Российский космонавт-испытатель Сергей Рязанский рассказал «Ленте.ру», как правильно починить космический корабль, почему так тяжело дождаться своего полета, чем отличается зарплата российского космонавта от зарплаты его американского коллеги и почему мужик в ушанке не уступает Брюсу Уиллису.
«Лента.ру»: Сергей, до вашего полета еще больше года. Как пройдут эти 15-16 месяцев до старта? Когда вы перестанете себе принадлежать?
Рязанский: Я вам скажу честно: уже началось. В центре подготовки космонавтов есть специальный человек, называется планировщик. У него есть план на каждый день примерно до августа 2018 года. То есть моя жизнь полностью расписана.
Но вы же летите в 2017-м?
В ноябре 2017-го. Однако полет не заканчивается приземлением. Идет реабилитация, научные эксперименты и так далее. Поэтому до августа 2018-го года все расписано.
Но предполетное время — когда вас уже запрут в особом помещении и не будут выпускать, чтобы, не дай бог, не подцепить какой-нибудь вирус?
Запирают только за две недели до старта. А так мы нормальные люди, ездим на метро, стараемся не болеть. Ходим на занятие в Центре подготовки космонавтов здесь, под Москвой. Также у нас занятия в Хьюстоне, Кельне, где Европейское космическое агентство, и в Токио, где Японское космическое агентство.
Зачем?
У нас Международная космическая станция, все партнеры равны. И поэтому экзамены мы должны сдавать не только по нашему сегменту и по нашему кораблю, но и по сегментам партнеров.
У меня экипаж — это «Союз МС-07», я — командир, бортинженер у меня — американец, Рэнди Брезник, и космонавт-исследователь у меня японец, Канаи. Так что реально международный экипаж.
Вы с ними уже знакомы?
Конечно. Мы начали подготовку. Не так плотно, как хотелось бы, — я уже рвусь в бой. Но мой американец пока не досдал все нужные экзамены и не допущен к тренировкам с командиром. Этой зимой мы прошли зимнее выживание. При нештатной посадке космонавты должны выжить в любых условиях трое суток.
Это было в Калифорнии?
Зимнее выживание, к сожалению, нет. Мы, конечно, хотели бы где-то на берегу Черного моря. Но это под Москвой — все-таки в щадящих зимних условиях. Но, по-честному, у тебя ничего нет, давай выживай. Фактически это тимбилдинг.
Что значит «ничего нет»?
У нас — носимый аварийный запас, зимняя одежда, спички, сублимированная еда (примерно как у летчиков) — немного. На самом деле главное — сделать какое-то укрытие. Из парашюта, на котором мы якобы спустились. Его инструкторы бросают рядом со спускаемым аппаратом. Топора нет, есть мачете.

Сергей Рязанский по прибытии из космоса
Фото: Bill Ingalls / NASA / Reuters
Раньше это мачете было прикладом космического пистолета. Потом приняли решение, что пистолеты нам больше не нужны — а пистолет там был трехствольный, совершенно уникальное оружие. Два гладких ствола и один нарезной. Предположим, вокруг дикие звери и надо как-то защищаться. Гладкие стволы — для сигнальных патронов и дроби. Ну, я не застал это оружие, видел один раз, на занятиях — даже пострелять дали. Это еще была общекосмическая подготовка, когда нас только набрали. Так что пистолета больше нет, а приклад в виде мачете остался.
Что самое сложное в подготовке?
Честно — ждать своего полета. Особенно первого. Мне как летавшему уже легче, потому что я состоялся как профессионал. Но своего первого полета я ждал десять лет.
А по-прежнему есть те, кто всю жизнь готовились, но так и не полетели?
Конечно. У меня диплом космонавта номер 199. Полетел я 117-м космонавтом со времен Гагарина. То есть фактически нас чуть больше 50 процентов в космос летает. И народ отсеивается каждый год. Кто-то по здоровью, кто-то по неуспеваемости, кто по каким-то еще причинам. Отсеиваются и нелетавшие.
А сейчас вообще есть желающие стать космонавтами?
