензии».
Узбекский шоу-бизнес регламентируется целым рядом документов, центральное место среди которых до недавнего времени занимало постановление кабинета министров страны «Об утверждении положения о лицензировании концертно-зрелищной деятельности». На нескольких десятках страниц оговаривались правила и, самое главное, условия лицензирования артистов — громоздкая система, состоящая из шести этапов согласования в различных инстанциях.
Соискатель должен был сдать до семи различных справок и документов, не только подтверждающих наличие музыкального образования, но и объясняющих характер предлагаемого репертуара. Лицензия выдается на ограниченный срок. Тем же документом обговаривается деятельность некой Группы представителей творческого содействия при Совете по развитию и координации национального эстрадного искусства, собирающейся раз в 15 дней на заседания для оценки качества работы поп-исполнителей. Любопытно, однако, что в свежих юридических базах страны положение о лицензировании действовало только по декабрь 2015 года. Какой именно законодательный акт регулирует узбекский шоу-бизнес сейчас, выяснить не удалось.
Внимательно относятся к «концертной деятельности» и в других республиках региона — например, в Таджикистане еще в 2014 году в столице страны Душанбе запретили трансляцию отечественного рэпа и рока в общественном транспорте. Хотя это направление музыки — достаточно популярное в республике — и без того не показывают на государственных телеканалах. Причина ограничений — таджикский рэп очень политизирован.
В соседнем Туркменистане эстрадные артисты живут без скандалов. Глава государства покровительствует всем видам искусства, в том числе и поп-музыке. Гурбангулы Бердымухамедов поощряет творчество в республике личным примером, выступая как певец, музыкант и даже диджей. В 2014 году пресс-служба президента распространила видео, на котором Гурбангулы Бердымухамедов крутит диски. «Аркадаг» — таков официальный титул нынешнего главы республики — постоянно демонстрирует гражданам, что в стране наступили оттепель и культурный ренессанс.
Бердымухамедов включается в творческий процесс не только как исполнитель, но и как автор песен. В 2015 году в Ашхабаде на концерте в честь Дня независимости страны исполнялся хит «Вперед! И только вперед, край родной — Туркменистан!», слова и музыку которого сочинил президент. «Эта вдохновенная песня прозвучала как прекрасная мелодия страны, каждый день жизни которой обозначен великими победами, трудовыми свершениями и поистине общенациональными праздниками», — отметило тогда туркменское издание.
Звезды эстрады благодарны главе государства за поддержку. Настолько, что берутся за столь непростые темы для творчества, как личность президента и его роль в жизни страны. В 2014 году в честь выдвинутой творческой интеллигенцией инициативы о создании памятника Бердымухамедову известные артисты эстрады исполнили песни об Аркадаге.