В последние годы все больше людей предпочитают променять офисные будни на жизнь «цифрового кочевника». Они работают удаленно или управляют своим интернет-бизнесом, а в свободное время путешествуют по миру, редко задерживаясь где-то дольше чем на месяц. «Лента.ру» поговорила с тремя цифровыми кочевниками об их буднях, заработках и философии свободного образа жизни.
«Я просто мало трачу»
«Первый бизнес у меня появился еще в 15 лет. Как ни странно, это было небольшое книжное издательство. Ну и интернет-магазин для продажи книг», — рассказывает 22-летний литовец Джейкоб Лаукайтис. Его считают одним из самых популярных в мире «цифровых кочевников» — интернет-предпринимателей, решивших отказаться от стандартной офисной жизни ради путешествий и познания себя.
Впрочем, сам Джейкоб приводит в пример куда более известных персон. Например, Павла Дурова, который вынужден переезжать с места на место из соображений безопасности. «Я же просто не люблю сидеть в офисе», — смеется литовец.
Свой первый бизнес он открыл с помощью одного американца, которому пришла в голову идея издавать в Литве разные западные книги. Под это дело Джейкоб создал и одноименный сайт. Спустя пару лет партнеры продали бизнес, и на руках у юного литовца оказалось более 10 тысяч евро.
Он вложил их в собственную компанию по продвижению различных сайтов, но решил не снимать для нее офис. Вместо этого он нашел работников по сети и пообещал им процент от сделки с каждым клиентом. «Некоторых своих сотрудников я ни разу не видел лично, но это не мешает им эффективно работать. Поэтому такой вариант меня устраивает», — отмечает бизнесмен.
Компания приносила ему 2-3 тысячи евро в месяц и не требовала постоянного сидения в офисе, что в принципе устраивало Джейкоба. С другой стороны, прожить на эти деньги в Литве было не так просто, так что он постоянно искал возможности урезать расходы. «И однажды меня осенило — в мире же есть куча стран, где жизнь в разы дешевле, чем в Европе. Поэтому я собрал вещи и отправился путешествовать», — вспоминает литовец.
С тех пор прошло уже два года, а Джейкоб не собирается отказываться от кочевого образа жизни. За это время он объездил более 40 стран и, по собственным признаниям, влюбился в Азию. Занимался серфингом на Бали, катался на слонах в Таиланде и гонял на джипах по заповедным джунглям Мьянмы. Зимовал на Хайнане и в Сингапуре. Поражался доброте и отзывчивости людей в Северной Корее и величию монастырей Тибета. И все это время не прекращал работать.
«Для управления своей компанией мне нужны только ноутбук и Wi-Fi, так что я могу работать где угодно, хоть лежа на пляже. Но не надо думать, что я лентяй. Иногда приходится сидеть за компьютером целый день», — признается литовец. По его словам, секрет успеха интернет-бизнеса в выборе «несексуальных» направлений. «Все хотят создать новый Google или Facebook, потому что это так сексуально. Но на самом деле нужно делать скучные и рутинные вещи вроде продвижения сайтов в поисковой выдаче или продажи рекламы. Это то, что всегда будет востребовано», — полагает Джейкоб.
Больше года назад он и еще двое IT-бизнесменов запустили собственный купонный сервис ChameleonJohn. Джейкоб вложил в него средства, сэкономленные во время жизни в Азии. Простая схема с размещением информации о групповых скидках и распродажах принесла им уже более миллиона долларов.
Литовец признается, что много экономит, ведь ежемесячно тратит на жизнь не более тысячи евро. «Я летаю дешевыми местными авиалиниями и редко бронирую жилье, предпочитая искать его прямо на месте. Больше всего потратил в Северной Корее — почти две тысячи евро. Да и то большинство пришлось на международные звонки, ведь там вообще нет интернета», — со смехом вспоминает он.
Образ жизни «цифрового кочевника» теперь кажется ему единственно верным, он постоянно рассказывает об этом в сети и искренне не понимает людей, предпочитающих сидеть в офисе. На вопрос о семье Джейкоб логично отвечает, что будущая супруга также может работать удаленно, а детям полезно расти в теплом азиатском климате. «В Литве же постоянно холодно и идет дождь. Как там вообще можно жить?! Хотя что я вам рассказываю, вы же из России», — подытоживает он.