Желающие всегда есть. Не всегда бывают желающие нужного качества. Требования по здоровью не ослабели (разве что чуть-чуть), а по образованию — выросли. Нас уже не интересуют просто военные летчики: нужен человек, свободно говорящий по-английски, нам нужны люди, легко схватывающие материал, разбирающиеся в науке, в компьютерной технике. И корабль, и вся станция сейчас компьютеризирована, с вай-фаем…
Простите за деликатный вопрос: насколько хорошо труд космонавта оплачивается?
Я бы сказал, что достойно. По крайней мере, когда доллар был 35, мы сравнялись с американцами. И мы гордились, что у нас даже чуть-чуть побольше. Сейчас они снова ушли в отрыв…
У нас, конечно, нет советского обеспечения, когда государство давало космонавтам все необходимое — жилье, машины и так далее. Здесь уже сам крутись как хочешь, но, по крайней мере, космонавт не задумывается о том, как ему кормить свою семью.
А звезду героя дают? И нужно ли это?
Вопрос сложный. Дают. Я — Герой Российской Федерации, летчик-космонавт. Когда президентом у нас был Медведев, его спросили — не пора ли отменить. Ответ был примерно такой: стране нужны герои.
Зачем нужны космонавты? Какая от них польза?
Я специалист по космической медицине, кандидат наук. Есть разработки абсолютно инновационные, российские, которые изначально создавались для космонавтов.
Когда возвращаешься из невесомости, надо снова привыкать к гравитации. Для этого придумали специальные средства, а они оказались жизненно необходимы детям, больным ДЦП. И костюм «Регент», который сейчас запатентован и покупается всеми странами, включая Штаты и Израиль, — это же костюм-пингвин, разработанный для космоса. И уже потом врачи, посмотрев, как здорово он помогает космонавтам в полете, начали его воспроизводить, закупать. Модифицировали, конечно. Сейчас на основе этого костюма разрабатывается система реабилитации инсультников. Это технологии, которые тихо, незаметно входят в нашу повседневную жизнь. И, слава богу, помогают обычным людям.
Разрешено ли вам — хотя бы в общих чертах — говорить о тех задачах, которые вам поставлены на полет? Или это не обсуждается?
Нет, мы абсолютно открыты, у нас нет никаких секретов, мы можем рассказывать обо всех научных экспериментах, и мы это делаем…
Я предполагаю, что командир экипажа — это как капитан на судне — верховная власть.
Формально. Командир поддерживает атмосферу — духовную, душевную — в коллективе. С ЦУПом общается каждый на равных. Понятно, что на каких-то официальных мероприятиях — предположим, экипаж станции должен обратиться к детям-победителям Олимпиады — первым слово берет командир. Это больше формальная роль, но важная.

Олег Котов с Олимпийским факелом
Фото: Reuters
Когда мы летали в прошлый раз, командир «Союза» Олег Котов был и командиром МКС, и вместе со мной выносил олимпийские флаги в открытый космос, мы с ним три выхода совершили. На самом деле командир станции — это командообразующая функция, командообразующее звено, которое говорит: «Ребята, мы давно не собирались и не ели вместе».
Что самое сложное в космосе?
У всех по-разному. Некоторым очень тяжело привыкнуть к невесомости. У меня первый этап прошел просто суперлегко, такое впечатление, что я родился и вырос там, как рыба в воде — никаких вестибулярных расстройств, все прекрасно. А вот спуск для меня оказался самым тяжелым.
То есть это на самом деле очень тяжелое испытание?
За полгода из-за мышечной атрофии перегрузка субъективно переносится в два раза хуже.
Но что ты чувствуешь?
Когда я рассказываю студентам и школьникам, то говорю: «Дети, вы знаете такое выражение — плющит и колбасит? Вот это оно». То есть ты не можешь вдохнуть и, совершив ошибку, выдохнув, поднять грудь ты не можешь. В какой-то момент я закрыл глаза, потому, что понял — перегрузка навалилась так, что уже тяжело. Тяжело просто смотреть.
