Министры иностранных дел «нормандской четверки» (России, Украины, Германии и Франции) 3 марта собрались в Париже, чтобы обсудить урегулирование украинского кризиса. Еще накануне встречи глава немецкого МИД пообещал прорыв в переговорах. Несмотря на столь оптимистичные перспективы по одному из главных спорных вопросов — проведению выборов в Донбассе — стороны в очередной раз так и не смогли прийти к согласию.
Подготовка к переговорам
Последним на встречу глав МИД «нормандской четверки» в Париже приехал министр иностранных дел Украины Павел Климкин. Сергею Лаврову, Жан-Марку Эйро и Франк-Вальтеру Штайнмайеру пришлось ждать коллегу в течение 40 минут.
В то время как министры России, ФРГ и Франции демонстрировали спокойствие и нацеленность на прогресс в переговорах, припозднившийся Климкин, казалось, с самого начала не был настроен оптимистично. Проигнорировав вопрос украинских журналистов, поинтересовавшихся, «ожидать ли сегодня прорыв, обещанный главой немецкого МИД», министр скрылся в зале переговоров.
«Руководство Украины и представители политической элиты выступают против проведения выборов в Донбассе и внесения изменений в Конституцию. Они боятся, что в противном случае им придется все согласовывать с лидерами ДНР и ЛНР, иначе те могут заблокировать решения Киева. А это не нужно украинскому правительству. Украина же в ближайшие десятилетия собирается вступать в НАТО, в ЕС, а ДНР и ЛНР могут им в этом помешать. В последнее время в СМИ и вовсе появилась точка зрения о том, что, может быть, эти территории и не нужны Киеву, — стоит провести там референдум и дать Донбассу полную автономию», — рассказал «Ленте.ру» старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Леонид Гусев.
Жан-Марк Эйро и Франк-Вальтер Штайнмайер еще за неделю до переговоров побывали в Киеве. По итогам встречи с украинским руководством глава немецкого внешнеполитического ведомства заявил, что 3 марта «ожидает решительных шагов» в вопросе проведения выборов в Донбассе. Чуть позже Штайнмайер назвал даже конкретные сроки: голосование в ДНР и ЛНР должно состояться до конца июня этого года.
Изначально выборы планировалось провести осенью прошлого года, впоследствии было решено перенести их на весну 2016-го. Ожидалось, что к этому моменту украинские власти выполнят свою часть договоренностей — в частности, разработают закон о выборах в Донбассе, примут поправки в конституцию и предоставят региону особый статус. Впрочем, пока ничего из этого так и не выполнено.
Не тот флаг
Перед началом встречи участникам переговоров предстояло фотографирование, во время которого был довольно неловкий момент. Флаги России и Украины оказались по соседству, хотя на предыдущих встречах их ставили в противоположные стороны. Это сильно смутило Павла Климкина, который, не желая стоять рядом с Лавровым, устремился было к флагам Германии и ЕС. Европейские коллеги быстро вернули его «на место» — к российскому министру, который иронично заметил: «Придется рядом постоять».
Климкин незамедлительно прокомментировал произошедшую неловкость на своей странице в Twitter: «Штайнмайер и французский протокол предложили мне символически встать между Эйро и Лавровым, но, похоже, никакому прогрессу с Россией это не способствует».
Чуть позже он разместил в микроблоге протокольный снимок, подписав: «Вот так это выглядит на практике. Рядом с Лавровым. Все мы в одной компании, но я пока поговорю со Штайнмайером и Эйро».
Без прорыва
По итогам переговоров, продолжавшихся четыре часа, стало известно, что в одном из самых спорных вопросов — о проведении выборов в Донбассе — согласия достичь так и не удалось.
Российский министр раскритиковал Киев за неготовность к прямому диалогу с представителями Донбасса, а также рассказал, что украинская сторона не поддержала идею провести местные выборы до конца первого полугодия. «Предложение прозвучало сегодня со стороны наших германских и французских коллег. Мы были готовы поддержать его, но украинская сторона попросила не настаивать на этом, и в итоге консенсуса достичь не получилось», — заявил глава российского МИД.
Как впоследствии рассказал журналистам Сергей Лавров, во время встречи стороны обменялись мнениями относительно нарушения режима прекращения огня, внутриполитической борьбы на Украине, результатов переговоров контактной группы по урегулированию ситуации в стране. Немало времени было потрачено на обсуждение положения в области безопасности. «Рассмотрели доклады специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, которая фиксирует нарушения с обеих сторон. Причем в том, что касается отсутствия отведенных и зарегистрированных вооружений, существенно больше нарушений зарегистрировано со стороны украинских вооруженных сил. Хотя ополченцы тоже грешат порой (…). При этом вместе с миссией ОБСЕ была достигнута договоренность между украинскими вооруженными силами и Донбассом по разминированию. Это позволит перейти к конкретным шагам по разминированию 12 приоритетных районов», — сообщил глава российского МИД.
Накануне парижских переговоров в Минске встретилась контактная группа по Украине, участникам которой удалось подписать соглашение об обязательстве сторон до 31 марта составить карты заминированных районов. Помимо этого, 4 марта вступает в силу запрет на проведение учений всех видов вооружений в 30 километрах вдоль линии соприкосновения.
Однако то, что стороны в очередной раз не смогли договориться относительно проведения выборов в Донбассе, казалось, сильнее всего расстроило главу внешнеполитического ведомства Германии. «Сегодняшняя встреча в рамках "нормандского формата" была одной из сложнейших. Удовлетворение от ее итогов не достигнуто. В вопросе местных выборов в Донбассе нет прогресса», — посетовал Франк-Вальтер Штайнмайер.
Однако Жан-Марк Эйро, впервые с момента назначения на пост главы МИД Франции принимавший у себя «нормандскую четверку», был настроен довольно оптимистично. Во-первых, он заявил, что на встрече в Париже главы МИД «определили ближайшие задачи и календарь действий». Во-вторых, министр сообщил, что ОБСЕ должна до 31 марта получить предложения по обеспечению безопасности на выборах на востоке Украины. В-третьих, призвал «освободить или обменять тех, кто оказался в плену к 30 апреля 2016 года в результате конфликта». При этом Эйро добавил, что встречи в «нормандском формате» продолжатся.