«Такая жизнь не всем по нраву»
Дизайнер и блогер Томас Лауринавичюс отказался от офисной жизни еще в 2013 году. После учебы в Дании он пытался работать в престижной лондонской компании, но быстро понял, что слишком устает и чувствует себя несчастным. Тогда он создал сайт Despreneur, где начал рассказывать о лайфхаках для веб-дизайнеров и предпринимателей.
«Проект неожиданно стал приносить деньги, а еще удавалось немного срубить на рекламе и спонсорских постах в своем блоге на Medium. Ну и я постоянно делал всякие проекты для целого ряда студий и сайтов. Веб-дизайн нынче вообще штука востребованная», — объясняет Томас.
С тех пор он успел поучаствовать в написании книги по разработке мобильных приложений и выпустил несколько онлайн-курсов, но решил сконцентрироваться на развитии Despreneur. Правда из-за этого пришлось немного урезать расходы, ведь пока сайт не приносит стабильной прибыли, Томас в среднем живет всего на 1500 долларов в месяц. Именно поэтому он, как и Джейкоб, без ума от Азии с ее богатой кухней, теплым климатом и низкими ценами. На себя он ежемесячно тратит не более 500-700 долларов.
«Я постоянно мотаюсь от Таиланда до Бали, ведь для меня главное — хороший интернет и не менее хороший кофе. Постоянно ищу какие-нибудь местные кофейни. Если же их нет, то иду работать в коворкинги. В Азии сейчас много "цифровых кочевников", так что и мест для работы немало», — отмечает он.
В работе Томас старается использовать различные лайфхаки. Например, всегда распределяет задачи и отслеживает наиболее продуктивные часы, в которые у него получается сделать больше. Он рано встает и всегда составляет план на день, много тренируется и медитирует. А еще уходит в оффлайн по выходным, это обязательное правило. «Выходные я посвящаю только себе: путешествую, катаюсь на скутере и стараюсь узнать что-то новое. Но ни за что не притрагиваюсь к интернету и гаджетам. Это очень очищает сознание», — рассказывает Томас.
В будущем он не собирается менять образ жизни «цифрового кочевника» на работу в офисе. Правда признает, что постоянные путешествия не для всех, и многих пугает чувство неопределенности. «Да я и сам начал замечать, что не хочу срываться куда-нибудь каждые два месяца. Иной раз по полгода могу прожить в одном месте. Видимо, старею», — усмехается Томас.
Рай для хакеров
Кейси Розенгрен — настоящая легенда в мире «цифровых кочевников». Успешный стартапер пару лет назад вдруг понял, что смертельно устал, и отправился в бессрочный отпуск в Коста-Рику. Там он познакомился с владельцем отеля, у которого пустовали почти все комнаты, и с ходу предложил ему заселить туда кучу веб-разработчиков и дизайнеров.
Так родилась идея Hacker Paradise — единой платформы для всех «цифровых кочевников», где они могут отмечать на карте лучшие места для проживания, еды и развлечений. Сайт быстро превратился в своеобразный онлайн-гид для всех любителей кататься по миру, а Кейси тем временем открыл сеть коворкингов и привлекал к сотрудничеству все больше владельцев отелей.
«Я сильно отличаюсь от остальных «цифровых кочевников», ведь я, по сути, организую для них путешествия. Да я много работаю, но немалая часть этой работы — поход в бар с весьма милыми людьми или ужин в ресторане. Так что я скорее наслаждаюсь своей работой», — отмечает он.
Правда, иногда Кейси все же задумывается о семье и понимает, что со временем ему придется остепениться. Когда у него будут дети, путешествия останутся неотъемлемой частью жизни семьи, но большинство времени они все же будут жить в одном месте.
«Такой образ жизни для людей, любящих экстрим и постоянное напряжение в жизни. А некоторые, наоборот, предпочитают не выходить из зоны комфорта. В любом случае, я думаю, что с каждым годом "цифровых кочевников" будет все больше, — подчеркивает Томас. Ведь не важно, где и в каких условиях вы работаете. Главное — это ваша продуктивность».