При этом мой командир (правда, для него был уже третий полет) — опытный, спокойный, грамотный — продолжал четко декламировать: «Идет спуск, перегрузка такая-то». Потом, в сердцах: «Куда ж ты рулишь, дурак?» Компьютер корабля немножко переборщил, и перегрузка задралась. Но он все говорил через силу, было достаточно тяжело. Единственное, что радовало, — мы летим домой.
То есть это все-таки не то же самое, что рутинный полет на самолете?
Космос вообще ошибок не прощает. Система все усложняется, но и риски возрастают. Толщина стенки станции — полтора миллиметра. Риск нештатной ситуации в связи со сложной техникой достаточно большой. Сама станция — огромная машина, в которой постоянно что-то может сломаться.
У нас в ходе полета в какой-то момент обесточилось примерно 80 процентов станции. Кое-где остались лампочки, некоторые компьютеры живые. Мы вышли на связь с Землей, говорим: Хьюстон, у нас проблема. Хьюстон говорит: идите спать! Как спать?! Сели, попили чай, пообсуждали, расползлись кое-как.
А поломка была на американском сегменте. Хьюстон аварийно выдернул из отпусков всех астронавтов, загнал их под воду, они отработали, и на следующее утро, когда мы встали, на компьютере висел план нашей работы. Мы бросили все и начали готовить американцев к выходу в открытый космос, к срочному ремонту. Альтернатива одна: вернуться домой и бросить станцию.
Кстати, об этом. Был такой фильм, где Брюс Уиллис, в очередной раз спасая Землю, прилетает на станцию, а там русский мужик в ушанке, с молотком, все чинит, и все хорошо. У нас обиделись патриоты, а вот вам этот эпизод был обиден?
Абсолютно нет — потому что примерно так оно и происходит. Американцы, посмотрев на русских, ввели у себя курс ремонта. У них система была такая. Они привыкли летать на «Шаттлах». Там что-то сломалось — а, ну и ладно, блочок поменяли, вернулись на Землю, блочок заменили, да и «Шаттл» поменяли.
У русских такой возможности нет. У нас маленький «Союз», много груза не навернешь, но все ремонтнопригодно. И космонавт, если что-то сломается, засучивает рукава, берет пассатижи, и с помощью кувалды и чьей-то матери начинает все чинить. Американцы понимают, что эта система работает надежнее, чем постоянно поставлять блоки — особенно сейчас, когда они потеряли все свои корабли. Они, конечно, в 2018-2019 году снова полетят, но учат своих астронавтов чинить.

Кадр из фильма «Армагеддон»
Кадр из фильма «Армаггедон»
Пока это выглядит смешно. Астронавт крепит себе на плечо камеру и в режиме прямого эфира что-то крутит. Ему Земля говорит: так, крути эту гайку, не туда крути, возьми ключ на 12, ты взял не на 12, а на 14 — ах да, а где это можно посмотреть? Человек реально не умеет чинить. И вот так все происходит. Они многое на самом деле взяли у российской системы, из грандиознейшего опыта на станции «Мир». Слава богу, мы сейчас тоже многому учимся у них
Вы третий космонавт в моей жизни. Первым был Алексей Леонов. Много лет назад я спросил у него: «А что все-таки было самым удивительным, самым прекрасным?». Он ответил, что это был момент возвращения в огненном шаре, в костре…
Это действительно здорово. И вот примерно так [держит ладонь вертикально] располагается иллюминатор, и краем глаза ты видишь, как плазма течет с той стороны стекла. Причем у нас спуск начался в 4:20-4:30, еще видно самое-самое начало рассвета. Очень красиво. Только появилось солнышко, причем не диском, а только лучами — и вот эта плазма. Красота! Когда-то, кстати, я рассказывал что-то своей маме, и она спросила: «Сергей, а где вы летите?» И я снял с ноутбука маленькую веб-камеру, показал в иллюминатор: вот, смотри, Куба, вот Карибские острова. Для моей мамы, наверное, это было самое большое впечатление — когда своими глазами посмотрела сверху, увидела то, что видит сын.